Образовательная программа по народоведению 3 класс



Рабочая программа занятий по народоведению в начальной школе МБОУ «Дульдургинская СОШ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования. В основу положена государственная программа факультативного курса «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой.

Цель курса:
Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, уважающих традиции и обычаи своего народа.
Прививать интерес детей к русской культуре и её традициям.
Задачи курса:
ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;
создание системных представлений о народной культуре России, её связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
развитие художественно - творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества.
Предлагаемая система работы состоит из трёх основных элементов:
1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры;
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Общие положения.
Планирование курса составлено в соответствии с временами года, календарными народными праздниками, но по усмотрению учителя занятия можно менять местами. Всестороннее знакомство с народным творчеством на уроках помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества: скороговорки, загадки, небылицы, перевертыши, считалки, дразнилки.
Курс закладывает основу знаний детей об истории народов России, развитии своего села, об истории и развитии декоративно–прикладных промыслов. Курс органично интегрируется с уроками чтения, письма, развития речи, музыки, искусства, технологии. Но в виде самостоятельного предмета представляется во всей целостности всех видов народного творчества, что очень важно для становления духовного мира ребенка. Курс помогает учащимися осознать общие человеческие ценности и самобытность родной культуры. В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для нашей: "Человек и природа"; "Человек и его семья"; "Человек и родная земля". Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой. Изучаются ли календарные праздники или традиционные народные промыслы - учитель может на уроке построить материал с учетом особенностей своего региона.
Факультативный курс Новицкой посвящён изучению истории, традициям, культуре русского народа. Да вот только народов у нас в России слишком много, чтобы ограничиться одной русской культурой. На Руси всегда чтили традиции, обычаи и праздники. А в праздниках отражается духовная жизнь народа. Потому что народ, умея трудиться, умел веселиться.
В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие 
личностные результаты:
восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры;
ценностное отношение к историческому прошлому;
потребность в познании русской истории, любознательность;
потребность в развитии своей речи, коммуникативности.
метапредметные результаты:
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);
умение задавать вопросы;
умение анализировать, сравнивать, обобщать;
умение определять проблему и проводить мини-исследования;
предметные результаты:
знание русской истории, традиций русского народа, малых форм русского фольклора;
умение применять полученные знания на практике, в жизни;
правильно осуществлять выбор языковых средств.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого к четвёртому классу.
Занятия по программе «Народоведение» реализуются через разнообразные нестандартные формы:
КВНы,
викторины,
практикумы,
конкурсы,
игры.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности:
игры (дидактические, ролевые),
ребусы, кроссворды,
головоломки,
сказки,
праздники,
творческие задания.
Принципы обучения
- организация обучения в системе календарно-обрядового цикла;
- коллективность творчества;
- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);
- подлинность традиций.
Формы контроля:
опрос,
тесты,
сочинения,
конкурсы,
викторины.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
К концу обучения дети должны знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции; легенды, предания старины; традиционные занятия детей, игрушки, игры; научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни; иметь представления обучения детей в России; владеть историческими сведениями о возникновении символики государства.
По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны:
- знать основные народные традиции;
- владеть основами народного календаря;
- иметь представление о своей малой родине;
- уважать и чтить родителей и память предков;
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
Литература.
М. Короткова «Путешествие в историю русского быта», Москва: «Дрофа» 2006 г.
Л. Михеева «Русские народные праздники», Москва: «Дрофа-Плюс» 2007 г.
М. Новицкая «Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. Книга для учителя», Москва: «Дрофа» 211 г.
Сборник «Русский быт», составитель Н.Астахова, Москва: ООО «Белый город» 2010 г.
Т. Тарабина, «Пословицы поговорки», Ярославль «Академия развития», 2013 г.
Т. Тарабина, «Тысяча загадок», Ярославль «Академия развития», 2011 г.
В. Степанов «Русские пословицы и поговорки в играх», АСТпресс Москва, 2011 г.
http://festival.1september.ru/articles/563385/ Программа «Народоведение» (2-4 кл.) И. Полищук
http://www.олитературе.рф/4/0.htm Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, кафедра начального образования
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/7/77/Harodovedenie.doc
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)

Тема занятия Кол-во часов Внеаудитор-ные занятия Дата прове-дения1 Календарь. Народный сельскохозяйственный календарь. 1 2 Народные приметы погоды и урожая. 1 3 Осенние игры и состязания. 1 Игры 4 Празднование сбора урожая на Руси. Осенины. 1 5 Именинные дни (из истории русских имен). 1 Библиотечное занятие 6 Государственные символы России. 1 7 Москва – столица России. Герб и флаг. 1 8 Как строилась Москва. 1 9 Округа. Районы. 1 10 Из истории моего микрорайона. 1 11 Хлеб – чудо земли. 1 12 Русские игрушки из глины. 1 Эксперимент 13 Русские деревянные игрушки. 1 14 Куклы – обереги. Расскажи о своей кукле. 1 Практическая работа 15 Вкусные игрушки. 1 16 Зимние праздники. Изготовление рождественских подарков. 1 Игра-исследование 17 Фольклор. Дразнилки, перевертыши, потешки, небылицы. 1 18 Скоро сказка сказывается… 1 Круглый стол. 19 Читаем былины. Русь былинная. 1 20 Я среди родных и близких. 1 21 Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме. 1 22 Отцы и дети. Произведения об отцах, о мужских профессиях. 1 23 Зимние игры и забавы. 1 Игры 24 Ученье – свет, неученье – тьма. Как учились в старину. 1 25 Из истории отечественной почты. Путешествие письма. 1 26 Трапеза в России в разные времена. 1 27 Символы России. Береза в жизни русских. 28 Цветы России. Стихи и песни о цветах, картины русских художников. 1 29 Летние обряды и традиции. Лекарственные травы. 1 30 «Русская красавица рукоделием славится». Вязание. 1 31 «Русская красавица рукоделием славится». Вышивание. 1 экскурсия в парк 32 Экскурсия «Здравствуй, лето красное!» 1 33 Викторина. 1 мозговой штурм 34 Итоговое занятие. 1 Итого 34 часа