Конспект урока русского языка пре и при


Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Тема урока. Правописание приставок пре-, при-
Цели и задачи урока.Обучающая цель: дать понятие о правописании приставок пре- и при-.Практическая цель: научить правильно употреблять приставки пре- и при-.Развивающая задача: формировать внимательное отношение к значению слова, отличать слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения.
Технологии. В ходе урока используются групповые технологии.
Ход урока.
Организационные моменты. Приветствие, выдача проверенных тетрадей.
Проверка домашнего задания. На доске один из учащихся записывает три слова, соответствующие схемам в заданном на дом упражнении № 643, обозначает морфемы. За это время учитель проверяет с классом, как были вставлены пропущенные буквы в домашнем упражнении № 641, какими правилами руководствовались ученики при постановке букв после приставок. Вызванный ранее к доске ученик объясняет морфемный состав слов, рассказывает правило написания букв «ы», «и» после приставок. Тетради с домашними заданиями учитель собирает для проверки. В полученных тетрадях записывают дату и тему урока.
Объяснение нового материала. Слово учителя. Сегодня мы узнаем о приставках, которые в безударном положении произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Чтобы правильно писать эти приставки, надо знать их значение. Чтение вслух из учебника теории §54. Запись в тетради с доски: Значения приставки при-
приближение, присоединение расположение вблизи неполнота действия
Заполнить таблицу словами из упражнения № 646. Поочереди у доски трое учеников выбирают слова из упражнения и записывают их в столбики 1, 2, 3, объясняя значения приставок. К доске учитель вызывает пять человек, которым на дом было задано опережающее задание: выучить стихотворный отрывок об одном из значений приставок пре-, при-. Ученики друг за другом читают наизусть свои части стихотворения о правописании приставок пре-, при-.
При- или пре-, пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
После прочтения учитель предлагает каждому назвать из своего отрывка слова с приставками пре- и при- и объяснить значения приставок.
Запись в тетрадь с доски:
Значения приставки пре-
близко к «очень» близко к «пере-»
Заполнить таблицу словами из упражнения № 659 вместе с двумя учениками, которые поочереди записывают слова в столбцы 1 и 2 на доске, называя значение приставки.
Трудные случаи написания приставок пре- и при-, разбор упражнения №662.
4. Самостоятельная работа учащихся по группам.
Учитель разделяет класс на пять групп, в каждой из которых оказывается один из детей, читавших часть стихотворения у доски. Все получают листок с заданием. Вставить пропущенные в приставках буквы, выбрать из слов, записанных на листке, слова с приставкой пре- или при-, соответствующие заданию, полученному группой:
1 группа: приставка при- в значении присоединения, приближения;
2 группа: приставка при- в значении неполноты действия;
3 группа: приставка при- в значении расположения вблизи чего-нибудь;
4 группа: приставка пре- в значении, близкому к «очень»;
5 группа: приставка пре- в значении, близкому к приставке пере- .
Слова для работы в группах:
приморье, пригреет, приехать, преосторожно, преступник, прервать, Василиса Премудрая,
приклеить, придержать, пришкольный, пригореть, прибрежный, припаять, преломить, премилый.
После выполнения задания один ученик от группы читает выбранные слова,
объясняет правописание приставок.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
От чего зависит правописание гласных в приставках пре- и при-? – От значения слова.
Трудное правило изучили сегодня? – Нет, в значении слов разбираться интересно.
6. Домашнее задание: §54. Написать миниатюру, использовав в ней как можно больше слов с приставками пре- и при-. О чём написать? Например, как в доме появился очень забавный щенок.
7. Литература к уроку:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория, 5 – 9 классы. – М.: «Дрофа», 2009.
Купалова А.Ю., Еремеева А.П.и др. Русский язык. Практика, 5 класс. – М.: «Дрофа», 2009.
Угроватова Т.Ю. Русский язык, 5 класс, «Подсказки на каждый день». –Калининград, 1994.
Брусина А.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку, 5 класс, 1 полугодие. – СПб.: «Паритет», 2003.