Программа деятельности лагеря Дружба по организации отдыха, оздоровления и занятости детей Мы вместе.


Муниципальное образовательное учреждение
Деяновская основная общеобразовательная школа
Приложение № 4
Приказ № 41 от 15.05.2014 г
ПРОГРАММА
деятельности лагеря« ДРУ ЖБА» по организации
отдыха, оздоровления и занятости детей


Автор программы
Терникова С.В.
с. Деяново, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ ………………………3
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..………………………………………………………...6
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ10
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ……………………………………………………….....14
4.1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………….....14
4.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………..14
4.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА…………………………………………15
5. СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. .17
6. СИСТЕМА ВНЕШНИХ КОНТАКТОВ ЛАГЕРЯ ……………………………………...18
7. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ………………………19
8. СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ……………………….....21
9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ... 22
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ…………………..…………………………………….....23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
(за последние 3 года).
Описание опыта реализации различных педагогических оздоровительных программ
Летние оздоровительные лагеря призваны обеспечить полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:
создание в летнем оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей;
создание условий для формирования и развития навыков эффективного взаимодействия детей с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
разработка модели воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием механизмов педагогических технологий, системы контроля и оценки результативности реализации программы, механизмов и форм сотрудничества.
Приоритетные направления деятельности летнего оздоровительного лагеря за последние 3 года:
лето 2011 г. – лагерь «Улыбка» - подведение итогов работы лагеря за 3 года, основное направление – оздоровительная деятельность, которая понимается как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья детей, восстановления их физических и психических сил, профилактику заболеваний, реализуемая через экскурсии, игры и спортивные состязания на свежем воздухе, процедуры закаливания. Участие в районном смотре-конкурсе «Лучший лагерь Пильнинского района» - 2 место;
лето 2012 г. – лагерь «Радуга» - подведение итогов работы лагеря за 3 года, основное направление - приобщение детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участие детей в управлении летним оздоровительным лагерем, реализуемая через нетрадиционный, творческий подход к решению поставленных задач. Участие в районном смотре-конкурсе «Лучший лагерь Пильнинского района» - 2 место;
лето 2013 г. - лагерь «Радуга» - приоритетным направлением является программа оздоровления детей средствами игры, познавательной деятельности и ежедневными оздоровительными процедурами. Основная идея - сохранение и укрепление здоровья детей, физическое и духовное развитие детей, развитие их творческого потенциала.
Анализ работы летнего оздоровительного лагеря за последние 3 года показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры.
Программы полностью отвечали требованиям и задачам, поставленными перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Работа велась по направлениям: спортивно-оздоровительное, экологическое, художественно-эстетическое, социальное, нравственно-патриотическое. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, соревнованиях, сопереживали друг другу. Возможность лично окунуться в мир игры, никого из детей не оставила равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей.
За последние три года количество детей, отдыхающих в лагере изменялось следующим образом:

Лето 2014 г. – лагерь «Дружба» - на основе анализа имеющегося опыта было определено приоритетное направление: формирование духовно-нравственных ценностей, развитие в ребенке гражданского самосознания через интеграцию патриотического воспитания с художественно-изобразительной деятельностью и физическим развитием. Данное направление будет реализовано через:
работу кружков;
проектные линии;
спортивно-оздоровительные мероприятия.
В этом году, с учетом пожеланий детей, педагога-воспитателя и родителей, была создана новая программа летней оздоровительной работы "Мы вместе". Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка, развитие основных базовых свойств личности (инициативность, ответственность, любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность), способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности. Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью.
Как и в предыдущие годы, программа летнего оздоровительного лагеря «Дружба» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Лагерь – это место, где каждый ребенок может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, радость общения, творческого открытия, оригинальные идеи. Это активная пора социализации ребенка, продолжение его образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают летние оздоровительные лагеря.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это жизнь в новом коллективе. Это период свободного общения детей. Это, наконец, новая природосообразная деятельность.
Актуальность. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Пришкольные оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы отдых детей сделать наиболее полноценным и была разработана данная программа. Разработка программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей построена таким образом, чтобы участники программы смогли осознать уникальность своей личности, осознать свое место в окружающем мире; смогли понять, что значит быть воспитанным человеком, чтобы они задумывались и стремились развивать в себе такие нравственные качества, как: честность, доброта, справедливость, ответственность, вежливость; а также приобщались к важнейшим этическим ценностям: Здоровье, Культура, Дружба, Природа, Родина.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Эта программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания.
Программа ориентирована на младший школьный возраст.
Новизна программы заключается в том, она является продолжением основной образовательной программы начального общего образования (в части организации внеурочной деятельности). Впервые лагерь посещают только дети, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам (обучающиеся 1-3 классов). Поэтому при составлении программы мы ориентировались на требования основной образовательной программы начального общего образования.
Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения Деяновской основной общеобразовательной школы. В лагере создан 1 отряд из 25 человек. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных (28 %), неполных (16 %), малообеспеченных семей (76 %) . Возраст детей от 7 до 10 лет.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: игровая комната, комната отдыха, спортивный зал, библиотека, ДК, компьютерный класс.
За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их творческого потенциала, приобретение социально значимого опыта.
Задачи программы:
Создавать условия для организованного отдыха детей с целью укрепления их здоровья.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формировать навыки развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения.
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Профилактика социального сиротства, девиантного поведения, организация занятости детей в летний период.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы мы ожидаем получить следующие результаты:
оздоровление и отдых 25 мальчишек и девчонок нашей школы;
100% участие детей в реализации программы в течение смены;
реализация творческих способностей детей через 100 % занятость в кружках;
будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
самореализация детей через организацию КТД в течение смены.
У детей, сформируются умения работать и жить в коллективе, стремление к самостоятельной творческой деятельности, сформируются навыки развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, а также для получения дополнительных знаний в различных направлениях деятельности школьного лагеря.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание деятельности отражается в следующих направлениях:
Общеинтеллектуальное направление


Летний оздоровительный лагерь
«Дружба»

Общекультурное направление
Духовно-нравственное направление
Спортивно-оздоровительное направление


Социальное направление

Спортивно – оздоровительное направление
Задачи:
вовлечение детей в различные формы спортивно-оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы работы:
утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры в спортивном зале;
подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты;
беседы, лекции (с использованием ИКТ).
Ожидаемый результат: личность, физически и психически здоровая.
Духовно-нравственное направление
Задачи:
формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
освоение и усвоение общечеловеческих ценностей.
Основные формы работы:
«уроки этики»;
заочные путешествия;
экскурсии;
посещение памятников природы и природных объектов;
викторины;
беседы (с использованием ИКТ).
отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья».
Ожидаемый результат: личность, обладающая духовно-нравственными качествами.
Общеинтеллектуальное направление
Задачи:
обогащение запаса научными понятиями и законами;
формирование мировоззрения;
формирование функциональной грамотности.
Основные формы работы:
викторины;
интеллектуальные конкурсы;
посещение библиотек;
знакомство с классиками искусства и литературы.
Ожидаемый результат: личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками.
Социальное направление
Задачи:
развитие положительного потенциала личности в рамках деятельности отрядного коллектива.
Основные формы работы:
участие в общественно полезных делах.
Ожидаемый результат: личность, социально-адаптированная к жизни в современном обществе.
Общекультурное направление
Задачи:
овладение основами культуры, жизни и бытия.
Основные формы работы:
художественные конкурсы.
Ожидаемый результат: массовое участие в культурном досуге.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде этапов:
I этап. Подготовительный – апрель – май.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь (всего лишь 2-3 дня).
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в будущем.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1.Кадровое обеспечение:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря;
воспитатель;
вожатая;
повар;
технический работник.
Начальник лагеря, воспитатель и вожатая являются педагогами школы, имеют высшее педагогическое образование, первую квалификационную категорию, опыт работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием, организованном на базе МОУ Деяновской ООШ, повышают квалификацию раз в 5 лет через курсы повышения квалификации и аттестацию.
4.2. Методическое обеспечение:
наличие программы лагеря, плана работы отряда, плана-сетки;
должностные инструкции всех участников процесса;
проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
проведение ежедневных планёрок;
разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Основными методами организации деятельности являются:
познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;
словесные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, могут проводиться и в конце занятия;
целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим;
вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения;
викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам;
инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения;
проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей;
рисование: сюжетов сказок - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов.
4.3.Материально-техническая база.
Рекреационные, игровые и культурно-досуговые зоны.
Деятельность лагеря осуществляется на базе здания МОУ Деяновская ООШ. Лагерь занимает два этажа. На первом этаже здания находятся столовая, спортивный и актовый залы. На втором этаже находятся спальни детей, игровая комната. Рекреация оборудована для коллективной творческой деятельности.
Для организации летней оздоровительной работы в МОУ Деяновская ООШ создана хорошая материально-техническая база, включающая в себя:
2 классные комнаты (спальни площадью 47,8 м2 и 49 м2 соответственно);
1 игровая (50,2 м2);
спортивный зал (150,5 м2) и спортинвентарь;
актовый зал (65 м2);
столовая (65 м2);
2 туалетные комнаты (43 м2);
площадка для построения на утреннюю и вечернюю линейки;
библиотека;
рекреация для коллективной творческой деятельности (131,4 м2);
компьютерный класс;
материалы для оформления и творчества детей;
наличие канцелярских принадлежностей;
аудиоматериалы и видеотехника;
призы и награды для стимулирования;
компьютер , ноутбук;
мультимедиа - проектор с экраном;
обновленный фонд художественной литературы;
аудио – видео техника, телевизор;
газель.
5. СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Регулярно о деятельности лагеря и его достижениях, воспитанниках сообщается на школьном сайте (см. Приложение "Новости дня").
Система информирования общественности, в том числе детей и общественности; взаимодействие со СМИ:
- информация о деятельности лагеря распространяется через школьный сайт, родительские собрания, а также на собраниях актива детского объединения "Надежда";
- по окончанию работы смены о работе лагеря выходит статья в районной газете «Сельская трибуна».
Схема распространения информации
Директор
Педсовет
Начальник лагеря


Учителя начальных классов, классные руководители
Школьный сайт
Детское объединение
Надежда



Общешкольный актив
Классные часы
Родительские собрания

СИСТЕМА ВНЕШНИХ КОНТАКТОВ
Школьная и сельская библиотеки
Районная газета «Сельская трибуна»
Музей района
СПК «Деяновский»
Школьная
музейная комната
Сельский дом культуры
Летний оздоровительный лагерь
«Дружба»
ФАП

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫСистема контроля организации лагерной смены складывается из двух направлений:
внешний и внутренний контроль организации деятельности лагеря;
контроль реализации целей и задач программы.
Для оценки результатов программы запланированы мониторинговые исследования показателей эффективности реализации каждого из этапов. По результатам сравнительного анализа показателей каждого из этапов будет производится оценка эффективности программы в целом.
Критерии эффективности:
эмоциональное состояние детей;
личностный рост;
физическое и психологическое здоровье;
приобретение опыта общения со сверстниками;
самореализация в творческой и познавательной деятельности;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
удовлетворенность детей.
Для оценки эффективности данной программы с воспитанниками лагеря запланированы мониторинговые исследования, анкетирования.
Мониторинговая деятельность (см. приложение):
№ Мероприятие Ответственный Дата
1 Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере» Начальник лагеря 02.06.14
2 Входное анкетирование Воспитатель 03.06.14
3 Рефлексия мероприятий Воспитатель в течение смены
4 Мониторинговое исследование «Выбор» Воспитатель 10.06.14
5 Мониторинговое исследование «Игра в слова» Воспитатель 14.06.14
6 Методика опросникаВоспитатель 18.06.14
7 Творческий отзыв (рисунок « Один день в школьном лагере») Воспитатель 20.06.14
8 Итоговое анкетирование Воспитатель 23.06.14
Для наглядности будут использоваться: «Роза настроения», «Карта настроения», «Листок откровения».
«Карта настроения» - форма обратной связи, которая позволит судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня дети будут заполнять «карту настроения», записывая туда причины своего настроения. А педагоги будут анализировать качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа будет работать «Листок откровения». Его роль в том, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях. «Листок откровений» помещается на стене объявлений на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет мониторинговая деятельность, материалы по рефлексии мероприятий и отзывы детей и родителей.
8. СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
До начала работы лагеря все дети начальной школы проходят дополнительный осмотр фельдшера, который дает медицинское заключение для детей, идущих в летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием (делается отметка о его здоровье). Выявляются дети с различными паталогиями.
В течение работы лагеря проводится ряд профилактических оздоровительных мероприятий с детьми (витаминизация, закаливание, зарядки на свежем воздухе, спортивные мероприятия и т.п.).
Проводится санпросвет работа в лагере.
В начале и в конце смены фельдшер производит взвешивание каждого воспитанника с целью выявления динамики веса. Материал анализируется, выявляется динамика веса.
Также два раза в смену проводится осмотр детей на педикулез.
К работе в лагере допускаются работники, имеющие медицинские книжки и прошедшие санитарный минимум.
9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ.
В лагере нет психолога. Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений;
консультации психолога УОМПиС.  
  
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ.
Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Пищеблок укомплектован электрическими печами, духовым шкафом, резервуарами для воды, холодильными камерами.
В лагере организовано трехразовое питание. Режим питания согласован с "Гигиеническими требованиями к устройству и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей" (с. 11 - Гигиенические требования к режиму дня; с. 24-27 - Нормы питания, сроки хранения продуктов). Питание будет осуществляться согласно режимным моментам (завтрак, обед, полдник) по заранее составленному и утвержденному меню. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность.
В отряде проводится витаминизация (соки, фрукты).
Сроки реализации программы: июнь 2014 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Журналы « ПедСовет» 2002-2011 г.
КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Электронная версия газеты « 1 сентября. Начальная школа»
Символы лагеря «Дружба»
Эмблема лагеря
-61214077470Наш девиз: Дружба крепче всего: один за всех и все за одного!
Д – давайте
Р – ребята
У – улыбаться
Ж – жизнь
Б – большой
А – аттракцион
4400550567055
1. Сбор, зарядка 830-900
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
44005501981202. Линейка 900-915
На линейку быстро стройся!
3. Завтрак 915-1000
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
4. Работа по плану, общественно-полезный труд,
работа кружков 1000-1100
40398701314455.Мероприятия, игры,
конкурсы по плану работы 1100-1200
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке не купайся.
Раз пришел веселый час,
44081709525Здесь играют все у нас!
6.Занятия на свежем воздухе,
оздоровительные мероприятия,
-3556005715спортивные праздники 1200-1300
7. Обед 1300-1400
8.Занятия по интересам 1400-1430
9. Тихий час 1430 - 1530
10. Занятия по интересам 1530 - 1600
11. Полдник 1600 - 1630
12. Работа по плану, работа кружков 1630 - 1800
13. Уход домой 1800
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!" Завтра снова мы придем!
Спортивная речевка (из журнала «Вожатый»)
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку! (журнал «Вожатый»)
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
-Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
Нам высота – не помеха!
Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем
– Ребята Нового века!
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
·  Твои первые впечатления от лагеря?
·  Что ты ждешь от лагеря?
·  Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
·  В каких делах ты хочешь участвовать?
·  Что тебе нравиться делать?
·  Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
·  Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что……………………………………………………...
Я не хочу, чтобы……………………………………………………………………....
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………….
Я боюсь, что…………………………………………………………………………...
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем летнем оздоровительном лагере
Ммне понравилось Ммне не понравилось
1 1
2 2
И т. д. И т. д.
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда».
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и __________________
АНКЕТА (в конце смены)
·  Что ты ожидал (а) от лагеря?
·  Что тебе понравилось в лагере?
·  Что тебе не понравилось?
·  С кем из ребят ты подружился?
·  Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
·  Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
·  Было ли скучно в лагере?
·  Было ли тебе страшно?
·  Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
·  Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
·  Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
·  Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
·  Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
·  Самое важное событие в лагере? Было или оно?
·  Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память _________________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
1.  Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2.  Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
3.  Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
4.  Несколько слов о нашем отряде …
5.  Мои впечатления о лагере.
6.  Если бы я был вожатым, то бы я …
7.  Хочу пожелать нашему лагерю «Дружба» …
8.  Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
АНКЕТА ЛИЧНОГО РОСТА
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии, интеллектуальные игры, конкурсы)?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фамилия Имя Отчество ребенка
___________________________________________________________________
Указать противопоказания ребёнка
____________________________________________________________________
На что должны обратить внимание воспитатели
___________________________________________________________________
Куда бы Вы предложили съездить детям в пришкольном лагере?
____________________________________________________________________
Какие интересы, увлечения, способности у Вашего ребенка?
____________________________________________________________________
Ваши предложения организаторам смены
___________________________________________________________________
Просим провести беседу с ребенком о правилах поведения в пришкольном лагере, объяснить необходимость выполнения режима лагеря, важно!!! чтобы ребенок знал: покидать территорию лагеря нельзя!
Сделаем отдых ребенка интересным и безопасным!
Разрешаете ли вы уходить после работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием самостоятельно домой
Я_______________________________________________ разрешаю своему
(ф.и.о. родителя)
ребенку уходить после работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием самостоятельно домой
_____________ __________________
дата подпись