Методическая разработка «Программа подготовки к Эколого-краеведческой экспедиции реки Безымянка»
Методическая разработка
«Программа подготовки к Эколого-краеведческой экспедиции реки Безымянка»
Подготовила:
Ярушина Елена Владимировна
МБОУ ДО «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
Педагог дополнительного образования Северо-Енисейского детско –юношеского центра.
Актуальность экспедиции
Эколого-краеведческая экспедиция является эффективным сочетанием образовательного процесса и отдыха. Экологические экспедиции по берегам реки Безымянка, окружённые ореолом романтики и экологической красоты, тем более привлекают детей и молодёжь.
Программа эколого-краеведческой экспедиции включает в себя изучение экологических и этнографических особенностей тех мест, по которым она проходит, оценку культурного ландшафта этой территории в ходе индивидуальной и групповой исследовательской деятельности.
Экспедиция проходит по маршруту –г.п. Северо-Енисейский – водохранилище г.п.Северо-Енисейский, южный берег р.Безымянка г.п.Северо-Енисейский.
В экспедиции перед Вами раскроется великолепная природа Северо-Енисейской тайги, переплетающимися речками и протоками, поросшими камышом и осокой.
Отдых в сосновом бору, на вересковых склонах, великолепная рыбалка, изобилие грибов и ягод, земляничные поляны и волнующий вид со скалистых утёсов – всё это ожидает Вас во время нашего путешествия
Система водохранилища на реке Безымянка г.п.Северо-Енисейский в Северо-Енисейском районе Красноярского края является интересным эколого-биологическим объектом. Изучение её экологического состояния представляет интерес для школьников как с точки зрения знакомства с методиками эколого-биологического исследования водных объектов, так и с точки зрения формирования у них представления об особенностях таежных рек. По берегам реки располагаются экосистемы, отличные от лесных экосистем. Важно чтобы школьники это различие увидели и оценили.
Совершенно очевидна гражданско-патриотическая направленность данной экспедиции – родной край удивителен и прекрасен, но в нём существует немало проблем. Как их решать?
Программа экспедиции рассчитана на занимающихся подростков и детей ДЮЦ. Участники экспедиции получают возможность подойти к изучению родного края с разных позиций, осваивают различные методы полевых исследований, обобщают и анализируют полученные результаты.
Проведение полевой экологической исследовательской экспедиции способствует развитию не только исследовательских, но и коммуникативных навыков, способствующих адаптации в социуме.
Немаловажно и то, что в летней экспедиции занимающиеся укрепляют своё физическое и эмоциональное здоровье.Актуальность программы экспедиции в творческом её характере и комплексном содержании, которое заключается в эффективном сочетании познавательной и исследовательской деятельности школьников, а также их активного досуга.
Цели.
Формирование устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию.
Задачи:
Формирование навыков полевой экологической, этнографической исследовательской деятельности.
Изучение экологического состояния системы реки Безымянка на маршруте следования
Формирование представлений о культурном ландшафте изучаемой территории
Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе коллективной деятельности
Освоение и совершенствование навыков водной туристской техники в процессе
Осуществление природоохранной деятельности (очистка берегов реки от мусора) на маршруте следования экспедиции.
Концептуальные основы
Бережное отношение к историческому, природному и культурному наследию и формирование устойчивого интереса к его изучению способствует сохранению межпоколенных связей и формированию Гражданина.
Системный подход – основа успешного эколого-краеведческого образования.
Экология и краеведение образуют междисциплинарный комплекс знаний, являющийся базой для формирования целостного мировоззрения.
Обычаи и традиции народов суть отражение их взаимоотношений с природой, окружающей средой.
Личностно-ориентированный подход педагогики сотрудничества.
Исследовательская деятельность школьников – наиболее эффективный способ изучения краеведения.
Формирование межпоколенных связей - важное условие воспитания толерантности и адаптации ребёнка в социуме.
Материально-техническое обеспечение.
Вся финансовая и хозяйственная деятельность экспедиции, направленная на реализацию поставленных в программе целей и задач, осуществляется в установленном законодательстве порядке.
Финансирование экспедиции осуществляется частично за счёт платы родителей и администрации Сверо-Енисейского района. Расходование средств осуществляется в соответствии со сметой.
Для проведения экспедиции имеется групповое туристское снаряжение: надувная лодка, спасжилеты, палатки, тент, верёвки, котлы, вёдра, топоры, принадлежности для костра. Кроме того, используется личное снаряжение участников похода – туристические коврики, спасжилеты, рюкзаки, спальники.
Основная масса продуктов питания закупается перед началом экспедиции в соответствии со списком рекомендуемых продуктов.
Для проведения анализа воды используется полевая ранцевая лаборатория НКВ-Р (масса 10 кг).
Для записи и фиксирования информации используются блокноты (у каждого участника) и диктофон (один на группу).
Для осуществления образовательного процесса используются лупы, бинокли, карты местности.
Содержание программы.
Маршрут экспедиции:
Программа экспедиции в соответствии с поставленными целями и задачами, имеет взаимосвязанные компоненты –экологический и туристский.
Основные формы реализации программы экспедиции:
практические экологические исследования– оценка гидрологических, гидрофизических, гидробиологических показателей реки, оценка экологического состояния природных экосистем по берегам реки по маршруту следования;экскурсии: экологические – в природные экосистемы окрестностей реки, ознакомительные этнографические в населённые пункты по маршруту экспедиции;опрос местного населения с целью сбора экологической, этнографической информации её фиксация в письменном виде и на диктофон;индивидуальная исследовательская деятельность;природоохранные мероприятия – очистка берегов от мусора.
Эколого-краеведческая экспедиция, осуществляемая в условиях похода, имеет определённую специфику.
Во-первых, график движения должен быть согласован с планом проведения мероприятий программы. Его необходимо рассчитать так, чтобы провести практические экологические исследования.
Во-вторых, места для днёвок стоянки и ночлега должны отвечать ряду требований – быть удобными для проведения мероприятий культурно-спортивного характера, находиться на приемлемом расстоянии от населённого пункта, в который планируется поход для сбора этнографической информации (2-4 километров).
Программа экспедиции представляет собой своеобразную эколого-краеведческую школу, результатом обучения в которой является определённый набор знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает усвоение обучающимися знаний об основных природных сообществах, характерных для малых рек и их окружения – таёжных лесах, водных сообществах, знакомство с методами полевого сбора экологической, этнографической информации.Мероприятия культурно-спортивного характера (мероприятия досуга) спланированы с использованием элементов традиционной культуры. В их основе лежат народные игры, праздники, обряды. Такие мероприятия, способствуют формированию коммуникативных навыков, сплочению коллектива, раскрытию творческих возможностей школьника, созданию благоприятного эмоционального фона, оздоровлению, и, в целом, социальной адаптации и становлению активной гражданской позиции.
Обеспечение жизнедеятельности участников экспедиции производится их собственными силами. В группе есть медработник. Приготовление пищи происходит под руководством педагога группой дежурных (3 человека) по графику дежурств.
Организационная структура экспедиции следующая. С одной стороны, участники (12 человек) разделены на две группы, в каждой из которых проводятся экскурсия и практическое занятие. С другой стороны, все они являются членами экипажей, в которых определены капитаны, как правило, более опытные в туристском плане. Кроме того, все участники экспедиции разделяются на исследовательские группы – гидробиологи и ботаники.
Весь состав экспедиции собирается каждый вечер у костра, обсуждает итоги прошедшего дня, вносит предложения и рекомендации.
Содержание компонентов программы.
Экологический компонент.
Цель: воспитание бережного отношения к природному наследию родного края в процессе изучения его многообразия и экологического состояния и осуществления природоохранной деятельности.
Задачи:
оценка экологического состояния природных сообществ по маршруту следования экспедиции.
знакомство с природными сообществами системы реки Безымянка и их окружения;
формирование навыков полевого экологического исследования;
формирование навыков ведения полевого дневника и дневника экспедиции;
осуществление природоохранной деятельности (очистка берегов от мусора на местах стоянок).
Можно выделить два этапа экспедиции - подготовительный и основной. На подготовительном этапе готовится снаряжение для проведения экологических исследований – приспособлений для измерения глубины речки, прозрачности воды (диск Секки). Основной этап проходит в условиях экспедиции в двух основных формах – практические занятия и экскурсии.
Практические занятия включают в себя проведение гидрологических, гидрофизических и гидробиологических исследований, практические занятия по работе с определителями, рекогносцировочному описанию природных сообществ. Исследования речной воды проводятся с помощью полевой ранцевой лаборатории НКВ-Р.
Экскурсия проходит либо по предварительно подготовленному маршруту, либо методом непосредственного погружения в природную среду, как самого экскурсовода, так и экскурсантов. В ходе экскурсии внимание экскурсантов обращается на характерные особенности того или иного природного сообщества и его обитателей – растения, животных, грибы, лишайники – и их адаптации (приспособления) к условиям среды. Учащимся предлагается объяснить причины возникновения адаптаций и их полезность для живого организма.
Экскурсии носят в целом познавательный характер. При этом учащиеся осваивают некоторые основополагающие методы исследования - наблюдение, работу с определителями.
Тематика экскурсий.
Хвойные и таёжные леса.
Пойменные деревья и кустарники.
Экосистема пруда.
Водные сообщества.
Туристский компонент.
Цель: формирование навыков здорового образа жизни путём привлечения учащихся к регулярным занятиям туризмом.
Задачи:
знакомство с основами туристского быта;
освоение навыков водной туристской техники;
обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи в походных условиях;
Реализация цели происходит в два этапа – подготовительный (до экспедиции) и основной (во время экспедиции).
На подготовительном этапе школьники учатся собирать и разбирать надувные лодки, проводят необходимые ремонтные работы, знакомятся с правилами поведения на воде.
Основной этап начинается со сбора надувной лодки на берегу водосбора реки Безымянка и заканчивается их разборкой на берегу реки Безымянка, у подножия хребта Алланакон.
В состав экспедиции входят как участники, имеющие опыт сплавов и походов, так и начинающие путешественники. В состав экипажа надувной лодки обязательно входит 1 или 2 опытных инструктора.
Знакомство с основами туристского похода на надувных лодках включает в себя обучение следующим навыкам:
сборка и разборка надувной лодки, её ремонт в походных условиях;
посадка в лодку, отчаливание и причаливание;
техника гребли и управления лодкой;
обеспечение безопасности в походе.
Спортивно-культурные мероприятия.
Цель: воспитание у участников экспедиции культуры организации и проведения досуга.
Задачи:
Сбор информации о культурно-досуговых мероприятиях детей, молодёжи, взрослого населения в прошлом и в настоящее время в ходе опроса местных жителей и посещения местной сельской школы;
Популяризация собранной фольклорной информации в форме культурно-досуговых мероприятий экспедиции.
Тематика мероприятий.
Круг друзей «Я – исследователь».
Празднование дня Ивана Купалы.
Праздник «Кудыкина гора».
Олимпиада « НОУ старты».
Конкурс художественной самодеятельности.
Распорядок дня.
8.00-9.00 - Подъём. Зарядка. Утренний туалет.
9.00-9.30 - Завтрак.
9.30-10.00 -Уборка территории. Оформление дневника экспедиции
10.00-10.30 - Практические экологические исследования.
10.35-11.00 - Оформление полевого дневника
11.00-12.30 - Экологическая экскурсия.
13.00-14.00 - Обед
14.00-15.00 - Свободное время. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность
15.30-17.00 - Культурно-спортивные мероприятия
17.10-18.00 - Ужин.
18.00-19.30 - Вечернее обсуждение итогов дня.
19.30-20.00 - Свободное время. Дискотека. Песни отрядов.
20.00-20.30 - Паужин (сонник)
21.00 - Отбой.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся в рамках экспедиции должны усвоить определенный объем знаний, умений и навыков:
овладеть наиболее распространёнными методами исследования рек и прудов;
знать наиболее распространённые виды растений, рыб, птиц, млекопитающих, рептилий, земноводных, насекомых, характерных для природных сообществ по маршруту следования экспедиции;
уметь пользоваться определителями растений;
уметь читать карту;
уметь вести полевой дневник и дневник экспедиции;
уметь проводить опрос местных жителей в рамках этнографических исследований и фиксировать полученную информацию;
знать основные навыки водной туристской техники, уметь собирать и разбирать надувную лодку, управлять ею;
знать основы походного быта – уметь ставить палатку, разводить костер, заготавливать топливо для костра;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, тепловых и солнечных ударах, переломах, кровотечениях, утоплении, пищевом отравлении. Результатом воспитательного процесса должно стать создание дружного, активно функционирующего коллектива единомышленников – педагогов и школьников.
Литература.
Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Лесная промышленность, 1967. – 235 с.
Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССр. – М.: Просвещение, 1977. -238 с.
Донохью М.О. Путеводитель по минералам для начинающих. _Л.: Недра, 1985. -207 с.
Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. – Н.Новгород,2004.
Куприянов Н.В., Веретенников С.С., Шишов В.В. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области. – Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1995. – 348 с.
Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород,1991.
Михеев А. В. Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд. М.: Цитадель, 1996. -460 с.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994. -544 с.
Птицы Европейской России. Полевой определитель. / В.Е Флинт, А.А. Мосалов, Е.А. Лебедева, С.А. Букреев, В.М. Галушин, В.А. Зубакин, А.Л. Мищенко, Т.Л. Свиридова, П.С. Томкович, Н.П. Харитонов, Д.А. Шитиков: Под ред. В. Е.Флинта– М.: Алгоритм, 2000. – 218 с.
Степаненко И.И. Лесная типология. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – 96 с.
11. Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.