ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ОСНОВНЫЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Х.М. БЕРБЕКОВА»
КАФЕДРА РУССКОГО, КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ЯЗЫКОВ СПО ПК ПИ КБГУ
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СТИЛИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИНальчик-2016
ЦЕЛИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
научить студентов соблюдать орфоэпические нормы в устной речи
помочь владеть голосом во время сообщений
научить пользоваться орфоэпическими словарями
РАЗВИВАЮЩИЕ: использование орфоэпических словарей позволяет
увеличить словарный запас студентов
прививает способность к правильному восприятию, пониманию и воспроизведению слов
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: умение общаться, используя в устной речи правила произношения
ВИД ЗАНЯТИЙ: практическое занятие
ВРЕМЯ: 90 минут
ОСНАЩЕНИЕ: наглядные пособия
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: аудитория
СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ: раздаточный материал
АВТОР – БЕРБЕКОВ Б.Ч., зав. кафедрой русского, кабардинского и балкарского языков
СПО ПК ПИ КБГУ
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№ Структурные элементы урока Время
1 Организационный момент 2
2 Мотивация учебной деятельности 3
3 Контроль исходного уровня знаний: - фронтальный, 10
- индивидуальный (работа по карточкам)
- письменная работа 4 Объяснение нового материала
30-35
5 Обобщение и систематизация усвоения нового задания, умений,
навыков:
а) работа над новым материалом лом. темы письменно и устно
25
б) закрепление нового материала
10
6
Подведение итогов и выставление оценок (оценки комментируются)
5
7
Домашнее задание
. 3
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ№
Структурные элементы занятия
Методическое обоснование
Согласно хронокарте занятия
Зачем? Как?
1 Организационный момент
Приветствие. Перекличка.
2 Мотивация учебной
деятельности
Звук является основной единицей языка. Но сам
по себе он не имеет никакого значения. От того, как мы произносим звуки, зависит благозвучие речи (т. е. соотношение в русском языке гласных и согласных звуков). Орфоэпические нормы - это, единственно возможный вариант произношения.
3 Контроль исходного уровня знаний:
а) устный,
б) фронтальный,
в) индивидуальный
Контроль знаний проводится с целью выяснить
уровень знаний по данному материалу, доработать пробелы в знаниях студентов, закрепить их.
4 Объяснение нового материала
Знание основных функций, которые выполняет звук, позволяет студентам вести диалог нормированным русским языком, исправлять ошибки в речи.
5 Закрепление нового материала
Закрепление нового материала проводится походу объяснения. Закрепляется устно и письмен-но у доски.
6 Подведение итогов и выставление оценок
Все выставленные оценки обосновываются и
комментируются.
ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
№ Изучаемые вопросы Уровень усвоения
1 Что изучает фонетика?
знать
2 Что создает благозвучие речи?
знать
3 Что изучает орфоэпия?
знать
4 Орфоэпические нормы русского языка
знать
5 Акцентологические нормы русского литературного языка
знать
6 Основные правила русского литературного произношения
знать
7 Орфоэпические словари.
Иметь представление
ФОНЕТИКА - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е способы образования (артикуляция) и акустические свойства звуков, их изменение в речевом потоке, т.е. фонетика изучает звуки языка, ударение, слог. Для точной передачи звучащей речи графическими средствами в науке используется фонетическая транскрипция: весна - [висна ]; приход - [пьриехот].
Каждый звук образуется в результате деятельности речевого аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой.
Звук - является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения. Звук - это минимальная нечленимая звуковая единица, выделяемая в слоге.
В русском языке 10 гласных букв, но произносим мы только 6 гласных звуков, которые находятся под ударением [а], [о], [у], [э], [и] и [ы].
Гласные звуки бывают ударные, например: сок [о], вар [а], лес [э] и безударными, например: вода [а], трава [а ], судак [у ],
Согласных звуков в русском языке - 37, а букв - 21. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например: конь [кон'] и кон [кон], лук [лук] и люк [лук'].
Парные и непарные согласные по твердости /мягкости.
[б] - [б'], [в] - [в'], [г] - [г'] и так далее; непарные согласные
только твердые: ж, ш, ц;
только мягкие: [ч', щ', й']
Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухими согласными заменяется парным ему глухим звуком. Эта замена называется оглушением: дуб-[п], пробка-[п].
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, м, р, н, й) заменяется парным ему звонким Такая замена называется озвончением: просьба-[з'], сдача-[з], сборник-[з].
Говоря о звуковом строе русского языка, нельзя не отметить некоторых достоинств и особенностей, заключающихся прежде всего в его большой музыкальности и мягкой тональности.
БЛАГОЗВУЧИЕ РУССКОЙ РЕЧИ
Лексика русского языка насыщена в большей мере носовыми и плавными звуками - [м] [н] [л] [р], содержащимися в структуре русских слов, придающими мелодичность и напевность устной речи. По наблюдениям ученых значительную часть всего словарного состава образуют слова, начинающиеся либо с плавного, либо с носового согласного. Система согласных звуков имеет не только твердые звуки: [б, в, г, д] и т.д., но и мягкие [б, в', г', д'] и т.д., которые отсутствуют в других европейских языках. Обилие этих звуков в лексике русского языка придает благозвучие нашей речи, сообщает ей мягкую тональности. Особенно ясно ощущается это при чтении различных художественных произведений А.С. Пушкина:
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
Луна, как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках…
Ритмичности и музыкальности устной формы литературного языка содействует также подвижность ударения в разных формах слов. Благозвучие русской речи характеризуется прежде всего определенным соотношением гласных и согласных звуков почти в каждом речевом отрезке. В результате наблюдений над разными стилями русского языка исследование ученых показывают, что в среднем в русской речи гласные звуки составляют 42,35%, а согласные 57.65%. Высокий процент гласных звуков, а также преобладание среди согласных «музыкальных звуков», а именно сонорных и звонких согласных, составляющих 75% по отношению к шумным и глухим согласным, определяет красоту и мелодичность, а следовательно и благозвучие русской речи.
Неблагозвучие речи может возникнуть в результате:
скопления гласных звуков на стыке слов (не у Ули),
повторение одних и тех же согласных (Жанна с жадностью жевала жвачку),
в результате повторения одних и тех же слов (тавтология),
в результате злоупотребления иноязычными словами, искажающими звучание русской речи.
В русском языке существует понятие звукопись (звуковая, словесная инструментовка) слова. Такие звуки, которые усиливают выразительность художественной и частично публицистической речи.
ИНТОНАЦИЯ - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений и эмоциональной окраски. Она зависит от многих фонетических факторов, среди которых основными являются:
Мелодика речи - повышение и понижение тона в фразе;
Ритм речи - чередование ударных и безударных слогов, долгих и кратких слогов;
Темп речи - скорость протекания речи во времени;
Пауза - перерыв в речи;
Тембр речи - звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки;
Интенсивность речи - сила произношения, связанная с усилением и ослаблением выдыхания;
Фразовое и логическое ударение - ударение, которая выделяет слова, важные в смысловом отношении.
ОРФОЭПИЯ - это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний. Орфоэпическая норма - это единственно возможный предпочтительный произносимый вариант произношения. Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они относятся. Все гласные отчетливо различаются только под ударением, например: [сат], [кро'ф], [бу'к], [дуэ'т] и т. д.
В безударном же положении гласные подвергаются редукции, т.е. теряют часть долготы, изменяют свое качество, поэтому их произношение становится неотчетливым, например: [стол] - [стала]; [дал] - [вдали].
Правила произношения гласных звуков
1. В современном русском литературном языке в первом предударном слоге после твердых согласных на месте букв О и А произносится звук [а]: в [а] да; п[а]шел; ст[а]рик.
2. В первом предударном слоге после твердых шипящих Ж, Ш, Ц на месте букв О и А произносится звук [а]: ж[а]ра, ш[а]лун, ц[а]рапина
4. В первом предударном слоге после твердых шипящих Ж, Ш, и Ц на месте буквы Е произносится звук [ы]: ж[ы]на пш[ы]но ц[ы]на.
5. В первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв Я, Е, А произносится звук [И]: п[и]сок, ч[и]сы, р[и]ды.
6. Во 2-ом, 3-ем предударных слогах, а также в заударных слогах после твердых согласных на месте букв 0, А, Е произносится редуцированный звук [Ъ]: к[ъ]л[ъ]кола, т[ъ]ракан, ж[ъ]рнова, гор[ъ]д.
7. Во 2-ом, 3-ем предударных слогах, а также в заударных слогах после мягких согласных на месте букв Е, Я, А произносится редуцированный звук [ь]: ч[ь]пуха, р[ь]довой, ч[ь]совой, и т.д.
8. На месте звонких согласных в конце слов произносятся соответствующие им глухие звуки: стол[б]ы' - стол[п], уло[в]ы - уло[ф], ко[з]ы - ко[с]
9. На месте звонких согласных в середине слова перед глухими согласными произносятся соответствующие им глухие звуки: ско[б] - ско[п]ка, тра[в]а - тра[ф]ка, кни[ж]ечка - кни[ш]ка.
10.Твердые согласные, оказываясь в положении перед мягкими согласными, могут принимать смягчение. Чаще всего такой ассимиляции подвергаются зубные согласные [3, С, Д, Т, Н] например: ве[з'д']е, бру[с'н']ика, ле[д'н']ик, памя[т'н']ик.
11. На месте буквы Щ произносится долгий мягкий согласный звук Ш': ро[ш']а, [ш']и, пи[ш']ать.
Особенности произношения сочетаний
1. Сочетание ЧН - нормой является произношение [Ч'Н]: встре[ч'н]ый, коне[ч'н]ый, то[ч'н]ый. Но в некоторых словах сохраняется произношение [ШН]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица.
2. Сочетание ЧТ - нормой является произношение [Ч'Т]: по[ч'т]а, вы[ч'т]у. В слове ЧТО и производных от него сочетаниях ЧТ произносится [ШТ]: [шт]о, [шт]обы, кое-[шт]о.
3. Сочетание ГК - ГЧ. На месте сочетания ГК произносится [ХК]: ле[хк]ий, мя[хк]ий. На месте сочетания ГЧ произносится [ХЧ]: ле[хч]е, смя[хч]ить.
Акцентологические нормы русского языка
АКЦЕНТОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка.
УДАРЕНИЕ - это выделение одного из слогов с большей силой при произношении слова.
Ударение падает на гласный звук
1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном слоге, то на другом. Оба варианта являются правильными: творо´г - тво'рог, ина'че - и'наче, мышле'ние - мы'шление.
2. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным. На первом слоге: бе'гать, на'волочка, пло'тничать. На втором слоге: бежа'ть, ребё'нок, кори'чневый. На третьем слоге: прибежа'ть, актуальный.
3. Ударение может быть на любой части слова, на приставке: на'дпись, по'длись; на корни: ми'рный, моло'чный; на суффиксе: деревя'ный, дубо'ый; на окончаний: горячо',молодой, несу'т.
4. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохранятся на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: вода' воды' молодо' й- молодо'го, си'ний - си'него, а может переходить на другую часть слова: рожок - рожка´, река - реки´.
Общего правила сохранения и передвижения ударения в русском языке нет. Мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове, а при затруднении обращаемся к орфоэпическому словарю.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Карточка№1
Произнесите в соответствии с фонетическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка следующую фразу:
Пациенты пятнадцатой, шестнадцатой и девятнадцатой палат, принимайте, пожалуйста, медикаменты ровно двенадцать часов (из объявления)
Расставьте ударения в словах: абсцесс, академия, пиелит ступор, цианоз, перкуссия, анальгин, анатом, биопсия, одышка, перегородка.
Карточка№2
Произнесите в соответствии с фонетическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка следующую фразу:
Прежде всего мое намерение - заняться Вами, мой дорогой, а уже потом всеми документами, диетами, гастроскопиями, дизентериями. Ведь лечить то надо Вас, а не анализы (из беседы врача с пациентом).
Расставьте ударения в словах: гемолиз, гипотония, динамометрия, билирубин, коллапс, кардиология, пневмоторакс, эндоскопия.
Карточка№3.
Ударения расставлены неверно в: а) пяти словах, б) семи словах, в) десяти словах.
Анамне'з, анорекси'я ,ану'рия, кифо'з, дисфаги'я, диспе'псия, пальпа'ция, тахи'кардия, эхогра'фия, гиперте'нзия, микроцефали'я.
Расставьте ударения в словах: госпитальный, ломота, хирургия, гипергликемия, аллергия, абсцесс, созвонимся, коклюш, доцент, камфорный, жизнеобеспечение.
Карточка№4.
Выберите правильные варианты ответов. Управляя силой голоса:
а) помните, что ее можно изменить,
б) не думайте ни о чем, кроме того, что говорите;
в) думайте о собеседнике,
г) не повредите себе,
д) выделяйте главное.
Произнесите следующие слова в соответствии с фонетическими нормами русского
литературного языка: запломбировать, диоптрия, бесхребетный, дремота, заговор,
дисциплинированный, высококвалифицированный, изредка, летаргия.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯРасставьте ударения в словах:
Абсцесс, академия, анальгин, анатом, гастроскопия, кардиология, билирубин, биопсия, гемолиз, гипотония, динамометрия, коллапс, лапароскопия, перкуссия, пиелит, ступор, цианоз, эндоскопия.
Отметьте слова, в которых на месте подчеркнутых букв не произносится твердых согласный звук:
Адекватный, аденоиды, акварель, анестезия, бенефис, вундеркинд, детектив, деликатес, идентичный, интервью, интернат, интерьер, компьютер, крем, лазер, пресса, свитер, сепсис, темп, тембр, тире. (Акварель, бенефис, деликатес, крем, пресса).
Произносите следующие слова в соответствии с фонетическими нормами с фонетическими нормами русского литературного языка:
афера, алкоголь, двенадцатиперстная кишка, диоптрия, дремота, запломбировать, опека, новорожденный, творог, феномен, летаргия, обезуметь, дистиллированный.