Урок по теме Гражданские правоотношения (9 класс)


Урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения».
Общая информация
Тема урока Гражданские правоотношения
Тип урока Урок изучения нового материала
Цель Сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; развить умение проводить правовой анализ социальной информации; создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам; научить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений; формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков; формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Необходимое оборудование Доска, мультимедиапроектор, презентация Карточки с заданиями
Планируемые результаты урока
Личностные Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, уважение к праву как основе правового и демократического государства, способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам, стимулировать интерес к активной правовой позиции оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Предметные Формирование понятий о сущности и особенностях гражданских правоотношений.
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) Умение организовать свою деятельность во время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция, прогнозирование.
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, сформировать знания о гражданских договорах, их видах и формах заключения, характеристика субъектов гражданских правоотношений и источниках гражданского права, развивать полученные знания на практике, осознанное построение речевого высказывания.
Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы,умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная Обществознание. Учебник. 9 кл/ А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. М.: Русское слово, 2013.
Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс; под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
Обществознание в схемах и таблицах. Учебное пособие. Махоткин А.В., Махоткина Н.В.,М.: Эксмо, 2013.
Дополнительная Конвенция по правам ребенка//Консультант плюс
Гражданский кодекс.
Ход урока.
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I организационный этап
1-2 мин Установление тишины, приветствие, проверка подготовленности, отмечание отсутствующих в журнале Установление тишины, приветствие учителя вставанием
II проверка выполнения домашнего задания
8-10 мин Домашнего задание было §12.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием и статьи Конвенции о правах ребенка.
Задания:
Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?
Какие права Золушки нарушала ее мачеха?
Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив двойку по истории, он выкрикнул учительнице:
- Вы – плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
- Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! – возмутилась учительница.
- У меня есть право свободно выражать свое мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!
Разрешите ситуацию.
К Федору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с фильмами. Бабушка Федора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они обязательно расходились. Федор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребенка не знаешь! И вообще… мы, дети, имеем право на свободу мирных собраний!»
Разрешите ситуацию.
Обсуждение результатов работы в группах. Работа в группах.
-Нет, у каждого человека есть право на личную жизнь. Ст. 16 п.1.
-Очень много прав нарушено, например, она также не имела права на личную жизнь Ст. 16 п. 1, ее труд не ценился ее использовали в качестве прислуги Ст. 32 п. 1, мнение Золушки никто не слушал Ст. 13 п.1.
-Во-первых, Макар выражал свое мнение, на которое он имеет полное право Ст. 13 п.1. Во-вторых, он своим криком нарушал дисциплину в классе Ст. 28 п. 2, тем самым нарушая права других детей на получение образования Ст. 28 п. 1. В- третьих, Макар забыл, что высказывая свое мнение, он не должен оскорблять учителя Ст. 13 п.2.
-Федор прав в том, что разрешены мирные собрания Ст. 15 п.1, однако он забыл, что после 23.00 шуметь нельзя, поскольку нарушаются права других людей Ст. 15 п. 2.
III переход к изучению новой темы
3-5 мин Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.
Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.
А вот студентка Вера. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.
А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.
Вопросы к учащимся:
1. Хотели бы вы жить в данном городе?
2. Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и
защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?
Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.
Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Верно, тема урока (под запись): Гражданские правоотношения.
План урока:
Сущность гражданского права
Особенности гражданских правоотношений
Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних -Нет!
-Необходимо навести порядок!
-Жители данного города должны соблюдать законы!
-Права граждан?
-Гражданское право.
Записывают тему урока в тетрадь
IV изучение нового материала
17-19 мин Изложение программного материала. Рассказ с элементами беседы. Давайте вспомним, что вообще понимается под правовыми отношениями?
Какими отраслями права они регулируются?
Вот сегодня мы с вами как раз и познакомимся с самым главным регулятором рыночных, т.е. товарно-денежных отношений - с гражданским правом. Не случайно его часто называют фундаментом делового мира.
Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права.
В чем же Сущность гражданского права?
Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Из определения видно, что гражданское право регулирует два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные. Запишите себе схему:
33972517780Гражданское право
00Гражданское право
587375328295001625600328295006350568960Имущественные отношения
00Имущественные отношения
1358900568960личные неимущественные отношения
00личные неимущественные отношения

Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ.
К ним относятся …
– словом, всё то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки является возмездной, т. е. возмещённой в денежном эквиваленте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).
Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ. Приведите примеры.
-Верно. Вы как автор произведения имеете право на его обнародование под своим именем, а издательство – соответствующие этому праву обязанности (неимущественные правоотношения). Кроме того, вы вправе получить за свой труд денежное вознаграждение, а издательство обязано выплатить вам гонорар (имущественное правоотношение). Другой пример. Журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи. В связи с нарушенным правом на честь и достоинство личности ваши родители могут по суду требовать от редакции опровержения ложных сведений (неимущественное правоотношение), а также денежной компенсации (имущественное правоотношение) за причинение морального вреда – стыда и унижения, которые они испытали.
Основными источниками гражданского права являются:
Гражданский кодекс РФ
Федеральные законы
Указы президента, министерств и т. п.
Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Усваивают материал, участвуют в беседе.
-Это отношения, которые возникают между людьми.
-это социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которого имеют юр. права и обязанности.
-Семейным правом, трудовым, административным и т. д.
-Регулирует отношения между людьми.
Переносят схему в тетрадь, приводят примеры.
- Вещи, работы, бытовые услуги
- Изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр.
Ребята, вы видите у себя на партах конверты, вам нужно правильно разложить карточки, в результате у вас получится схема «По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?» и пояснить ее своими примерами.
Учитель следит за ходом работы групп и за правильностью выполнения задания. Работа в группах. Ученики из карточек собирают схему:
14541545085По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?
00По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?
14528802055495Результаты интеллектуальной деятельности
00Результаты интеллектуальной деятельности
15595603746500информация
00информация
1355090677545Нематериальные объекты
00Нематериальные объекты
1520190534670002221865112903000-260351311275Вещи, деньги, ценные бумаги
00Вещи, деньги, ценные бумаги
7264401311275Земля и другие ресурсы
00Земля и другие ресурсы
1498602135505Предприятия
00Предприятия
23114011576050083121511576050063119011576050013550901158240002040890115824000165989011576050050165677545Материальные объекты
00Материальные объекты
631190534670008312152951480Работы и услуги
00Работы и услуги
6940552237740Деловая репутация, честь, достоинство
00Деловая репутация, честь, достоинство

В чем же заключаются Особенности гражданских правоотношений?
Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.
Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными.
А кто может участвовать в гражданских правоотношениях?
А еще кто?
Правильно, и запомните, что РФ, субъекты РФ, муниципальные образования приравниваются к юридическим лицам.
Участники гражданских правоотношений равны, автономны и самостоятельны – каждая сторона независима и принимает решение свободно, по доброй воле.
2. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации).
3. Гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объектами могут стать работы, услуги, информация. Видами объектов являются и результаты интеллектуальной деятельности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.
4. Содержанием гражданских правоотношений являются закреплённые в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников.
Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви.
Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возместить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.
5. Гражданские права предполагают наличие правоспособности и дееспособности.
Посмотрите, у вас на партах есть карточки, давайте найдем соответствие между ними.
Итак, дети до 6 лет
А какие сделки?
От 6-до 14 лет
Приведите примеры
От 14 до 18 лет
От 16 лет по статье 27 ГК РФ
И у нас осталась одна карточка: свыше 18 лет
Скажите, возраст полной дееспособности можно увеличить или уменьшить?
С какого возраста можно стать президентом?
А судьей?
Можно заключать брак в 16 лет?
Правильно.
А сейчас, посмотрите пожалуйста на доску.
Что вы видите?
Вам в своих группах нужно привести примеры, иллюстрирующие каждую позицию схемы, рассказать о видах договоров и условиях возникновения обязательств при их заключении. Вы можете пользоваться учебником.
Виды договоров:
-4127510795Договор
Купли-продажи, хранения, проката, найма, мены (обмена), перевозки, дарения, подряда, оказания услуг00Договор
Купли-продажи, хранения, проката, найма, мены (обмена), перевозки, дарения, подряда, оказания услуг-412751180465-устный
-письменный
-с нотариальным подтверждением
-с государственной регистрацией
00-устный
-письменный
-с нотариальным подтверждением
-с государственной регистрацией
15398751180465-возмездный
-безвозмездный
00-возмездный
-безвозмездный
31115093154500223520086741000123507596837500
110172515240Возникновение обязательств
00Возникновение обязательств

Обсуждение результатов работы групп.
Договоры могут заключаться устно и в письменной (простой и заверенной нотариусом) форме. Так, наиболее распространена устная форма заключения договора купли-продажи с выдачей покупателю кассового или товарного чека.
В устной форме договор дарения, который, в отличие от других видов договоров, является безвозмездным.
А вот договоры обмена жилья и других сделок с недвижимостью требуют не только простого письменного подтверждения, но и нотариального удостоверения и, кроме того, государственной регистрации. Нотариальное удостоверение говорит о том, что сделка является честной и законной, а государственная регистрация – о её официальном, публично-правовом признании и сопровождается выдачей сторонам свидетельства о праве собственности.
Неисполнение условий договора влечёт за собой гражданско-правовую ответственность: штраф, пени и пр. -Заключаются договора.
-Регулируют личные неимущественные отношения.
-Мы!
-Физические лица.
-Юридические лица
Работа в группах.
-Полностью недееспособны (все сделки за них совершают родители).
-Полностью за ними ухаживают, покупают игрушки, одежду, еду.
Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершают мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды; получают от родителей средства (карманные деньги) для определенных целей или для свободного распоряжения.
- Покупают хлеб, тетради и пр.
- Принимают подарки от бабушек
Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами; право вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами; осуществление авторских прав; право вступать в кооператив (с 16 лет). Имущественная ответственность по заключенным сделкам и за причинение вреда.
-Например, через год я могу вступить в кооператив.
-А я буду отстаивать авторские права на мои песни и стихи.
Полностью дееспособны, если они работают по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей либо попечителя занимаются предпринимательской деятельностью.
- Ура! Через год я смогу открыть свое дело!
-Полностью дееспособны.
- Можно идти на выборы
- В армию заберут
-Пойду учиться на права и куплю себе машину!
- Да.
-Нет.
-С 50, 45.
-Старше 35 лет.
-С 25.
- Нет, только с 18.
-Можно! При определенных обстоятельствах.
- Схему «Виды договоров»
-Например, договор купли-продажи квартиры или машины
-По договору мы можем взять на прокат машину, лодку, мотоцикл и т.д.
-Когда мы оплачиваем проезд в транспорте, нам дают билет, он является договором перевозки
-Моя бабушка заключила договор дарения, по которому я получаю ее квартиру в собственность.
-Договор на оказание услуг заключается в медицинских центрах.
-На выполнение каких-либо работ мы заключаем договор подряда, например, ремонт крыши, уборка мусора и т. д.
-По договору найма снимают квартиру, комнату, дом.
-В камерах хранения на вокзалах мы заключаем договор хранения, также в ломбарде, в гардеробе.
-Договор мены – это тот же бартер, т. е. участники договора на взаимовыгодных условиях обмениваются какими-либо вещами.
V Домашнее задание.
2 мин § 12,выучить записи в тетради, с. 101 вопросы 1-4 (у) Записывают д/з.
VI Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.
4 мин Ребята, я каждому раздала лист самооценки и рефлексии для учащихся, отметьте нужный ответ. Самостоятельно подводят итоги урока, выставляют оценки.
Выполняют задание.
VII Закрепление.
2-3 мин На с. 102 выполнить Практикум письменно.
Выполняют задание.

Приложение.
Задание на карточках.
Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?
Какие права Золушки нарушала ее мачеха?
Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив двойку по истории, он выкрикнул учительнице:
- Вы – плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!
- Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! – возмутилась учительница.
- У меня есть право свободно выражать свое мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!
Разрешите ситуацию.
К Федору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с фильмами. Бабушка Федора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они обязательно расходились. Федор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребенка не знаешь! И вообще… мы, дети, имеем право на свободу мирных собраний!»
Разрешите ситуацию.
По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?
Материальные объекты Нематериальные объекты
Вещи, деньги, ценные бумаги Земля и другие ресурсы Деловая репутация, честь, достоинство Результаты интеллектуальной деятельности
Предприятия
Информация
Работы и услуги Гражданская дееспособность несовершеннолетних
До 6 лет От 6 до 14 лет От 14 до 18 лет От 16 лет по статье 27 ГК РФ Свыше 18 лет
Полностью недееспособны (все сделки за них совершают родители).
Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершают мелкие бытовые сделки (покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (принять подарок); получают от родителей средства (карманные деньги) для определенных целей или для свободного распоряжения.
Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами; право вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами; осуществление авторских прав; право вступать в кооператив (с 16 лет). Имущественная ответственность по заключенным сделкам и за причинение вреда.
Полностью дееспособны, если они работают по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей либо попечителя занимаются предпринимательской деятельностью.
Полностью дееспособны.
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 13
 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц; или
b) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения.
 
Статья 14
 1. Государства - участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
2. Государства - участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.
3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.
 
Статья 15
 1. Государства - участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
 
Статья 16
 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
Статья 28
 1. Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Государства - участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
Статья 31
 1. Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства - участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
 
Статья 32
 1. Государства - участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
2. Государства - участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства - участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.