Памятка на тему Рекомендации начинающему учителю


ГБОУ СПО ЕПК КК
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
НАЧИНАЮЩЕМУ УЧИТЕЛЮ
Студентки Ш-22 группы
Колесник Валентины
Преподаватель:
Великановская Л.А
г.Ейск
2014 год
,
Содержание
Десять советов молодому учителю
Имидж учителя начальных классов
Личностные качества учителя

Десять советов начинающему учителю
Совет первый
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей. Школа не нуждается в твоем снисхождении.
Сразу ориентируйся на школу и именно с ним связывай свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера.
Совет второй
Найди себя, свой образ. Преподаватель индивидуален, иначе и речи быть не может о творчестве.Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к
мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколь
существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а предаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой.
Совет третий
Не замыкайся в своем преподавательстве.
Если преподаватель только преподаватель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть
интересен своим ученикам.
Совет четвертый
Помни о комплексном характере преподавательского труда.
Все имеет значение и все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и дисциплина. Не нужно это разделять, это взаимосвязано.
Совет пятый
Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь. Ребята не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят.
Совет шестой
Будь честным и правдивым.
Совет седьмой
Цени юмор в общении с учащимися.
Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно.
Совет восьмой
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться лучше, чем ты есть.Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя и не переигрывай.
Совет девятый
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Возводить честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно.
Совет десятый
Обрети гражданскую позицию.Гражданская позиция, прежде всего
нравственная.
Запомни: какими бы прекрасными не
были учебники и учебные программы, истинный проводник гражданской идеи ты

Имидж учителя начальных классов
Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего преподавателя. Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась. Действовал внешний фактор имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем.
Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.
Внешний вид педагога• Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека». • Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. • Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. • Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. • Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. • Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье. • В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов. • Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться. • Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным. • Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно. • Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги. • Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов). • Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Голос• Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. • Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией. • А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности. • Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.
Силуэт одежды• Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии. • Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.

Личностные качества учителя
склонность к работе с детьми;
высокая степень личной ответственности;
самоконтроль и уравновешенность;
терпимость, безоценочное отношение к людям;
интерес и уважение к другому человеку;
стремление к самопознанию и саморазвитию;
находчивость и разносторонность;
тактичность;
целеустремленность;
артистизм;
требовательность к себе и другим;
наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).
Учителю важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и примерного, а многим помочь стать лучше. Надо делить доброту души поровну между своими воспитанниками. Доброта и любовь к детям должны быть главным стимулом педагогической деятельности, общения с ребёнком. Доброе отношение к детям не должно ущемлять самолюбие и достоинство детей, оно помогает учителю вовремя прийти на помощь ученику.
   Учитель должен быть человеком большого сердца, огромного трудолюбия, неиссякаемой энергии. К каждому из детей он должен найти подход: одному дать добрый совет, с другого строго спросить, к третьему подойти по-матерински ласково. Прикоснуться, обнять, поправить взъерошенные волосы, застегнуть туго набитый портфель, дать совет, выслушать секрет и называть детей только по именам. Все это занимает какие-то секунды, но это важно в жизни каждого человека. В учителе должно сливаться воедино и доброта, и простота, и строгость, и требовательность. Не только детям, но и всем людям, учитель должен дарить частички своей дущи. В нём должно уживаться терпение, мудрость, сила воли, оптимизм.
   Чтобы научить детей учиться, надо хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, уметь вовремя заметить усталость,  знать физическое состояние ребёнка на момент урока, уметь переключить их внимание, чтобы сохранить работоспособность.
   Добрая улыбка, негромкий мягкий голос завораживает детей. Доброжелательный тон, педагогический такт, эмоциональность, загадочность, неожиданность - вот творчество учителя. Стремление к творчеству может зажечь в детях лишь тот учитель, который работает сам творчески.
У учителя не должно быть уроков главных и второстепенных. Все задания на уроках должны носить не только обучающий, но и развивающий характер. Любой вопрос на уроке  - почему, дети воспринимают как игру, но на самой деле учатся рассуждать, доказывать Работа должна строиться с учётом личности ребёнка, его потенциалов и возможностей. Учитель начальных классов не только должен учить письму и счёту, но и добру, отзывчивости, сопереживанию, сотрудничеству, потому что « кто не познал  науку добра, тому всякая иная наука будет во вред». Учить детей быть людьми, учить любить и понимать родную природу, учить уважать старших, учить быть хорошим товарищем.