Статья в помощь классному руководителю (обмен опытом)


В копилку учителя. Обмен опытом.
Советы классному руководителю при проведении классных собраний.

Одна из обязанностей классного руководителя-это проведение классных родительских собраний. Честно говоря, обязанность не самая приятная, но важная и ответственная. Важная потому, что имеется возможность напрямую встретиться с родителями (или лицами их замещающими) учеников и обсудить проблемы, связанные с их детьми. Ответственная потому. что надо попытаться найти подход ко всем родителям одновременно и к каждому в отдельности.
Проработав 35 лет с детьми разных возрастов (дошкольного, младшего школьного, среднего школьного и старшего школьного возрастов), я позволю себе поделиться своим опытом проведения родительских собраний.
Когда родители и классный руководитель собираются на родительское собрание ,то первоначальное чувство у всех , и у родителей, и у учителя-чувство напряжения, тревоги и ожидания. Следовательно, наша первостепенная задача - снять эту тревогу и напряжение. А это можно сделать, установив контакт с родительской аудиторией. Эта задача обоюдная, но первый шаг должен сделать учитель. Контакт должен быть и визуальный и вербальный, то есть и словами, и глазами, и жестами. Прежде всего ,надо поблагодарить родителей за их отклик прийти на собрание и обязательно отметить их искреннюю заинтересованность в жизни и делах не только их собственного ребенка, но и класса в целом. Эта благодарность учителя сразу повысит самооценку и значимость родителей в их собственных глазах и создаст атмосферу благожелательного сотрудничества.
Не надо сразу начинать свое сообщение с негативных событий, с негативных оценок прошедшего периода, а наоборот, надо усилить расположение родительской аудитории к дальнейшей совместной работе. Расскажите об общих достижениях класса, найдите и озвучьте те моменты, где учащиеся улучшили свои достижения или добились успеха, а затем обязательно оцените вклад каждого ученика в общее дело ( всегда можно найти то, за что можно похвалить). И вот здесь уместно коснуться некоторых психо-физиологических особенностей детей данного возраста, потому что некоторые родители обязательно зададут пусть не вам, но себе вопрос «почему мой ребенок сделал не больше, чем другие?». А когда они прослушают краткое изложение того, что может и не может сделать ребенок в данном возрасте, то не будут чувствовать себя несостоявшимися родителями, а будут понимать, что существуют не только субъективные , но и объективные причины для всего происходящего. А это опять есть «плюс» к вашему взаимному сотрудничеству. Вы, учитель, будете для родителей не обвинитель, а друг и близкий помощник. Как говорить о каждом ученике –зависит от родителей. Если родители не стесняются при всех спроситьоб успехах и неудачах своего ребенка, отвечайте прямо, исходя из особенностей данного ученика. Отметьте его сильные и слабые стороны, его потенциал .Ничто так не делает людей ближе, чем чувство что вы интересны собеседнику, что ваши мысли, поступки достойны внимания. А наша задача как классного руководителя – иметь как можно больше точек соприкосновения не только с учениками ,но и с их родителями. И тогда задачу воспитания нам будет выполнить гораздо легче.
Тем родителям, кто стесняется публично задавать вопросы о своих детях , стоит отвечать индивидуально, но опять же, начав с положительных отзывов, а потом перейти к обсуждению неудач. Человек, который вначале слышит хорошее ,уже открыт для дальнейшего разговора и адекватно воспринимает информацию пусть и не очень приятную, а не воспринимает ее «в штыки».
Если это возможно, выучите имена и отчества родителей ваших учеников и обращайтесь к ним по имени-отчеству. Это , во-первых, будет показателем вашей заинтересованности в данном человеке и уважительного отношения к его мнению, а с другой стороны, обезопасит вас от проявления неадекватной реакции на ваше сообщение. Имя человека, как говорят психологи, это самое приятное звучащее слово для слуха любого человека. После такого приятного действия трудно будет родителям ученика нагрубить учителю.
Надеюсь, что эти проверенные опытом и практикой ненавязчивые советы помогут кому-то в нелегком труде педагога.