Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Дымковские узоры»


Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Дымковские узоры»
Задачи:
1. Образовательные:
-закреплять представления о дымковской росписи и её элементах;
-закреплять умение самостоятельно составлять декоративную композицию для конкретной формы предмета по мотивам дымковской росписи;
2. Воспитательные:
- воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.
3. Развивающие:
-развивать мышление, воображение, творческие способности детей;
-развивать художественное восприятие, эстетические чувства и эмоции.
Материалы:
на каждого ребенка материал для дидактической игры «Закончи узор», картинки с изображением дымковских игрушек (Приложение1) ;вырезанные на каждого ребёнка геометрические формы и элементы узоров для дидактической игры «Сложи узор» (Приложение 3) ; заготовки различной формы по выбору детей для рисования по мотивам дымковской росписи (круг, овал, прямоугольник, силуэты игрушек: лошадка, барышня с младенцем, петух, индюк, олень) (Приложение 2) ; гуашь, кисти, стаканчики для воды, палитра, салфетки.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель:
-Ребята, угадайте, чем мы будем сегодня заниматься? А чтобы узнать это отгадайте загадки:
Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик) .Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран) .Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.
Ответы детей: дымковская игрушка
Воспитатель:
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о дымковской росписи.
-Ребята, а давайте вспомним, что же украшают дымковскими узорами?
Дети:
-глиняные игрушки.
Воспитатель:
-Ребята, а какие игрушки вы знаете для росписи?
Дети:
-барышня, индюк, конь, петух, барашек, утка, медведь, свистульки.
Воспитатель:
- Какие основные цвета в дымковской росписи используют художники?
Дети:
- красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый, коричневый и черный.Воспитатель:
-Какими узорами украшают мастера свои изделия?
Дети:
- кружками, кольцами, полосками, змейками.
Воспитатель:
- Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? А что же могла означать клетка?
Дети:
-Солнце, воду, поле.
Воспитатель:
-Я предлагаю вам вспомнить правила расположения узоров на изделиях разной формы, которые мы с вами рассматривали на прошлых занятиях и поиграть в игру «Закончи узор» Воспитатель предлагает для рассматривания картинки с изображением дымковских игрушек и раздает картинки, где нужно продолжить узор (Приложение 1)
Д/и «Сложи узор».
- Предлагаю вам выложить композиции дымковских узоров на различных заготовках разных форм (прямоугольные, овальные, круглые, квадратные). Обратите внимание – узор на них должен быть расположен в соответствии с правилами составления композиции дымковской росписи.
Детям раздаются вырезанные силуэты (по одной на каждый стол) и набор вырезанных элементов дымковского узора. На геометрической форме дети в парах составляют композицию. (Приложение 2, 3) .
После игры проводится самоанализ и взаимоанализ выполненных работ. Воспитатель исправляет ошибки вместе с детьми.
Воспитатель:
-Я вижу, что вы вспомнили, как располагаются узоры на предметах различной формы. А теперь предлагаю вам побыть настоящими мастерами. Выбирайте, какое изделие вы будете рисовать и расписывать.
Детям предлагается выбрать силуэты заготовок игрушек: лошадка, барышня с младенцем, петух, индюк, олень.
Совместно с детьми вспомнить правила работы с гуашью, алгоритм подготовки и уборки рабочего места.
Дети самостоятельно рисуют и расписывают.
Индивидуальная помощь детям:
-в выборе цвета,
-в составлении композиции,
- в отработке технических навыков.
По окончании деятельности, напомнить детям, что необходимо убрать своё рабочее место. Далее работы прикрепляются к подставкам и размещаются для любования. Дети любуются своими работами.
Анализ.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Какие элементы в росписи вы использовали?
-Что у тебя лучше получилось, а что хотел бы переделать?
-Чья работа больше всех тебе понравилась?
-Какое количество цветов ты использовал в работе?
Воспитатель:
-Молодцы ребята, постарались на славу.