Конспект урока по русскому языку 3 класс Род имени существительного

Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
повторить признаки имен существительных;
формировать умения определять род имен существительных путем
подстановки личного и притяжательного местоимения;
развитие орфографической зоркости на материале корнесловных
орфограмм;
развитие умения группировать слова по определенным признакам;
развитие умения употреблять слова в переносном значении;
воспитание любви к родному языку, краю.
Оборудование:
Флипчарт «Род имени существительного» учебник “Русский язык. 3 класс”;
Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;
плакат по определению рода имен существительных;
сигнальные карточки (у учащихся).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
II. Чистописание:
Подготовка руки к письму.
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д. Потом упражнение выполняется в обратном порядке, начиная с большого пальца.
На какие группы можно разделить буквы (Офат, Тесьман)
(страница флипчарта)
Работа над формой строчной буквы х.
1. Анализ буквы. Показ начертания на доске.
2. Работа в тетради:
– прописывание буквы х;
– работа над допускаемыми ошибками:

· неправильное расположение полуовалов,

· неглубокие полуовалы;
– написание буквосочетаний:

– запись слов с образца:

II. Сообщение темы:

Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

III. Повторение изученного материала.

1.Словарная работа (расселить слова в домики)
(страница флипчарта)
2. Обобщение.
У. Что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

Имя существительное –
часть речи
кто? что?
предмет
одушевленное неодушевленное собственное нарицательное
число
единственное множественное
Физминутка (Электронная)
III. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
(На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)
Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.
У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.
Д. Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.

– Слова можно разделить и по положению ударения в слове: первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний.

2. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)

У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

3. Грамматическая сказка.
У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, ). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, ). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, )”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. Но она знала секрет различия рода существительных. А вы знаете этот секрет?

У. На какие три группы делятся имена существительные?
Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
род
мужской женский средний
У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Отгадывание загадок:
Отгадай загадки. Запиши отгадки.
Определи род имён существительных.
Какой «секрет» помог тебе выполнить задание?
Вот он деревце качает
И разбойникам свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит.

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает?
И бормочет, и поёт –
Убаюкивает?

Сверкает, мигает,
Огненные стрелы пускает.

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
У. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам.
м.р.
ж.р.
ср. р.
(он, мой)
(она, моя)
(оно, моё) (Три ученика работают у доски)
вой
постель
окно
конь
осина
колесо

малыш
пурга
гнездо
доктор
котенок У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, - мужского рода: мир, стол, дом.
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, - женского рода: зима, тетрадь, страна.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, - среднего рода: окно, море, перо.
(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 107)
IV. Закрепление.
1. Работа в парах. Дима выполнил домашнее задание. Он определил род у имён существительных. Проверь, правильно ли он выполнил упражнение.









2. Самостоятельная работа:
Запиши имена существительные в три столбика по родам:
м. р. ж. р. ср. р.
ледок осень стекло
Морозец, стужа, облако, туча, поле, лист, дерево, осинка, лесок, снежок, земля, ружьё.
Проверка
V. Итог урока.
У. Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что было главным на уроке?
– Как определить род имени существительного?
По рядам:
1-й ряд – моя, 2-й ряд – мой, 3-й ряд - моё
Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.
Домашнее задание: стр.108 упр.243
У. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.
. Работа в парах. Дима выполнил домашнее задание. Он определил род у имён существительных. Проверь, правильно ли он выполнил упражнение




. Работа в парах. Дима выполнил домашнее задание. Он определил род у имён существительных. Проверь, правильно ли он выполнил упражнение

Рисунок 676Рисунок 3415