Динамические паузы на уроках иностранного языка
Динамические паузы на уроках иностранного языка.
Физкультминутка – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Несомненно, паузы, которые учителя начальных классов используют на уроках математики или окружающего мира будут неуместны во время уроков иностранного языка.
Обучение иностранному языку школьников начальных классов имеет немало особенностей. Учитель должен не только научить правильно произносить звуки, читать, слушать, говорить, писать на чужом языке, но ещё и создать позитивный настрой и вызвать интерес к этому языку. Грамотно организованная динамическая пауза на иностранном языке позволяет нам достичь одновременно нескольких поставленных задач.
Методическая литература, да и просторы интернета позволяют нам найти немало всевозможных рифмовок для проведения динамических пауз. Помимо своей основной цели (переключение на новый вид деятельности, активный отдых для предупреждения утомления и снижения работоспособности) они позволяют развивать фонематический слух, расширять словарный запас обучающихся. Однако иногда бывает сложно подобрать подходящую рифмовку к теме урока, а однотипные физкультминутки приедаются.
Для того чтобы разнообразить динамические паузы, можно вводить элементы игры, которые позволяют не только отдохнуть, но и решать учебные задачи (лексические, грамматические).
“Let’s dance!”. Предложите детям изобразить различные действия. На своих уроках я использую эту игру с самых первых занятий во 2-м классе. Таким образом, дети уже узнают на слух слова, которые мы будем изучать через некоторое время: dance, run, swim, skip, fly, sing, read, write, count и т.д. Естественно, слова вводятся постепенно, их количество увеличивается от урока к уроку.
Когда лексика усвоена достаточно хорошо, усложняем задание и предлагаем детям самим по очереди давать команды одноклассникам.
“Can you dance?” Делаем предыдущую игру сложнее. Дети не просто показывают действие, а ещё и комментируют его: “I can dance”. Таким образом, мы уже отрабатываем не только лексику, но и грамматические обороты. Немного усложнив предыдущий вариант игры, мы уже можем закреплять краткие ответы. “Can you dance?” - “Yes, I can.”
“Let’s count!” . При введении счёта до 10 можно предложить следующую игру. Дети изображают какое-то заданное действие («летают», «плавают», бегают на месте или прыгают). Учитель в это время считает от 1 до 10. Если учитель пропускает какое-то число, то нужно остановиться.
«Show me something red…» Дети должны показать предмет названного цвета.
“Have you got…?” Повторяем тему «школьные принадлежности» и краткие и полные ответы к вопросу. Дети показывают названный предмет (ручка, ластик, рабочая тетрадь и т.д.) и отвечают “Yes, I have. I’ve got a pen”.
«Пантомима». Предложите детям изобразить выражением лица и жестами названное слово (названия животных, имена прилагательные: big, fat, slim, sad, merry и т.д.) Важно заранее предупредить, что звуки произносить нельзя. Этой игрой мы не только проверяем знание изученной лексики, но и позволяем детям раскрепоститься, проявить свои артистические способности.
“Show me”. Простая и весёлая игра для введения/ закрепления/ проверки слов по теме «части тела».
Show me, show me,
Show me your head,
Show me your ears,
Show me your feet,
Show me your neck
And show me your back.
Последние 2 строчки повторяются, а части тела можем варьировать на своё усмотрение.
“Show me his head”. Детям немного надоела предыдущая игра? Усложните её, заменив в некоторых строчках слово “your” на “his” или “her”. Повторяем притяжательные местоимения, тренируем внимание и показываем не только свои, но уши/ руки/ ноги одноклассников.
Все эти игры мы выполняем стоя, сделав шаг в сторону от парты. С одной стороны, они позволяют немного отдохнуть, подвигаться. С другой – дети не успевают слишком «разыграться», что могло бы помешать дальнейшей работе на уроке.
Возможно, кому-то эти игры покажутся слишком простыми, но они действительно очень удобны. Они не требуют какой-то специальной подготовки, их можно включить в любой момент урока, когда чувствуете, что детям нужно слегка отдохнуть. Бывают ситуации, когда работа идёт «со скрипом». Например, дети устали после контрольной или чересчур взбудоражены после эстафеты на физкультуре. Полагаю, что в такой ситуации лучше немного скорректировать план урока и добавить дополнительную паузу, заодно проверив выученные слова.