В помощь учителю-предметнику для 8 класса
Пояснительная записка
Перечень локальных нормативных актов, на основании которых составлена рабочая программа по предмету учебного плана.
Рабочая программа (адаптированная для учащихся с ограниченными возможностями здоровья) по биологии для 8Б класса основного общего образования разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2014-2015 учебный год
Рабочей программой учебного предмета «Биология»
Положением о рабочей программе по предметам учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
Перечень методических пособий, использованных при разработке рабочей программы.
Рабочая программа разработана с учетом Примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендованной письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» и авторской программы к учебнику Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс. из сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. – 176 с.
Учебно-методический комплекс.
Преподавание биологии ориентировано на использование УМК авторского коллектива под редакцией И. Н. Пономаревой: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010-14. Программно-методический комплекс полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и входит в федеральный перечень учебников. В учебнике реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности. УМК по биологии под редакцией Пономаревой И. Н. представляет собой единую дидактическую систему, все части которой взаимосвязаны. Несомненным достоинством УМК является его традиционность в лучшем смысле этого слова. Кроме того, изложение всех тем имеет четко выраженную экологическую направленность, заложен системно-структурный подход к изучению биологии. Учебник дает не только знания, но и формирует умения.
Характеристика класса.
Рабочая программа включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 8 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено с учетом образовательного уровня учащихся. В 8Б классе 12 учащихся. Высокая лабильность, хорошая способность к обучению наблюдается только у 2 (17%) учащихся (...). Средняя способность к обучению наблюдается у 25 % учащихся (...) Низкая обучаемость, трудности в переобучении составляет 58 % (...). Таким образом, фрагментарная кратковременная память, низкий уровень устойчивости внимания и высокий уровень отвлекаемости на занятиях, наблюдается у 58 % учащихся, что сказывается на успешности в усвоении учебного материала. Учащиеся 8Б класса владеют невысоким уровнем: умений применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Сведения о наиболее оптимальных и эффективных формах, методах и реализуемых в данном классе образовательных технологиях.
Реализация данной программы способствует повышению уровня интериоризации (переход внешней деятельности вовнутрь) и развитию познавательного интереса через использование разнообразных форм (фронтальные, групповые и индивидуальные), методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение) и педагогических технологий (личностно-ориентированные, гуманно-личностные). Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в классе используется система консультационной поддержки. Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических работ. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Большинство практических работ выполняется в домашних условиях (формирование самостоятельной организации учебной деятельности), а также являются фрагментами комбинированных уроков и проводятся с использованием материально-технического оснащения кабинета.
Программа рассчитана на 68 часов. В программе возможны изменения часов в связи с совпадением уроков с праздничными днями, временной приостановкой работы школы.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п Наименование разделов и тем урока Кол-во часов Дата проведения Вид контроля Примечание
Лабораторные (Л/Р) и практические (П/Р) работы
план факт I Биологическая и социальная природа человека. 1 1 Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека. 1 03.09 Вводный Экологические факторы, влияющие на здоровье населения Хакасии. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
II Организм человека. Общий обзор. 4 2 Науки изучающие человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Структура тела. Место человека в живой природе. 1 06.09 3 Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность. 1 10.09 Текущий 4 Ткани, органы и их регуляция. 1 13.09 5 Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. 1 17.09 Текущий Выполняется дома. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
III Опорно-двигательная система. 7 6 ОДС. Скелет человека. Соединение костей. 1 20.09 7 Скелет головы и скелет туловища. 1 24.09 Текущий 8 Скелет конечностей. 1 27.09 9 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 1 01.10 Текущий Практическая работа. Статистика травматизма в РХ. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
10 Мышцы человека. Работа мышц. 1 04.10 11 Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. 1 08.10 Текущий Выполняется дома. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. Статистика в классе. Гигиена ОДС. Определение нарушений. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
12 Развитие опорно-двигательной системы. 1 11.10 IV Кровь и кровообращение. 7 13 Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав. 1 15.10 14 Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Инфекционные заболевания в РХ и их профилактика. 1 18.10 15 Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. 1 22.10 Текущий 16 Строение и работа сердца. 1 25.10 Текущий 17 Круги кровообращения. Транспортная система организма. 1 29.10
I четв Текущий 18 Кровеносная система. Лимфатическая система. Транспорт веществ. 1 12.11 . выполняется дома. Пульс и движение крови.
19 Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Окружающая среда РХ и ее влияние на сердечно-сосудистую систему человека. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. 1 15.11 Текущий Практическая работа. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
V Дыхательная система. 5 20 Значение дыхания. Органы дыхания. 1 19.11 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
21 Газообмен в легких и тканях. Строение легких. 1 22.11 22 Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. 1 26.11 Текущий Выполняется дома. Измерение обхвата грудной клетки.
23 Заболевания органов дыхания и их профилактика. Факторы воздушной среды РХ и их влияние на газообмен. 1 29.11 Текущий Факторы воздушной среды РХ и их влияние на газообмен. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
24 Оказание первой помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. 1 03.12 Текущий Правила поведения на водоемах Хакасии. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
VI Пищеварительная система. 6 25 Пища. Состав пищи. Органы пищеварения. Строение и значение зубов. 1 06.12 Текущий Выполняется дома. Определение местоположения слюнных желез.
26 Пищеварение в ротовой полости и желудке. 1 10.12 Текущий Действие ферментов слюны на крахмал.
27 Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. 1 13.12 28 Регуляция пищеварения. 1 17.12 29 Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения, в том числе гепатита и кишечных инфекций. Окружающая среда РХ и ее влияние на пищеварительную систему человека. 1 20.12 Текущий Рацион питания школьников. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
30 Тест по темам: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы 1 24.12 тематический VII Обмен веществ и энергии. Витамины. 3 31 Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. 1 27.12
II четв 32 Нормы питания. 1 13.01 Текущий Выполняется дома. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
33 Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. 1 15.01 VIII Мочевыделительная система. 2 34 Выделение. Строение и работа почек. 1 20.01 35 Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. 1 22.01 Текущий IX Кожа. 3 36 Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. 1 27.01 37 Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. 1 29.01 38 Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях. 1 03.02 Текущий X Эндокринная система. 2 39 Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. 1 05.02 40 Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. 1 10.02 Текущий XI Нервная система. 6 41 Значение, строение и функционирование нервной системы. 1 12.02 Выполняется дома. Действие прямых и обратных связей.
42 Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. 1 14.02 43 Нейрогуморальная регуляция. 1 17.02 44 Спинной мозг. Строение и функции. 1 19.02 Текущий 45 Головной мозг: строение и функции. 1 24.02 Текущий Выполняется дома. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
46 Передний мозг. Большие полушария головного мозга. 1 26.02 XII Органы чувств. Анализаторы. 5 47 Значение органов чувств и анализаторов. 1 03.03 48 Орган зрения и зрительный анализатор. 1 05.03 49 Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. 1 10.03 Текущий 50 Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. 1 12.03 Текущий Выполняется дома. Равновесие вестибулярного аппарата
51 Органы, осязания, обоняния и вкуса. 1 17.03 XIII Поведение и психика. 6 52 Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. 1 19.03 Текущий Выполняется дома. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
53 Закономерности работы головного мозга. 1 02.04 54 Биологические ритмы. Сон и его значение. 1 07.04 Текущий 55 Особенности высшей нервной деятельности человека. 1 09.04 56 Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. 1 14.04 Текущий Выполняется дома. Изучение внимания при разных условиях.
57 Динамика работоспособности. Режим дня. 1 16.04 Текущий Гигиена труда и отдыха. (Национальное региональное этнокультурное содержание)
XIV Индивидуальное развитие человека. 6 58 Размножение и развитие. Половая система человека. Наследование признаков у человека. 1 21.04 59 Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция, ее профилактика. 1 23.04 Текущий 60 Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. 1 28.04 61 О вреде употребления никотина, алкоголя и наркогенных веществ. 1 30.04 Текущий 62 Профилактика употребления наркогенных веществ. 1 05.05 Текущий 63 Итоговое тестирование за курс 8 класса «Анатомия, физиология и гигиена человека» 1 07.05 Итоговый XV Заключение 3 64 Психологические особенности личности 1 12.05 65 Темперамент и характер человека 1 14.05 66 «Анатомия, физиология и гигиена» в терминах. Систематизация и обобщение знаний 1 19.05 Коррекция 67-68 резерв 2 21,26 коррекция Перечень учебно-методического и материально-технического оборудования.
Учебно-методический комплекс по предмету.
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. 8 класс. – М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010-14.
Список литературы, использованной учителем при реализации рабочей программы.
Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт.-сост. О. П. Дудкина. – Волгоград: Издательство Учитель, 2011. – 255с.
Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2010. – 192с.
Школьник Ю. К. Человек. Полная энциклопедия / Ю. К. Школьник. – М.: Эксмо, 2011.- 256с.: ил.
Перечень наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения, имеющихся в кабинете и используемых в образовательном процессе.
Натуральные объекты:
Головной мозг горизонтальный и фронтальный срез
Сердце фронтальный срез
Печатные пособия:
Демонстрационные таблицы:
Кожа
Мышцы
Сердце
Дыхание
Рельефные таблицы
Мышцы туловища и конечностей
Нервная система
Эндокринная система
Пищеварительная и дыхательная системы
Строение почек
Строение кожи. Разрез кожи (схема)
Объемные модели:
Сердце
Головной мозг
Почки
Гортань
График контрольных, практических и лабораторных работ.
Для того чтобы отследить степень формирования предметных умений и навыков включены контрольные, практические и лабораторные работы.
График контрольных.
№ работы Тема контрольной работы Дата проведения
план факт
1 Тест по темам: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы 24.12 2 Итоговое тестирование за курс 8 класса «Анатомия, физиология и гигиена человека» 07.05 График практических и лабораторных работ.
№ работы Название практической и (или) лабораторной работы Дата проведения оборудование
план факт 1 Выполняется дома. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. 17.09 2 Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 01.10 Перевязочный материал
3 Выполняется дома. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. Статистика в классе. Гигиена ОДС. Определение нарушений. (Национальное региональное этнокультурное содержание) 08.10 Мерная лента, лист бумаги, закрашенная вода.
4 выполняется дома. Пульс и движение крови. 12.11 часы
5 Приемы оказания первой помощи при кровотечениях 15.11 Перевязочный материал
6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. 19.11 Лабораторная посуда: Химический стакан, известковая вода, стеклянная трубочка
7 Выполняется дома. Измерение обхвата грудной клетки. 26.11 Мерная лента
8 Выполняется дома. Действие ферментов слюны на крахмал. 10.12 Учебно-практическое: пробирки, 2 стакана с водой (холодной, теплой), пипетка, раствор йода, кусочек хлеба, слюна, клейстер., бинт,
9 Выполняется дома. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. 13.01 секундомер
10 Выполняется дома. Действие прямых и обратных связей. 12.02 11 Выполняется дома. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. 24.02 12 Выполняется дома. Равновесие вестибулярного аппарата 12.03 13 Выполняется дома.
Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. 19.03 Зеркало, шариковая ручка, лист бумаги
14 Выполняется дома. Изучение внимания при разных условиях. 14.04 Секундомер, лист бумаги, шариковая ручка
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка предметных результатов выставление в виде отметки по пятибалльной системе.
При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характеристики классов, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации объектов и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании класса, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими практических заданий.
Оценка теоретических знаний и умений учащихся
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» ответ па вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1» полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдений; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка за тестовую работу, за биологический диктант
- отметка «5» ставится, если учащийся выполнил 90 – 100% (9 – 10 баллов);
- отметка «4» ставится, если учащийся выполнил 70 – 89% (7 – 8 баллов);
- отметка «3» ставится, если учащийся выполнил 50 – 69% (5 – 6 баллов);
- отметка «2» ставится, если учащийся выполнил менее 50% (меньше 5 баллов);
- отметка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу.