Краткосрочное планирование урока русского языка для 2 класса. Тема: Род имени существительного.


Неделя День 30.01.2015 Урок русский язык
Тема урока Род имени существительного
Общая цель
Познакомить с новым понятием; учить распознавать имена существительные по родам; определение рода существительных по значению(окончанию)
Ожидаемые результаты
А: умеет различать существительные по роду; В: определяет род по окончанию; С: составляет план для устного рассказа об имени существительном.
Тип урока
Комбинированный
Задания
 Словарная работа. Работа в паре. Составление кластера. Работа в парах: изменение существительных по числам. Работа в группах по карточкам. Работа учеников уровня С. Работа с презентацией. Составление постера «Род имени существительного»
Необходимые материалы
Учебник, листы оценивания, карточки для работы в группах, для составления кластера, карточки с правилами, материалы для составления постера, смайлики, карточки со словами, «портфель» ИКТ.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя  Действия ученика
Вводная часть
Организация детей к уроку.
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
Представление гостей.
Сообщить задачи урока. Будем работать в группе. Акцент на правила работы в группе. Настроить на помощь друг другу. Назначение «оценщиков» (оказывают помощь, оценивают ответы команды)
Минутка чистописания. Загадка о букве М.
- Какая буква спряталась, подсказка в загадке.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква … М
- На минутке чистописания будем писать букву Мм. Пальчиковая гимнастика! (открыть звездочки)
 Мм
Мария Максим зима
На линеечке для товарища поставьте не плюсик, а снежинку, пусть она опустится к вам на тетрадку. Ведь за окном – зима!
- Что общего у всех этих слов?
Что такое имя существительное?
-Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Замени одним словом. Если затрудняешься, спроси у товарища!
- Плод яблони.      яблоко
- Помещение, в котором ведут торговлю.   магазин
- Седьмой день недели.   воскресенье
- Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном.  тарелка
Самопроверка с доски. ( СЛОВА ЗАКРЫТЫ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ДОСКИ)
А у этих слов что общего?
Введение в тему. Как вы думаете, о чем будем разговаривать на сегодняшнем уроке?
Повторение об имени существительном (предмет, одушевленные и неодушевленные, изменяются по числам)
По ходу составляется кластер!
Проверим, знаете ли вы, как изменить имена существительные по числам!
Физминутка. (ИКТ) Приветствуют гостей и друг друга. Подписывают листы оценивания. Повторяют правила работы в группе.
Выполняют пальчиковую гимнастику, минутку чистописания. Взаимопроверка в парах по волшебной линеечке.
Все слова являются именами существительными.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
Записывают словарные слова, проверяют по образцу на доске. За каждое правильное слово ставят балл в лист оценивания.
Формулируют тему урока.
Имя существительное – это…          часть речи
Имя существительное обозначает…      предмет
Имя существительное отвечает на вопросы…                кто? что?
 Постоянный признак имени существительного…          одушев – неодушевНепостоянный признак имени существительного…(изменяются по…)      число
Работа в парах. Написать три им. сущ. в ед. ч. меняются тетрадями, ставят эти существительные во мн. ч.; взаимопроверка, ставят баллы в листы оценивания. (максимум-3) Проверка устно у одного из группы.
Презентация
Открытие нового. Проблема.
-У существительного есть ещё постоянный признак. Хотите узнать, какой? Каждому в группу опускается снежинка со словами. –Вы должны назвать лишний предмет. Чтобы вам было легче, заменяйте названия предметов на вспомогательные слова ОН, ОНА, ОНО.
Заменяя существительные вспомогательными словами ОН, ОНА, ОНО вы определяли у существительных РОД.
- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.
(Сразу дополняется кластер)
- Давайте распределим выбранные слова по группам.
Учитель на доске пишет: Ж.Р М.Р. СР.Р.
При проверке учитель переставляет карточки на доске и при этом объясняет выбор(он мой-огурец, медведь…)
- Может ли имя существительное изменяться по родам? Проблема.
-Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род. (Привести примеры учителю)
Работа с правилом в стихах.
Женский род запомню я и скажу «она моя».             
И запомню род мужской, и опять скажу «он мой».      
Средний род – «оно моё» - это правило моё.                    
Как определить род имен существительных?
Составление алгоритма определение рода имени существительного.
Работа учеников уровня С: сообщение о категории рода в разных языках.
Физминутка на внимание: - Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите существительное женского рода – шагаем, среднего рода – руки в стороны, мужского рода – поднять руки вверх.
Стекло, рисунок, вьюга, свет, земля, поле, мороз, пушинка, буран, солнце и др. плакса.  Решение проблемы. Исследовательская беседа. На вопрос отвечает «оценщик», выходит к доске и крепит табличку со словом. – Девушка, мужчина, дедушка, юноша. (девушка)
– Капуста, морковь, репа, огурец. (огурец)
– Кошка, собака, медведь, мышь. (медведь)
– Лебедь, лиса, дельфин, медведь. (лиса)
– Кукуруза, морковь, яблоко, груша. (яблоко)
Словесное оценивание.
Постановка задач на урок: узнать как можно разделять имена существительные по родам, научиться правильно определять этот признак, то есть род имени существительного.
Дети группируют и записывают в тетрадь слова.
Самопроверка по образцу на доске. Выделить окончания-учитель выслушивает ответ и маркером на карточке отмечает.
Выставление баллов за правильные слова.
У каждого на столах карточка с правилом в стихах. Читают хором вместе с учителем.
Работа в группах. Работа по учебнику-с.138: читают, обсуждают. Затем ответы с места. Словесное оценивание.
…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и др. Их называют «безродовыми» языками.
…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.
…есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их  там  называют «классами».  Есть класс,  обозначающий  людей  (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы.Основная часть
– Вы удивлены? Не можете выполнить какое-либо действие? Мы найдем способ выйти из этой ситуации. Садитесь. Продолжим.
Слова записаны на карточках и развешаны по классу: забияка, задира, зевака, плакса, рева, растяпа, левша. – О ком можно сказать: забияка, задира, зевака, левша, рева, растяпа, левша – о мальчике или о девочке, о мужчине или о женщине? Что заметили? – Можно ли определить род этих существительных?
В русском языке эти слова называют существительными общего рода.
Если существительное общего рода употребляется с другими словами, то можно определить его род.
Привести примеры.-Лена пишет левой рукой. Она левша.
-Какой род будет у слова ЛЕВША в этом предложении? А если левша мальчик?
Работа в группах с презентацией.
(Ученики высказывают свои версии.)
Читают хором слова на карточках.
– Так можно сказать и о женщине, и о мужчине.
Определяют род у существительного «левша» Узнают, как определять род у существительных общего рода.
Выполняют задание, пишут предложения, вставляют слова, проверяют себя и выставляют баллы в листах. Измерение температуры.
Итог
Рефлексия: составление постера на тему «род имени существительного»
Словесное оценивание, сообщить о последующем текущем по баллам.
Домашнее задание: написать по 5 существительных каждого рода.Работа в группах по составлению постера.
Взаимооценивание по методу «Представитель»
«Портфель достижений»