Программа формирования мнестических и коммуникативных функций с использованием стихотворных произведений «Стихи перед сном»
Байлова И.В.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Программа формирования мнестических и коммуникативных
функций с использованием стихотворных произведений
«Стихи перед сном»
Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований
ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.
Также среди «проблемных» остается вопрос изучения коммуникативной деятельности у школьников с ЗПР.
Общение имеет огромное значение для развития и социализации ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, поэтому взаимодействие со взрослыми (вербальное и невербальное) представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. “Для такого усвоения необходимо общение ребенка с взрослыми людьми, которые уже в той или иной мере овладели культурой и способны передать накопленный опыт, научить его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности” (А.В.Запорожец, 1973). Общение является обязательным условием существования человека, одним из факторов его психического развития, становления и формирования его личности, сознания и самосознания, “общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний, оно также детерминирует структуру сознания, определят опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов” (А.В.Запорожец, 1974).
За основу программы взяты разработки русских, американских и европейских ученых о влиянии поэтических произведений на развитие коры головного мозга и, как следствие, психических процессов. А также исследования ученых о возможностях использования сна для формирования, развития и коррекции мнестических процессов..
Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон - это активный физиологический процесс.
Сон со сновидениями - это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более «засекречена» природой. Во всяком случае, сейчас стало ясно: никак нельзя сказать, что во время сна мозг находится в пассивном состоянии.
Из кратковременной памяти информация записывается в промежуточную. Именно во сне происходит переписывание информации из промежуточной памяти в долговременную и ребенок уже может идти на урок, помня то, что он учил.
Сон бывает медленный и быстрый. Во время медленного сна мозг почти не работает, зато в быстром нейроны работают даже активнее, чем днём. Именно в это время, по мнению учёных, происходит перезапись информации в долговременную память. Известно, что младенцы спят только быстрым сном, поэтому им не нужно напрягать мозги, чтобы что - то запомнить, забив свою быструю и промежуточную память, они засыпают, переписывая всё увиденное и услышанное в долговременную память. В это же время человеку снятся сны.
Как утверждают бельгийские ученые, здоровый сон после интенсивных учебных занятий способствует лучшему запоминанию информации.
Специалисты Стенфордского университета впервые доказали связь между процессами запоминания и быстрым сном.
Для запоминания полученной информации необходим полноценный сон в первую ночь после мозгового штурма.
Ночные впечатления занимают большое место в жизни ребенка и часто заслоняют окружающую его жизнь, потому что они ярче и необычнее реальности. Большая часть душевной жизни ребенка проходит в мечтах, фантазиях, сновидениях. Они часто составляют основное содержание детских воспоминаний.
На использовании этого метода, который дала нам природа, построена данная программа..
ЭЙДОС - по-гречески "образ", а эйдетизм является разновидностью образной памяти.
Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забыть ненужное, быстро изучать иностранные языки.
Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, тактильная (осязательная) память.
Поразительная сила образов (или ЭЙДОСОВ, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших времён и всегда широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства. Эйдетические способности отмечали у себя целый ряд учёных, художников, писателей: И.В. Гёте, Д. Лондон, В. Вундт, Э. Мах, К. Циолковский, а также А. Белый, Б. Пильняк, А. Толстой, К. Федин, О. Форш и другие. Так К. Федин сообщает: “Я прежде всего слышу, что пишу”, а А. Толстой говорил о своих образах: “Я их физически видел” .
Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики научились легко припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, обрели новую уверенность в своих силах.
Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось относительно недавно - в начале ХХ века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих детей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней. Они описывали на следующий день содержание предъявленной им картинки настолько подробно, как будто продолжали видеть картинку перед собой. В. Урбанчич не связал это с резервными возможностями памяти, а счёл патологией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Поэтому данное открытие не заинтересовало тогда психологов.
В 1911 г. изучением этого явления занялся немецкий проф. Эрик Йенш (1883-1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, которая провела целый ряд исследований по указанной теме. Йенш ввёл и своё название данного явления - эйдетизм, а для обладателя этой способности - эйдетик.
В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти, воспринимавшиеся им предметы, а продолжает, как бы видеть их. Э. Йенш описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм, т.е. было показано, что эйдетические образы имеют полимодальную природу.
По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, эйдетизм - закономерная стадия развития ребёнка, пик этой способности приходится на 11-16 лет.
Данная методика позволит детям, находясь в бессознательном состоянии, записывать информацию, непосредственно в подсознание
В.Н. Зайцев в своей статье «Резервы обучения чтению» пишет: «Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением».
Если последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, значит, возможно более прочное запоминание текстового материала, что позволит не только развивать образную память, но и обогащать словарный запас, формировать представления о социальных связях, социально–позитивных «штампах» поведения, воспитывать социально-активную патриотически-настроенную личность.
Почему же для запоминания выбраны поэтические произведения?
1. По мнению ученых, самое сильное воздействие на человека производит рифмованная речь. Владислав Луговенко, академик, доктор физико-математических наук, считает, что стихи или рифмованная речь более активно влияет на сознание человека, на его биоэнергетику и даже на цвет ауры.
2. Росица Колева пишет: «Жуковский доказывает божественное происхождение поэтического творчества. По мнению русского критика, Прекрасное, которое вокруг нас, но для нас невидимо, пробуждает творческую силу в нашей душе. Душа, под воздействием божественного, стремится творить по образу и подобию своего Творца, т.е. вкладывать саму себя в свое создание. В свою очередь, акт творения - "возвышенная жизнь души", имеющий цель осуществить прекрасное, которое душа находит в творении Бога, и которое стремится воссоздать в собственном творении».[25]
3. Стихи – это одни из первых литературных произведений, с которыми человек знакомится в своей жизни (колыбельные, прибаутки и т.д.). Мелодика стихотворного произведения лучше понимается и воспринимается мозгом.
Цель программы:
Формирование мнестических и коммуникативных процессов у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта
Задачи программы:
Развитие и коррекция образной памяти, внимания, мышления;
Формирование и обогащение активного словаря обучающихся с ЗПР и нарушением интеллекта;
Формирование представлений об окружающем мире и социальных связях;
Формирование регулятивных действий и повышение познавательной активности;
Формирование адекватной самооценки, чувства успешности и личной значимости;
Формирование духовно-нравственной и гражданской позиции, гордости за свой город, край, страну;
Формирование и укрепление внутрисемейных позитивных связей
Предполагаемые результаты:
1 уровень – знакомство с поэтическими произведениями, формирование артикуляционного аппарата и связной речи, обогащение словаря, развитие образной памяти; формирование представлений о социальных связях и социально позитивных «штампах поведения»; формирование чувства ответственности.
2 уровень – использование накопленного поэтического материала на уроках сходной тематики; умение отсрочено воспроизводить материал; применение на практики социально позитивных «штампов» поведения; формирование регулятивных действий.
3 уровень - использование поэтического материала в повседневной жизни для изложения своих мыслей, для написания сочинений, изложений; умение выбрать в сложившейся ситуации социально позитивную линию поведения; формирование коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных УД
Суть данной методики состоит в следующем: каждому обучающемуся выдается «Поэтический блокнот», в который ежедневно записываются четыре строчки стихотворного текста (на начальных этапах записывает учитель, позже – ученики самостоятельно).
С родителями (законными представителями), старшими братьями, сестрами либо другими членами семьи проводится разъяснительная работа о значимости данных занятий и предлагается инструкция по методике работы со стихотворным текстом. Таким образом, в работу включаются члены семьи, что позволяет создать ситуацию единства интересов в достижении результата и укрепить взаимоотношения взрослый ребенок.
В 1961 году П.И.Зинченко поставил вопрос о том, как человек взаимодействует с изучаемым и запоминаемым материалом. Основная идея, предлагаемая им, состоит в том, что слова, кодируемые более значащими средствами, будут сохраняться в непроизвольной памяти дольше, чем слова, кодируемые более поверхностными средствами, т.е. запоминаемость (или, согласно терминологии автора, «уровень воспроизведения») определяется целью действия.
Учитывая результаты исследований П.И.Зинченко и его последователей, детям дается задание: перед сном выучить четверостишье (предварительно закодировав текст), утром повторить, в школе рассказать, запомнить надолго, использовать в жизни. Перед сном рекомендуется произнести следующие фразы: «Все. что я прочитаю перед сном, глубоко и прочно запечатлится в моей памяти. После того, как я проснусь, я ясно и подробно вспомню все, что я услышал (а). Эта информация сохранится в моей памяти навсегда!”
Важно, чтобы работа проводилась систематически!
Ежедневно учитель проверяет результаты домашней работы и фиксирует результаты в отдельном журнале. Дополнительно, в классном уголке дублируются результаты индивидуальной работы на ярко оформленном «Экране успехов», на котором отражены успехи каждого ребенка, что поддерживает мотивацию и создает дух соревнования.
Тексты для заучивания отобраны и систематизированы по годам обучения.
При отборе поэтического материала большое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию.
Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. в статье « Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России» пишут:
«Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)»[28]
Современное общество мучительно ищет гармонию духовного и материального, и в этом поиске необходимо помочь человеку «учиться памяти, совести, знанию» (Ю. М. Лотман), не терять здравого ума и бодрости духа.
Подбор поэтического материала дает возможность сохранять стремление человека понять созданное культурой, учит верить в то, что общество пройдет испытания сиюминутной выгодой и вспомнит о языке, культуре, мысли человеческой. «Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви» (А. С. Пушкин)
Условно можно выделить три содержательных линии.
Первая линия. М.Ф. Фомичева в своей книге «Воспитание у детей правильного произношения» пишет: «Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости». Иначе, можно назвать фонетическая линия.
В подготовительном классе детям предлагаются простые для восприятия тексты: чистоговорки, скороговорки, двустишья (расположенные рядом и несущие смысловую нагрузку строки), цель которых развивать и совершенствовать артикуляционный аппарат, фонематический слух, обогащать словарный запас.
Вторая линия. В отобранных произведениях «человек» исследует отраженные в художественном тексте человеческие связи с внешним миром (макрокосмом), преображения мира внутреннего (микрокосма). Природа человека, отраженная в поэтических произведениях, связана с осмыслением мира чувств (любовь, ненависть, сострадание и так далее), динамикой чувств, причинами их изменения, своеобразием их проявления, проблемой нравственного выбора, борьбы добра и зла.
В первом – втором классах для заучивания отобраны стихи русских и советских писателей о детях и для детей: Е. Благининой, С. Маршака, А. Барто, И. Демьянова, Е. Игнатьевой, Д. Хармса, О. Григорьева, К. Чуковского, И. Лопухиной, а также поэта-земляка Баевой З.И. Такой подбор произведений позволяет расширить кругозор детей; дать представлениями об окружающем их мире, о взаимоотношениях человека с природой, о жизни сверстников и взаимоотношениях между ними; учат главным ценностям в жизни – доброте, милосердию, состраданию. Часть стихотворных произведений об изменениях природы в различные времена года, о календарных праздниках.
Третья линия. Большая роль в этом разделе отводится воспитанию истинных патриотов нашей Родины, формированию таких нравственных качеств, как чувство долга, гражданственности, патриотизма, а также служения людям и Отечеству.
«С чего начинается Родина?» (Матусовский) – задается вопросом поэт. Вопрос этот скорее риторический, поскольку ответ на него очевиден.
Формирование понятия «Родина» начинается с родного дома и с домочадцев, откуда ощущение родственной близости переносится сначала на родной край, сторону и земляков, а затем и на родную страну и соотечественников, превращаясь в своего рода духовную связь, через которую «открывается сущность русского человека»
Большая часть текстов посвящена картинам родной природы (широко представлен региональный компонент).
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств.
В третьем-четвертом классах наряду с темой величия русской природы, включены тексты о родном городе, о донском крае, о казачестве, о столице России и Руси в целом. У учащихся происходит более близкое знакомство с лирикой таких русских поэтов – классиков, как: Ф. Тютчев, А.Фет, А. Пушкин, Ф. Туманский, А. Жемчужников, Ф. Глинка, И. Никитин, В. Жуковский, К. Случевский, С. Есенин; а также современников, поэтов Дона, – З. Баева, А.Крамсков, В. Марулин, В. Чумак, И. Мягков, В. Сидоров, И. Халупский, К. Кузьмина. Поэты Дона не случайно поставлены в один ряд с классиками русской поэзии. Цель такого «соседства» - формирование патриотической позиции: от любви к малой Родине (любимый город, край), любви к россиянам до восхищения Россией и воспитания чувства гордости за свою страну.
Срок реализации программы 5 лет
Примечание:
С целью коррекции и развития концентрации и распределения внимания, а также формирования ярких образов, заложенных в поэтическое произведение, можно разнообразить работу над стихотворным отрывком упражнениями на основе спектрального анализа букв и звуков.
Доказано, что между звуком, графическим изображением и цветом спектра есть взаимосвязь. Цвета радужного спектра и звуки речи имеют физические параметры, или иначе сказать математические величины волн, которые воздействуют на человеческое восприятие. Явления природы обладают цветовыми характеристиками, который удивительным образом соответствуют эмоциональным впечатлениям или иначе сказать ментальным ассоциациям, которые возникают при зрительном восприятии цветов или в результате воздействия звуков речи на слух.
Можно использовать визуальные образы и графические изображения, в которых буквы сопоставлены с цветами спектра радуги и геометрическими фигурами в пространстве цветового круга, который показан на следующем рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Цветовой круг на рисунке разделён на 11 разноцветных сегментов, каждому из которых соответствуют 3 буквы. Одна буква является гласной, а две обозначают согласные фонемы и сопоставлены с цветом гласного звука.Для создания визуальных образов необходимо соединять буквы линиями в соответствии с последовательностью в словах, а также необходимо окрашивать круг в соответствии с цветовыми спектральными параметрами букв. В результате можно видеть комбинации цветов, которые являются причиной эмоциональных впечатлений и мысленных ассоциаций при восприятии слов.
Детям предлагается, после записи стихотворного фрагмента, раскрасить каждый графический образ в соответствующий цвет и сопоставить з картину, описанную в отрывке, и цветовое восприятие использованных для этого знаков.
Приложение 2
2 класс
1-7
По дороге в класс
Спешил Никита на урок,
Шел, не сбавляя шага.
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.
Никита – взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом.
Она сказала: _ Ой, боюсь! –
И сразу слезы градом.
Он от беды Танюшу спас,
Он проявил отвагу.
Сказал: - Иди спокойно в класс! –
И отогнал дворнягу.
Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти
Никите захотелось.
_ Ты потеряешься в лесу,
А я приду, тебя спасу! –
Он говорит Танюшке.
- Ну, нет! – ответила она. –
Я не пойду гулять одна!
Со мной пойдут подружки.
- Ты можешь в речке утонуть.
Ты утони когда-нибудь! –
Ей предложил Никита. –
Не дам тебе пойти ко дну!
- Я и сама не утону, -
Она в ответ сердито.
Она его не поняла.
Но ведь не в этом дело:
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас
Но тут пришли ребята в класс. (А.Барто)
7
8-13
Шуточка про Шурочку
Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
- Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку)
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка (А.Барто)
6
14-20
Я расту
А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул –
Но я расту,
Расту, шагая в класс.
Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно.
Идет борьба
За чистоту,
Я подметаю
И расту.
Сажусь я с книжкой
На тахту,
Читаю книжку
И расту.
Стоим мы с папой
На мосту,
Он не растет,
А я расту.
Отметку ставят мне
Не ту,
Я чуть не плачу,
Но расту.
Расту я в дождик,
И в мороз.
Уже я маму
Перерос! (С.Маршак)
7
21-24
Помощница
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел –
Брату утром помогала:
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села с мамой, посидела,
Встала – к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
«Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу».
4
25-48
Мастер-ломастер
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я – известный мастер
По столярной части!
У меня охоты нет
До поделки
Мелкой.
Вот я сделаю буфет, -
Это не безделка.
Смастерю я вам буфет –
Простоит он сотню лет.
Вытешу из елки
Новенькие полки.
Наверху у вас – сервиз,
Чайная посуда.
А под ней – просторный низ
Для большого блюда.
Полки средних этажей
Будут для бутылок.
Будет ящик для ножей,
Пилок, ложек, вилок.
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток, рубанок, долото, фуганок.
Есть и доски у меня.
И даю вам слово,
Что до завтрашнего дня
Будет все готово!
Завизжала
Пила,
Зажужжала,
Как пчела.
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу пропала.
Я гоню ее вперед,
А злодейка не идет.
Я тяну ее назад –
Зубья в дереве трещат
Не дается мне буфет.
Сколочу я табурет,
Не хромой, не шаткий,
Чистенький и гладкий.
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер!
Раз, два –
По полену,
Три, четыре –
По колену.
По колену,
По колену,
А потом
Врубился в стену.
Топорище – пополам,
А на лбу остался шрам.
Обойдусь без табурета.
Лучше – рама для портрета.
Есть у дедушки портрет
Бабушкиной мамы.
Только в доме нашем нет
Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
И четыре планки.
Да на кухне старый клей
Оказался в банке.
Будет рама у меня
С яркой позолотой.
Заглядится вся родня
На мою работу.
Только клей столярный плох:
От жары он пересох.
Обойдусь без клея.
Планку к планке я прибью,
Чтобы рамочку мою
Сделать попрочнее.
Как ударил молотком,
Гвоздь свернулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил –
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня –
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама
Унывать я не люблю!
Из своих дощечек
Я лучинок наколю
На зиму для печек.
Щепочки колючие,
Тонкие, горючие
Затрещат, как на пожаре,
В вашем старом самоваре.
То-то весело горят!
А ребята говорят:
- Иди,
столяр,
разводи
самовар.
Ты у нас не мастер,
Ты у нас ломастер! (С.Я.Маршак)
24
49
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.
1
50 –
53
Пельмени
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей! (И. Лопухина)
4
54
- Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?
- Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
Я порядок навожу! (А. Масленникова)
1
55 –
56
Что за шум на кухне этой ?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером
Взбиваем дружно
Все, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь
Электроприборы –это чудо!
Жить без них нам было б худо. (Е. Игнатьева)
2
57-58
Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: - Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят –
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
- Ну нет, теперь ты лишний! –
Ребята говорят. (А. Барто)
2
59 –
65
Я расту
7
66
Маляры
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:
Был облезлый старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
1
67 -70
Улетают, улетели
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи. (Е. Благинина)
4
71-72
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора (А. Пушкин)
2
73
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
1
74
Мы ловили рыбу с лодки,
А лентяй – со сковородки.
Мы поджарили треску,
Разделили по куску.
А лентяю – ни куска:
_ В море, друг, твоя треска!!! (И. Демьянов)
1
75 -76
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
И все-таки подружке
Игрушку отдала. (Е. Благинина)
2
77 -82
Желание
Все сады и здания
Снова в серебре.
Загадал желание
Петя в декабре.
Календарь кончается,
Полон дом хлопот.
Елки зажигаются –
Скоро Новый год.
И мечтает Петя,
Что ему в метель
Дед мороз подарит
Новенький портфель.
А потом прогонит
Солнышко февраль,
Зацветет подснежник,
Засинеет даль.
Будет теплый ветер
Бегать по аллеям.
Только бы сентябрь
Наступил скорее.
Он тогда, не прячась,
Ранец свой достанет
И, как все ребята,
Сам учиться станет. (З.Баева)
6
83 –
87
Зимний звон
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера – зеркала
Из зимнего стекла.
Над озерами метель
Рассыпает звоны:
Из-за тридевять земель
От друзей поклоны.
Зябнут птицы.
Зябнут звери.
Запирают в норах двери,
Залезают в дупла, в гнезда
В синем небе звезды мерзнут,
Затухают на заре –
Ух, морозно в январе!
Только заяц не боится –
Возле озера резвится,
Зорьке улыбается,
Заяц закаляется. (В.Суслов)
5
88 –
90
Белый и черный
Спал на лавке котик белый
Среди нашего двора.
Вдруг ворона прилетела
Да как каркнет громко – кра!
Испугался кот вороны,
Прыгнул и в трубу полез –
А ворона удивленно:
«Белый кот куда исчез?»
Учащенно птица дышит,
«Что за диво?» - не поймет.
Видит – из трубы на крышу
Вылезает черный кот!
3
91 –
93
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска
Ни огня, ни черной хаты
Глушь и снегНавстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне. (А.Пушкин)
3
94 - 97
Зима
Зима негаданно – нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем залитая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!
И тени медленно ложатся
На сад, на кровли, на скамью,
Снежинки вьются и кружатся
И рвутся в комнату мою.
Они летят, легки и ломки
И ослепительнее звезд,
Как будто в синие потемки
Дрожащий перекинут мост. (Е. Благинина)
4
98
Мороз
Обошел весь двор мороз,
Пощипал ребята за нос,
С ветром покружился,
С лужей подружился. (З.Баева)
1
99 –
101
Свиристели
За окном среди метелей
На рябину птицы сели.
Песню «свирри, свирри» спели,
Быстро ягодки объели.
На головках хохолочки,
Словно яркие платочки.
У нарядных птиц на диво –
Перья с розовым отливом.
Только нет у них жилища.
Там зимуют, где есть пища.
Эти птицы свиристели
К нам, кочуя, залетели.
Но придет весна – краса –
Полетят опять в леса. (З. Баева)
3
102 - 107
Я дома не люблю сидеть
Я дома не люблю сидеть,
Мне нравится ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход;
На то, как гулкая река
Разламывает лед.
На то, как мастерит столяр
Стол, стул иль табурет
И красит комнаты маляр
В любой веселый цвет.
Как дворник убирает двор –
Сгребает в кучу снег,
И как танцует полотер –
Веселый человек.
Как в бурю, в зной или мороз,
Под ветра острый свист
Ведет тяжелый паровоз
Бесстрашный машинист.
Я дома не люблю сидеть,
Нет, не люблю сидеть.
Мне нравится на мир глядеть,
На солнечный глядеть! (Е. Благинина)
6
108
Костя хлеб жует сухой.
- Ты бы ел его с ухой!-
До ушей краснеет Костя.
Он решил правдивым быть:
- Я бы съел ухи, да после
Мне ж тарелку нужно мыть!... (И.Демьянов)
1
109 -110
Вежливость
Танюшу мама в школу провожала.
- Будь вежливой со всеми,
Мать сказала.
Ведь только тот, кто добр и вежлив к людям,
Всегда счастливым человеком будет.
А вежливость ничем не заменить,
Она умеет чудеса творить,
Она умеет боль стирать на лицах.
И с нею лучше с детства подружиться. (З.Баева)
2
111 –
116
Микробы
Разговор пойдет особый
О невидимых особах,
Тех, которые вредят
И вокруг на всем сидят.
Называют их микробы,
Их рукой нельзя потрогать.
Есть и пить они не просят,
Но болезни всем разносят.
Разбрелись они повсюду:
Любят грязную посуду,
Любят овощи на грядках,
Любят в грязных жить тетрадках.
Есть они в реке и в море,
На земле и на заборе,
На кузнечиках, жучках,
На невымытых руках.
О микробах, дети, знайте,
Мыть всегда не забывайте
Вы почаще руки с мылом,
Чтоб микробам горше было.
Чтобы с пищей никогда
Не проникла в рот беда,
Прячьте вы от них продукты.
А все овощи и фрукты
Мойте летом и зимой
Кипяченою водой. (З.Баева)
6
117-
120
Карандаш
Какой же ты устроил ералаш,
Упрямый, озорной мой карандаш?!
Ты всюду бегал, не жалея сил,
И длинным носом все исколесил:
Успел раскрасить новенький комод,
Хвосты нарисовать в журнале мод,
К сестренке заглянул в тетрадь едва –
И в пляс пустилась там отметка «два».
Ты быстро ремесло свое освоил:
Измалевал все новые обои,
А в папиных рабочих чертежах
Стоял ты, видно, прямо на ушах.
Ты все шалил, а за твои проказы
Я снова строго мамою наказан:
Стою в углу, поглядывая робко,
А ты с друзьями спишь в своей коробке. (З.Баева)
4
121
122
Тонька
Пушистая кисонька Тонька
Обидела бабушку нашу:
Залезла на стол потихоньку
И съела всю манную кашу.
Вздохнула задумчиво Алла:
Напрасно же сердится мама,
Ведь киска совсем не знала,
Что каши сварили мало. (З.Баева)
2
123-
126
Где ты ходишь осень?
Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!
А зимою лютою
Вечером, в мороз
Вспомню двор весенний,
Листики берез.
У апрельской лужицы
Жду я, не дождусь –
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь!
- Где ты ходишь, осень? –
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу. (Я. Аким)
4
127-
129
Защитники
Мы Россию объехать еще не успели,
Мы еще малыши, учим русскую речь.
А солдат на посту и в жару и в метели,
Потому что Отечество надо беречь.
Мы мечтаем пилотами стать, моряками
И свои проложить к дальним звездам пути,
Чтоб Россия родная гордилася нами –
Лучше Родины нашей нигде не найти.
В шуме праздников ярких и хлопотных будней
Будем мы день за днем поскорей подрастать.
А когда подрастем – обязательно будем
Нашу славную Русь от врагов защищать. (З.Баева)
3
130–
134
Шуба
Шубу покупали летом,
Мама говорит:
- Примерь,
Будешь ты к зиме одетым,
Как лесной мохнатый зверь!
Я на майку примеряю
Жаркий ворох меховой –
И как будто бы ныряю
В печку прямо с головой.
-Да, - вздохнула мама грустно, -
Не дорос еще пока.
У меня такое чувство,
Шуба сыну велика.
- Нет, - сказала продавщица, -
Еще долго до зимы,
В первый класс пойдем учиться,
Подрасти успеем мы!
И, глазам своим не веря,
К зеркалам я подхожу:
Вижу там большого зверя,
А себя не нахожу. (Я. Аким)
1
135
Снег усталый, талый, талый
Ручейками отжурчал,
Лист кленовый, новый, новый
К нам в окошко постучал,
По веселым селам, селам
Расчирикались птенцы,
Голосами сами, сами
Мы звонче, чем скворцы. (А.Стройло)
1
136-
139
Посидим в тишине
Мама спит, она устала
Ну, и я мешать не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!... (Е. Благинина)
4
140 –
142
Кто обидел бабушку?
Маша утром рано встала,
Куклам вымыла глаза
И на кухню побежала,
Смотрит - бабушка в слезах.
Стало Маше не до кукол:
Слезы бабушки, что значат?
Чистит, режет перец с луком,
А сама тихонько плачет.
Маша всех зовет, хлопочет:
Папу, маму, дедушку
И узнать от взрослых хочет,
Кто обидел бабушку? (З. Баева)
3
143 –
148
Весна
Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед;
Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Еще мы все тепло одеты –
В фуфайки, в ватные штаны
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны.
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Захлопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все веселые веснушки
Уселись на одном носу. (Е. Благинина)
6
149
Зиму всю мели метели –
Клены, липы поседели
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели –
Ветки лапками согрели! (И. Демьянов)
1
150 –
156
Птичьи песни
В желтый цвет одета птица,
Да такая мастерица.
Рано иволга встает
И как флейточка, поет.
А как ласточка щебечет
И в саду, и в поднебесье,
Как гнездо искусно лепит
И под самой крышей крепит.
Птица вьется в вышине
С хохолком на голове.
Это жаворонок звонкий
О родной поет сторонке.
Любит бор сосновый птичка,
Птичка ростом невеличка.
На головке – хохолок,
И зовется – королек.
Как домашние хохлатки,
Бродят в поле куропатки,
Собирают птичьи стаи,
Но на юг не улетают.
Птички меньше нет на свете –
Вся в нарядном ярком цвете.
Дом ее – лесные дебри,
А зовут ее – колибри.
Столько птиц на свете разных
В ближних и далеких странах
В самых разных опереньях,
И свое у каждой пенье. (З.Баева)
7
157 –
163
Цветы времен года
Цветами всегда одеты
Бывают весна и лето.
Но самым, пожалуй, нежным
Бывает весной подснежник.
Цветут без забот и тоски
Тюльпаны и васильки.
Влекут нас к себе заманчиво
Ромашки и одуванчики.
Повсюду растет лебеда:
В саду, у дорог, у пруда,
С весны и до самой осени
Цветами глядит неброскими.
На поле густая гречиха
Качает соцветия тихо.
А рядом, куда ни глянь,
Степная цветет герань.
Но ветер подует с севера –
Увянут цветочки клевера.
Под грустного ветра вой
Увянет и зверобой.
В полей увезут пшеницу,
Присядет туман у дорог,
Осыплет красу медуница,
Засохнет и чертополох.
Мы травы последние скосим
На дачах и во дворах.
И будет художница – осень
Картины писать в садах. (З.Баева)
7
III. 3. Формирование мнестических и коммуникативных функций с опорой на различные сенсоры.
Образную память часто называют сенсорной памятью. Доказано, что все сенсоры организма человека обладают памятью.
В целом получается такая картина, - если орган поработал, то он что-то и где-то запомнил. Поскольку у человека много разных органов, - а лучше было бы сказать "подсистем", - то все они запоминают, когда нагружаются работой. Можно сказать, что каждая подсистема запоминает свое.
Наблюдательные люди давно заметили, что если одна подсистема испортилась (например, слепой человек), то у него усиливается другая подсистема, которая компенсирует слабость неработающей подсистемы (например, у слепых обостренный слух). И это не вызывает вопросов.
А еще более наблюдательные люди заметили, что тренировка одних подсистем вызывает улучшение других. В спорте этот феномен давно и осознанно используется, - рекордсмены в одном виде спорта, как правило, имеют чуть меньшие достижения также еще в двух-трех, - не главных для них, - видах и без этого своего основного рекорда сделать не могут.
Но люди, которые еще глубже заглянули в механизмы взаимного влияния подсистем, обнаружили, что если тренировать, скажем, глаза и руки рассматриванию и рисованию только прекрасных картин, то когда они переходят к другим занятиям, то и в них, - как бы из ничего, - красота их продукции также возрастает. Например, заметно красивеют движения в танце. Если этот человек конструирует что-то, то его конструкции становятся заметно совершеннее. А если он пишет прозу или стихи, то и эти "продукты" также от красивого танцевания существенно красивеют. И так далее.
Но вернемся к памяти. Когда индейский вождь посылал гонца к вождю другого племени, то гонец, прежде чем выслушать послание, - а он его мог только запомнить, - развязывал один из мешочков, висевших у него на поясе, подносил его к носу и говорил "ну, давай, излагай", а сам слушал и нюхал из мешочка запах травы. Потом он бежал "сто миль без отдыха", а прибежав в пункт назначения, снова развязывал тот же мешочек с травой, подносил его к носу и без запинки рассказывал все то, что хотел передать его вождь.
Итак, у нас много разных органов, сенсоров и подсистем. Они могут работать и при этом что-то запоминать, одновременно влияя друг на друга. Необходимо еще напомнить себе также и о других подсистемах, которые у нас есть. Многие из них нам хорошо известны, - их названия даже в быту содержат слово "система". Это кровеносная система, нервная система, система пищеварения, лимфатическая система, система дыхания... Ну, есть еще другие, например, иммунная система.
Все подсистемы взаимно влияют друг на друга, обеспечивая работу запоминания и вспоминания.
Программа формирования
мнестических и коммуникативных функций
с использованием стихотворных произведений
"Стихи перед сном"
Times New Romanвизуальные образы и графические изображения в пространстве цветового круга15