Поурочное планирование факультативного курса для 3 класса по русскому языку для школ с государственным (казахским) языком обучения по учебнику профессора МПГУ РФ Хамраевой Е.А.



урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
1 урок Повторение изученного.
Работа по учебнику
Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
1.Опрос наизусть стихотворения
Т. Зумакуловой «Родной язык».
2.Чтение, говорение
Работа по учебнику - с.4, упр.1
Ученики читают текст и отвечают на вопрос: Чему ты научился во втором классе?
3. Говорение
Работа по учебнику - с.5 упр. 3
Ученики рассматривают рисунок, затем составляют предложение о том, что делают ученики и произносят его.
Отвечают на вопросы:
Сколько слов в составленном предложении?
Кто ещё изображён на рисунке?
4. Письмо
Работа по учебнику - с.6 упр. 4
Ученики подбирают слова, которые различаются согласными звуками по образцу, затем – записывают в тетради.
5. Говорение, слушание
Работа по учебнику - с.6 упр. 5
Ученики рассматривают рисунок и составляют по нему рассказ. По желанию одни - произносят составленные предложения, другие – слушают.
6. Чтение, письмо
Работа по учебнику - с.6 упр. 6
Задание: чтение и запись текста с расстановкой знаков препинания с помощью учителя.
7. Говорение
Рефлексия:
- Что вы вспомнили сегодня на уроке?
- Чему новому вы научились на уроке?
- Вам было интересно?
8. Чтение и говорение
Домашнее задание: «Диалог культур» - с.6
Задание: найди рассказ или стихотворение о школе на русском и родном языке, подготовь и расскажи их в классе. Грамматика
Работа по учебнику - с.4 упр. 2
Задание: Вспомни, что такое звуки и буквы.
- Сколько звуков в словах на схемах?
- Сколько в них букв?
- Всегда ли совпадает количество звуков и букв?
Работа по учебнику - с.5
«Запомни!»
Материал для учителя
Лексика
Работа по учебнику - с.6 упр. 4
(объяснить лексическое значение слов: сом, тучка, кора)

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
4 Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как рассказать о своей стране. (34-урок) 1. Опрос наизусть стихотворения С.Мауленова «Родина».
2.Чтение и говорение
1.Работа по учебнику - с.102 упр.1
Ученики читают текст и пересказывают его.
2. Работа по учебнику - с.104 упр.2
Ученики читают диалог и говорят друг с другом по образцу.
3. Говорение и письмо
Задание:
придумать и записать предложение со словом подобный.
4. Слушание и говорение
1. Работа по учебнику - с.105 упр.3
Учитель читает стихотворение Т. Котенёвой «Где зайцы живут?», дети слушают, затем отвечают на вопрос: А ты где живёшь?
2. Работа по учебнику - с.106 упр.4
Учитель читает стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?», дети слушают, затем проговаривают хором вместе с учителем.
Задание: подготовиться к письму по памяти.
5. Говорение
Рефлексия. Комментирование оценок учителем.
6. Письмо и говорение
Дифференцированное домашнее задание:
1. с.106 упр.5
Ученики должны записать адрес одного из своих друзей, нарисовать схему расположения дома и объяснить, как найти этот дом.
2. Задание: подготовить рассказ о своей стране. Грамматика
«Запомни» на интерактивной доске:
Слово Родина пишется с большой буквы, если обозначает не только родной город (село), но и всю страну, например: Моя Родина – Казахстан.
Лексика: объяснить лексическое значение слова: подобный – такой, как этот.
Задание:
придумать и записать предложение со словом подобный.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как рассказать о том, что ты умеешь делать сам и что нужно уметь делать. (4-урок) 1.Слушание, письмо, говорение
1. Работа по учебнику - с.12 упр.1
Учитель читает стихотворение С. Баруздина «Точно по часам», дети слушают.
2. Работа по учебнику - с.12 упр.2
Ученики выписывают из текста стихотворения выделенные слова и называют количество гласных и согласных в этих словах.
3. Беседа по содержанию стихотворения
Ученики говорят о том, умеют ли они «жить по часам».
2. Говорение
Работа по учебнику - с.13 упр.5
Ученики устно составляют рассказ по картинкам и вопросам.
3. Письмо, говорение
1.Работа по учебнику - с.14 упр.6
Задание: написать свой рассказ, используя слова и сочетания слов из упражнения.
2. Задание: сделать вывод о том, умеет ли мальчик ценить время.
4. Говорение
Рефлексия. Комментирование оценок учениками.
6. Письмо
Домашнее задание: с.15 упр.8
Ученики должны написать, как проходит их утро, когда они собираются в школу. Лексика
Объяснить лексическое значение слов и словосочетаний: будить, застилать, поесть; «жить по часам».
Грамматика
1.Работа по учебнику - с.13 упр.3
«Вспомни, как произносятся гласные звуки».
2. Работа по учебнику - с.13 упр.4
Задание: назвать слова, которые начинаются с гласных звуков.
2. Работа по учебнику - с.14
«Запомни!» о том, как произносить гласные и согласные звуки.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как рассказать о своём городе (посёлке, селе). (33-урок) 1. Выборочный опрос рассказа учащихся о том, как проходит их утро.
2.Слушание, чтение, говорение
1. Работа по учебнику - с.99 упр.1
Учитель читает текст «Адрес» по С. Баруздину, дети слушают, затем читают по цепочке (по абзацам или по предложениям).
2. Пересказ текста учащимися.
3. Ответы на вопросы упр.3 на с.100.
3. Письмо, говорение
Задание: написать по 2 слова к каждой группе.
Названия стран: Казахстан, …, … .
Названия городов: Усть-Каменогорск, …, …
Названия рек: Иртыш, …, … .
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- С какой буквы они пишутся?
4. Чтение, говорение
1. Работа по учебнику - с.101 упр.5
Ученики читают диалог про себя, затем - по ролям.
2. Работа по учебнику - с.102 упр.6
Задание: придумай рассказ о том, что герои диалога приехали в твой родной город (село). Что ты им покажешь?
5. Говорение
Рефлексия. Комментирование оценок
6. Говорение
Домашнее задание: с.102 упр.7
Ученики должны подготовить рассказ о том городе (селе), в котором живут, по образцу, данному в упражнении «Запомни!» на интерактивной доске:
Названия областей, городов, сёл, рек, озёр, морей, республик, стран, планет пишутся с большой буквы, например: Озеро Маркаколь очень красивое.
Астана – столица Казахстана.
Я живу в селе Ново-Ахмирово.
Рядом находится город Усть-Каменогорск.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как правильно произнести звуки. (5-урок) 1.Чтение, говорение
1.Работа по учебнику - с.15 -17 упр.1
Ученики читают текст и выполняют задания, выделенные шрифтом, вместе с героями рассказа.
2. Чтение, письмо
Работа по учебнику - с.17 упр.2
Ученики читают, затем выписывают слова, в которых пишется буква и, а слышится звук [ы].
3. Письмо, говорение
Работа по учебнику - с.18 упр.3
Задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть сочетание жи; рассказать, почему гласную и в сочетаниях жи – ши надо запомнить; подобрать примеры на это правило.
4. Говорение
Рефлексия. Комментирование оценок.
5. Говорение
Домашнее задание: с.18 упр.4
Ученики должны подготовить рассказ о том, что они делали вечером дома, использовать в нём как можно больше слов с буквой ы, нарисовать предметы, в названии которых есть ы, подписать их. Грамматика
«Запомни!» - с.18 и
на интерактивной доске:
Сочетания жи-ши пишутся с буквой и, а читаются с [ы].
Лексика
Объяснить лексическое значение слов: вакса, пружина, вершина, житель.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как объяснить, какой согласный звук в слове. (8-урок)
Произношение звонких и глухих согласных.
13– урок
1.Слушание, чтение, письмо
Работа по учебнику - с.24-25 упр.1
Учитель читает стихотворение «Белокаменная школа» В.Приходько, дети слушают.
2. Письмо
Задание после стихотворения: выписать выделенные слова - синь, школа, башмачки.
Подсчитать в них количество гласных и согласных звуков, записать звуки в квадратных скобках.
3. Чтение
Работа по учебнику – с.26 «Вспомни»
Ученики читают правило о парных и непарных согласных звуках, о том, чем различаются звуки каждой пары, как их нужно проверять.
4. Говорение
1.Работа по учебнику - с.26 – 27 упр.2
Задание: прочитать пословицы, подумать, какую букву из указанных , надо вписать в слова, для этого надо подобрать к каждому слову проверочное.
2. Рефлексия.
5.Письмо
Домашнее задание: написать несколько примеров с парными согласными.
14– урок
1.Чтение, письмо
Работа по учебнику – с.27 упр.3
Ученики читают строки из книги С.Маршака «Азбука в стихах», списывают, вставляя пропущенные согласные.
Задание: подчеркни согласную, которую ты проверял, напиши рядом в скобках проверочное слово.
2.Говорение
1.Работа по учебнику – с.27 упр.4
Ученики читают и изменяют слова так, чтобы они заканчивались парными согласными по образцу, данному в начале упражнения.
2. Рефлексия. Комментирование оценок.
3. Письмо
Домашнее задание: с.27 упр.5
Ученики должны переписать пары слов, выделить буквы, которые проверяют, подчеркнуть проверочные слова, придумать и дописать 3 пары слов. Материал для учителя
Лексика
Объяснить лексическое значение слов и словосочетаний: погожий день - ясный, теплый день;
синь - то же, что синева;
сурок - небольшое животное отряда грызунов семейства 
беличьих, живущее в глубоких норах, зимой впадающее в спячку, например: Спит как сурок (крепко, не просыпаясь; разг., в перен. зн.);
вперегонки - (нар., разг., сниж.)- стремясь обогнать друг друга; башмачки – детская обувь;
роща - небольшой, обычно лиственный лес;
визг - пронзительный крик или резкий, высокий звук (о звуках, издаваемых человеком или животным).
Грамматика
«Вспомни!»
Произношение звонких и глухих согласных.
В русском языке звонкие согласные в конце слов оглушаются, то есть превращаются в глухие. Сравните:
Сад – сады, зуб – зубы, глаз- глаза, нож – ножи, луг – луга.
Часто также происходит оглушение звонкой согласной, если она стоит перед глухой согласной: ложка – [лошка], завтра – [зафтра].
В то же время, если глухая согласная стоит перед звонкой, она озвончается:
Сделать – [зд`элат`], вокзал – вагзал], футбол – [фудбол]
Лексика
Объяснить лексическое значение слов: крыса, кролик, грызть, бодать; луг, плод, маг, рок, плот.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как рассказать о том, что ты умеешь, можешь или хочешь делать. (2-урок) 1.Чтение
Работа по учебнику - с.7 упр.1
Ученики читают текст «Что ты можешь?» (по Ю. Ермолаеву) по цепочке по одному предложению, затем по ролям.
2. Письмо
Работа по учебнику - с.8 упр.2
3. Говорение
1. Работа по учебнику - с.8 упр.3
Беседа по содержанию текста:
- Чего не умеет делать Таня?
- Почему новый сосед Тани не стал ей рассказывать о том, что он умеет делать?
- А ты умеешь слушать учительницу?
2. Работа по учебнику - с.8 упр.4
Задание: научи первоклассника Андрея правильно вести себя на уроке.
3. Задание: составь диалог одноклассников о том, что они умеют и хотят делать по образцу упр.5 на с.9
4. Письмо
Ученики составляют и записывают диалог, используя понравившиеся вопросы и ответы своих одноклассников.
5. Говорение
1. Работа по учебнику - с.9 упр.6
2. Рефлексия. Комментирование оценок.
6. Говорение, письмо
Домашнее задание: с.9 упр.7
Ученики должны прочитать слова, сказать, какими звуками они различаются. Затем списать и подчеркнуть буквы, которыми различаются слова, сравнить их по смыслу.
Грамматика
Ученики выписывают выделенные слова: новый – какой; хвастаться – что делать?
Лексика
«Диалог культур» - переводят на казахский язык: новый – жаңа, хвастаться - мақтану и записывают их в словарик.
Грамматика
«Запомни!» на интерактивной доске и на с.8
Я умею, могу, хочу.
Ты умеешь, можешь, хочешь.
Он (она) умеет, может, хочет.
Мы умеем, можем, хотим.
Вы умеете, можете, хотите.
Они умеют, могут, хотят.
Грамматика
Ученики вспоминают и отвечают на вопросы:
- Как обозначаются звуки на письме?
- Чем отличается звук от буквы?
Лексика
Объяснить лексическое значение слов: сом – рыба, галка - птица, корка - верхний затвердевший слой чего-либо, например: корка хлеба;
жар - сильно нагретый 
воздух; зной, например:  От нагретых солнцем камней исходил жар.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как извиниться за своё поведение.
(7-урок) 1.Слушание, говорение
1.Работа по учебнику - с.22 упр.1
Учитель читает текст «Наказание» (по Л.Гордину), дети слушают, отвечают на вопросы.
2. Чтение, говорение
Работа по учебнику - с.23 упр.3
Ученики читают, как должен был извиниться Володя и по этому образцу учатся правильно извиняться (работа в паре).
3. Говорение
«Диалог культур» - ученики извиняются на казахском языке.
4. Письмо
Работа по учебнику - с.24 упр.4
Задание: написать, как они ведут себя на уроке, распределив глаголы на 2 группы.
Я на уроке… Я никогда на уроке
шумлю не играю
5. Говорение
Рефлексия.
6. Письмо, говорение
Домашнее задание: с.24 упр.5
Ученики должны списать упражнение, вставляя пропущенные согласные буквы, назвать, какие звуки они обозначают. Лексика
«Диалог культур» -
Наказание -жаза ,
нагрубить - дөрекі сөйлеу, посоветовать – кеңес айту, извиниться – кешірім сұрау, заупрямиться - қасарысу;
парус – желкен, колодец – құдық.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как правильно произнести звуки (6-урок) 1.Чтение
Работа по учебнику - с.18-19 упр.1
Задание: прочитать рассказ Марата маме.
2. Говорение
Работа по учебнику - с.20 упр.1
Задание: выполнить задание по аналогии со словами, имеющими в составе – ище или -щик, например: глаз – глазище и т.д.
3. Письмо
1.Творческое задание: найди на рисунке (с.19) слова на букву щ, запиши их в тетрадь.
2. Работа по учебнику - с.20 упр.2
Задание: выписать слова с буквой щ в начале, в середине, в конце слова.
3. Работа по учебнику - с.21 упр.3
Ученики образовывают новые слова по образцу: усы- усищи.
4. Чтение, говорение
Работа по учебнику - с.21 упр.4
Ученики читают скороговорки про себя, затем вслух по одному и хором.
Задание: выучить скороговорки.
5. Говорение
1. Рефлексия. Оценивание скороговорок.
2. Домашнее задание – с.21 упр.5
Ученики должны прочитать пары слов, сказать, какой буквой – согласной или гласной – различаются слова. Материал для учителя
Лексика
Объяснить лексическое значение слов: щи, щипцы, щит, щель, товарищ, вещь, пища, щенок, щётка.
Грамматика
«Запомни!» - на интерактивной доске и на с.20
ча – ща пишется с а,
чу – щу пишется с у.
«Вспомни» - на интерактивной доске и на с.20
- Какие звуки называются согласными?
- Как они произносятся?
- В каких согласных больше голоса? Назови их.
- В каких согласных голоса почти нет? Назови их.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как рассказать о доме и школе. (3-урок) 1.Чтение
Работа по учебнику - с.10 упр.1
Ученики читают текст «Дома» (по К.Ушинскому) по цепочке отдельными предложениями.
2. Говорение, письмо
1. Работа по учебнику - с.11 упр.2
Задание: расскажи, что ты делаешь дома утром, днём, вечером.
2. Запиши ответы по образцу, данному в упражнении.
3. Творческое задание: с.11 упр.3
1. Сравни свой рассказ с рассказом мальчика из текста урока.
2. Выполнить задание упр.4 на с.11. 4.Говорение
Рефлексия.
5. Письмо
Домашнее задание – с.11 упр.5
Ученики должны подготовиться к написанию своего рассказа на тему «В школе и дома». Материал для учителя
Лексика
Объяснить лексическое значение слов: хозяйничать, знакомо, заглянуть, кабинет, спальня, завтракать, обедать, ужинать.
Лексика
Как ты понимаешь эти высказывания:
В гостях – хорошо, а дома – лучше. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
«Диалог культур» - найди похожие выражения в казахском языке или переведи их на родной язык.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как расставить слова в алфавитном порядке. (13) 1.Слушание, чтение
Работа по учебнику - с.41 упр.1
Учитель читает текст «Классный журнал», дети слушают, затем выполняют задания, данные в тексте.
2. Письмо
1.Работа по учебнику - с.42 упр.2
Задание: записать в тетрадь фамилии и имена детей из текста в алфавитном порядке.
2. Выполнение упр.3 на с.43
Ученики записывают 6 фамилий своих одноклассников в алфавитном порядке.
3.Говорение
Рефлексия.
4. Письмо.
Домашнее задание: с.43 упр.4 Грамматика:
«Запомни!» - на интерактивной доске и на с.42 как правильно расположить слова в алфавитном порядке с примерами.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
Работа по учебнику Е.А. Хамраевой
для 2 – класса Часть 1
Как рассказать о любимой книге, о библиотеке. (10-урок) 1.Слушание, чтение, письмо
1.Работа по учебнику - с.31 упр.1
Учитель выразительно читает стихотворение «Мой друг» Н.Найдёновой, дети слушают, затем читают по строфам отличники.
2. «Диалог культур» - с.32 упр.2
Задание: выписать выделенные слова из стихотворения, перевести их на казахский язык и записать в словарик: интересней – қызығырақ, проводим – бірге өткіземіз, доблестный – қаһарман, дорожу – бағалау.
2. Говорение, письмо
1.Работа по учебнику - с.32 упр.3
Ученики рассказывают о том, чему учит книга, находят ответ на этот вопрос в стихотворении «Мой друг» Н.Найдёновой, записывают его.
2. Работа по вопросам упр.4 на с.32
Ученики отвечают на вопросы, записывают ответы так, чтобы получился рассказ, затем выборочно читают вслух свои рассказы. (Оценивание одноклассниками).
3.Работа по учебнику - с.32 упр.5
Задание: списать, разделить слова чёрточками на слоги.
Творческое задание: сравнить [и] и [й], рассказать, какой звук составляет слог, а какой - не составляет.
4. Отгадай загадки из упр.6 на с.33
5. Выпиши из загадок слова с [й], раздели их на слоги.
3. Говорение
Рефлексия.
4. Письмо
Домашнее задание – с.33 упр.7 Материал для учителя
Лексика
Объяснить лексическое значение слов: досуг – свободное время, проводить – бывать вместе, правдивый – от слова правда, доблестный - от слова доблесть
( геройство, храбрость, отвага) , дорожить – высоко ценить.
Грамматика
«Запомни!» - на интерактивной доске и на с.32
Звук [й] – согласный. Без гласного звука он слога не составляет, например: трам – вай, чай – ка.

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике

урока Тема Упражнения и задания
по 4 видам речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо) Упражнения и задания
по грамматике и лексике
lefttop



Алик, Динара, Света, Сергей, Яна, Володя, Берик, Елена, Марат, Галя, Миша, Балнур, Азамат, Гульнур, Мадияр, Канат, Шарапат.