Разработка урока по биологии на тему: Транспорт веществ в организме

УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС.
Тема: Транспорт веществ в организме.
Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;
Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;
Показать значение процесса движения веществ.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Развивающие:
продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;
Тип урока:
По содержанию – анатомо-физиологический;
По дидактической цели – комбинированный;
По положению в теме – раскрывающий содержание темы.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация рисунков
Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.
Междисциплинарные связи: химия, экология.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, цитология.
Средства:
ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация
Структура урока:
Организационный момент
Проверка знаний
Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
Изучение нового материала


1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.
2. Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.
3. Проводящие образования растений.
4. Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.
Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
Проверка знаний.
Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.
Подсолнух
Амебы обыкновенная
Паук-крестовик
Майский жук
Омар
Осетр русский
Озерная лягушка
Прыткая ящерица
Сизый голубь
Бурый медведь
А – кожа
Б – легкие
В – жабры
Г – трахеи
Д – клеточное дыхание
Е – легочные мешки
Ж - устьица


Задание: вставьте пропущенные слова.
Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.
Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.
На доске записано слово «транспорт».
- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».
- Что перемещается в живом организме?
Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.
Изучение нового материала.
1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.
Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации -  от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.
- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).
2. Особенности транспорта веществ в растении.
Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.
- Где происходит этот процесс? (в листьях)
- Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)
- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)
- Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).
- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.
- Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)
        Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.
3. Проводящие образования растений.
Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.
Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.
Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:
Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?
У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд  и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?
Особенности переноса веществ в организме животных.
Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.
- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?
- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.
Задание: заполнить схемы:
1:                          Типы кровеносной системы

                _______________                                ______________
                (..)                                ()

2:                  Органы кровеносной системы
                ______________                        ______________
___________        __________        ___     ________        _______        _______
3: Работа с текстом:
В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.
                         Состав крови
                _____________                _______________
                                        __________                ____________ _____________
                                (.)        (.) ()
V. Закрепление. Подведение итогов урока.
Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.
А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.
Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.
1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.
2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.
3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.
Домашнее задание: §12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.