Конспект урока по русскому языку Род имени существительного (3 класс)


Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных, повторить признаки имен существительных; формировать умения определять род имен существительных ; развитие умения группировать слова по определенным признакам; воспитание любви к родному языку, краю.
Оборудование: карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”; плакат по определению рода имен существительных; сигнальные карточки (у учащихся). Ход урока:
I. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Тихо сели. Начинаем урок! II. Повторение изученного материала. 1. Гимнастика для глаз. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
( Рисунок.)
-. Какой частью речи является данное слово? Докажите. (. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.)
2. Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого. М . лыш мурлыкал, как к . тёнок, в своей постели м . ховой. А за . кном вторые сутки пурги не ут . хает вой.
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? -Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры.

3. Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму. (Один ученик работает у доски) - Какие имена существительные вы выписали? (малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой)
- . Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. ( Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном) (Данное слово убираем с доски) - На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные? (одуш неодуш)., 4. Обобщение. - Что мы уже знаем об имени существительном?
Имя существительное

1. Часть речи.


2. Отвечает на вопросы кто? и что?


3. Обозначает предмет.

4. Бывают собственными и нарицательными.

5. Бывают одушевленными и неодушевленными

6. Бывают единственного и множественного числа.

7. ?


·
·
·. Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают) Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо) Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись) Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
I^. Изучение нового материала. 1. Проблемная ситуация. (На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)
Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина. - Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы. (Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.)
2. Постановка учебной задачи. - . В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса) Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
3. Грамматическая сказка. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, ). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, ). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, )”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. - На какие три группы делятся имена существительные? (род) (На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
Род мужской женский средний
Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! 4. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам.(слова вверху) - Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
5. Чтение правила на стр. 108 V. Закрепление.
1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их. (На доске) Гнев, ярость, бешенство; дорога, путь, направление; штиль, тишь, затишье; вид, картина, зрелище; облик, обличье, внешность; заглавие, заголовок, название.
-Что это за слова? (. Это слова – синонимы.)

2. Стр.108 упр. 242
3. Сам-но: Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Ловкая , мягкая , теплое , крепкая , поздний , глубокое , робкая , легкий - Напиши словосочетания. Определи род имен существительных..
^
·. Р/Р: составить предложения.: упр.243 стр.108
^
·
·: Д/З: стр. 109 упр.246, правило на стр.108
^
·
·
·. Итог урока Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. – Что было главным на уроке? – Как определить род имени существительного? – С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных. (Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода) Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо
Рисунок 115