Сценарий внеклассного мероприятия к Дню Победы А музы не молчали
«А музы не молчали»
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы.
Девушка: Когда страна узнала о войне,
В тот первый день, в сумятице и бреде,
Я помню, я подумала о дне,
Когда страна узнает о победе.
(Маргарита Алигер)
Юноша:
Для целого поколения людей война против фашистских захватчиков стала мерилом верности и самоотверженности, честности, благородства и бесстрашия. Поэты в числе первых бойцов вступили в бой, сражаясь и ответной пулей, и силой русского слова.
Девушка:
Война задала новую тему в литературе. Вся народная боль, вся народная скорбь, народный гнев и вера в победу - всё вылилось в поэтический вечный огонь, восславляющий великий подвиг русского народа.
Юноша:
А в чем лучше может человек выразить свою душу, излить свое горе, поделиться радостью, ощутить гордость и веру, как не в песне?
Девушка:
Испокон веков шла песня бок о бок с русским человеком, защищала землю русскую и русскую честь. А великое русское слово придавало сил, укрепляло веру в победу.
Юноша:
Песни, родившиеся в годы самых тяжких испытаний – в годы Великой Отечественной войны – особые песни. И потому отношение к ним вдвойне трепетное. Это песни Победы, героические и лирические. И разве можно не петь в эти светлые весенние дни , когда наступает великий народный праздник - День Победы?!
Девушка:
Разве можно не вспомнить самые дорогие сердцу строки русских поэтов?!
(На слайде зеленая поляна, цветы)
Чтец:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С.Щипачев.22 июня 41 года)
Слайд о С.Щипачеве.
Звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача)
Юноша:
Этими словами –«священная война» - дышала и думала вся страна в тот момент. Стихи Лебедева-Кумача потрясли всех своей гневной силой и . Поэт смог выразить словами то, что кипело на душе у каждого. «Священная война» стала главной песней Великой Отечественной.
Девушка:
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихи Лебедева-Кумача. Руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.Александров сразу сел за рояль. На другой день он объявил певцам и музыкантам: «Будем разучивать новую песню». И тут же мелом написал ноты на доске. Уже на следующий день эта песня «Священная война звучала на Белорусском вокзале при проводах бойцов на фронт.
Юноша:
Когда песня зазвучала , все встали , как во время исполнения гимна. С этого дня она каждое утро звучала по радио после боя кремлевских курантов .
:
Слайд о Б. Окуджаве.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая;
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Юноша:
Поэт Булат Окуджава – фронтовик, известный автор стихов и песен про десятый батальон, про Сережку с Малой Бронной.
( Звучит мелодия песни «У деревни Крюково») Выходят девушки и поют песню.
Шел в атаку яростный 41-й год.
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат.
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
Лейтенант израненный прохрипел : «Вперед!»
У деревни Крюково погибает взвод.
Но штыки горячие бьют ненаугад.
Их в живых осталось только семеро молодых солдат.
Будут плакать матери ночи напролет.
У деревни Крюково погибает взвод.
Не сдадут позиции, не уйдут назад.
В карауле у холма печального семеро солдат.
( Звучит аудиозапись песни «Дороги» -муз. К. Листова, сл. Л.Ошанина)
На слайдах кадры).
Юноша ( под мелодию песни) : Я проходил, скрипя зубами, мимо сожженных сел, городов, по горестной, по русской, по родной завещанной от дедов и прадедов земле. Крови своей, своим святыням верный, слова старинные я повторял, скорбя: «Россия, мати, свете мой безмерный, которой местью мстить мне за тебя?!»
Девушка: Дороги, дороги войны Они пропитаны солдатской кровью, облиты горькими материнскими слезами. На дорогах войны погибали. На дорогах войны любили, верили, мечтали . На дорогах войны звучало страстное, призывное, горячее слово поэта.
Юноша :
Да, сделали все, что могли мы,
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог
Девушка:
«День на передовой, ночь в землянке, где при тусклом свете коптелки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях»,- вспоминает поэт Алексей Сурков. Он был рядовым солдатом. Это он написал слова песни «В землянке».
Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом:
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем. (Э.Асадов)
Девушка: «В землянке» - одна из самых лирических песен военных лет. Она «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта Алексея Суркова, которое он посвятил своёй жене и написал в письме.
Юноша:
«Это были шестнадцать домашних строк из письма моей жене Софье Антоновне,- вспоминал Сурков.- Написал я его после тяжелого боя под Истрой.»
Девушка:
В феврале 1942 года личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, и он написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».
Группа ребят сидит у символического костра и исполняет один куплет песни «В землянке». (Слайд об Алексее Суркове) Затем под музыкальное сопровождение этой мелодии говорят:
Юноша : Автор «Землянки» и многие другие поэты «к героям тех годин в землянки запросто входили, и ели с ними хлеб один, и из одной баклажки пили».
Девушка : Авторы песни и не знали, что такая домашняя, лирическая , немного грустная песня так полюбится бойцам.
Юноша : Поэзия фронтового поколения стала своеобразным лирическим дневником, честной исповедью солдатского сердца.
Ребята уходят.
Девушка: Часто стихи строились как воспоминание, как разговор с самим собой, с друзьями. Константин Симонов посвятил своему другу, Алексею Суркову, стихотворение.
(Слайд о К.Симонове)
Чтец1:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
.
По-русски три раза меня обняла.
Юноша: читает слова М.Исаковского «Огонек»
На позицию девушка провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.
Девушка: Война не заглушила исконной поэтической темы – темы любви. Люди видели страдания, смерть, научились ненавидеть, но не перестали любить. Они любили, верили и ждали.
Звучит песня «Смуглянка»
Юноша:
Самое личное стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь» стало всеобщим, самым народным. Поэт так объяснил историю его создания: «Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».
(Звучит мелодия песни «Жди меня», юноша читает стихи)
Юноша: Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет;
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать.
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Девушка:
Давид Самойлов, как и многие его сверстники, со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку
Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! (Д.Самойлов)
Звучит «Случайный вальс» (Один куплет)
Потом девушка под музыку говорит.
Девушка:
Ранбольные Так мы называли наших подопечных, только что прибывших в госпиталь с фронта, пока не знали их имен и фамилий, а потом звали их, конечно, по именам, потому что большинство было наших одногодков – Васи, Пети, Андрюши, Саши Многие, очень многие выздоравливали, отправлялись опять на фронт и писали нам, медсестрам, письма.
Юноша:
Привет с фронта! Нина, здравствуйте. Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда веснаи где-то звучит песня «Темная ночь».
Девушка:
В 1943 году, во время работы над фильмом «Два бойца» режиссеру Леониду Лукову пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому.
Юноша: Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович через 40 минут предложил другую мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который за три часа написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».
Звучит песня «Темная ночь»
Юноша:
Дети и война – это слова несовместимые, и потому это особенная тема поэзии. Война легла тяжелым бременем на детей. Лишила их счастливого детства.
Девушка:
А дети иногда делали то, что не мог сделать взрослый. Ходили в разведку, добывали важные сведения. Александр Твардовский был потрясен мужеством мальчишек и написал об этом в стихотворении «Рассказ танкиста».
Боец:
Был трудный бой.
А как зовут, забыл его спросить.
Юноша: Стихи в печати появлялись иногда совсем необычно. Однажды в планшете умирающего солдата был найден блокнот со стихами. Через 20 лет один фронтовик переслал этот блокнот в редакцию столичной газеты
Девушка:
Так в печати появились стихи Константина Мамонтова. Но солдат, оказывается, выжил. И через много лет ему, как победителю Всесоюзного литературного конкурса имени Н.Островского, вручили медаль.
Мой стих наполнен горечью утраты,
Пропах едучей гарью городов,
Пропитан кровью русского солдата,
Облит слезами матерей и вдов.
И если смерть его на полуслове
Прервет, ворвавшись в узкий ход траншей,
Весь жар души, весь сгусток чувств и крови
Я завещаю Родине моей. (К.Мамонтов)
Девушка: Женщинам на войне было особенно тяжко. Многое было пережито, и права поэтесса Юли Друнина, когда признается :
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юноша:
Юлией Друниной написаны лучшие стихи о женщине на войне.
«Светлокосые солдаты» - девушки воевали наравне с мужчинами. Своей однополчанке – Герою Советского Союза Зине Самсоновой - посвящает Юлия Друнина свое знаменитое стихотворение «Зинка».
Девушка 1:
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется, каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька,
Я против грусти.
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: «Вперед1»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Девушка 2:
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи.
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала. 1944.
Звучит мелодия песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.
Ребята исполняют один куплет песни.
Девушка:
Когда все услышали по радио звучащий из блокадного Ленинграда голос Ольги Берггольц, это было большим событием для многих людей на фронте и в тылу. Юный женский голос говорил правду и только правду, без прикрас. Он прорвал ледяное пространство, вошел в нетопленые комнаты ленинградцев.
Юноша:
Ольга Берггольц была не просто поэтом: она стала голосом блокадного города, духовным символом Победы.
Я буду сегодня с тобой говорить,
Товарищ и друг Ленинградец,
О свете, который над нами горит,
О нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни-
И это уже победа.
Девушка: Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей!
Ольга Берггольц сама падала в снег от голода, но находила силы подняться. Она стала живой легендой, символом стойкости, мужества, веры в победу.
Юноша: Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало, но никогда так не слушали стихи ленинградских поэтов, как в ту зиму. Голодные, опухшие, еле живые люди слушали слова, равные пайке блокадного хлеба. Этот голос был спасением.
О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба-
Он почти не весит на руке
Для того, чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист,-
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви
Столько, что минутами в смятенье
Ты сама себя не узнаешь:
Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
-Вынесешь! Дотерпишь! Доживешь!
(О.Берггольц. «Разговор с соседкой»)
Звучит мелодия «В лесу прифронтовом».
Девушка1:
Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета-
Печали, труды и заботы
Пришлось на тебя на одну.
Девушка 2:
Одной тебе волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
()
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той, у далекой черты,
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
()
Девушка1:
Рубила, возила, копала,-
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
Девушка 2:
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё.
Юноша:
Что драгоценнее в стихах Исаковского? Что так согревало, звало на бой? Может быть, спокойная готовность к подвигу ( «И что положено кому, пусть каждый совершит»). Или горьковатая мужественная шутка, разряжающая суровый драматизм военных будней («А коль придется в землю лечь, так это ж только раз»). Но каждая фраза - на устах всех русских солдат, всего русского народа.
И врага ненавистного
Крепче бьет паренек
За любимую Родину,
За родной огонёк.
(«Огонек» М.Исаковский)
Девушка: Война – это смерть, разруха, пожарища. До песен и стихов ли было? Оказалось, что поэзия, песня, были необходимы. Как глоток воздуха. Как лучик надежды. Как самый желанный кусочек хлеба. Это песни со слезами на глазах. Это строки великой памяти о пережитом. Все испытали. Выстояли! И победили!
Звучит песня «Эх путь-дорожка фронтовая»
Юноша: Все тяготы войны не заслонили ни красоты полей, ни ослепительность солнечных лучей. Мир сверкал, радовал, манил.
Бойцы помнили о родном доме, мечтали побывать в родном селе, погулять после войны, блеснуть выправкой, как Василий Теркин в поэме Александра Твардовского.
Юноша:
Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив ещё? –Едва ли,
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне её тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин,
И понять вы все должны:
Дело самое простое-
Человек пришел с войны.
(Слайд «Возвращение с победой»)
Юноша: Вот так: и грустно, и весело, призывно и задорно, мужественно и нежно – звучало на войне великое русское слово поэта. Ничто не могло заставить его замолчать. Наоборот, оно стало сильнее, величественнее. Русский стих, как яркий, горящий огонек, бежал по всей бесконечной линии фронта.
Девушка:
Устами поэта говорила сама русская армия, накопившая «ярость благородную», готовая распрямиться, как тугая пружина, и отбросить врага. Устами поэта говорила сама русская земля, сама природа, выражавшая «негасимую любовь» к жизни, к Отчизне, к родному дому. Поэты навечно определили статус русского народа - быть свободным:
Юноша:
И спустя годы и десятилетия живут и будут жить в народной памяти те героические песни. Поют их прошедшие войну ветераны, поют их внуки и правнуки.
Девушка: И пока мы поем эти песни, жива наша общая память о людях, завоевавших Победу, отстоявших нашу Родину самой дорогой ценой – ценой своей жизни.
Юноша:
Песням тех лет поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
Девушка:
И не зря про путь к Берлину пели
Как он был нелегок и нескор
Песни эти вовсе не стареют
И в строю остались до сих пор.
Юноша:
Песни эти с нами и поныне
Согревают душу, берегут
И через года, через долины
Славу русской армии несут.
Девушка:
Будем петь и мы, и наши внуки
Про дороги, про землянку, и пока
Бьется сердце русского народа,
Будет память о Победе жить в веках.
Выходят юноши и девушки – участники мероприятия.
Звучит песня из кн /ф «Белорусский вокзал». Все поют.
Литература.
1. Гражданская лирика советских поэтов. М. Дет.лит. 1982 г.
2.Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной войны. М. просвещение. 1990.
3. О.Берггольц. Я говорю с тобой из Ленинграда. Л. Дет.лит. 1987.
4. Симонов.К. Стихотворения. М. Правда. 1982.
5. Учебник. Литература 6-11 классы. М. Просвещение. 2010 год.
6. Читаем, учимся, играем. Журналы -2004г М. «Либерея-библиопринт»
15