Программа мероприятия по внеурочной деятельности на тему ОСОБЕННОСТИ ОДЕЖДЫ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПРОГРАММа ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Направление развития личности
общекультурное
программа ориентирована
для детей 10-11 лет
Особенности одежды разных национальностей
Автор:
Елизарова Анна Игоревна
г. о. Чапаевск Самарская область
ГБОУ ООШ №21
Учитель
г. о. Чапаевск, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Родился ребёнок! Появился на свет новый член сообщества людей, и жить ему в обществе, которое до него уже было создано. Оно представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по другому молятся, соблюдают иные традиции. К сожалению, на современном этапе развития общества часто происходят межнациональные конфликты, основанные на неуважении и нетерпимости между людьми. Каждый человек должен представлять для другого человека партнера по общению, труду, отдыху. И тут национальная принадлежность играет не решающую роль, здесь главное - вызывает ли человек интерес как личность, может ли он сочувствовать, сопереживать своему партнеру, уважать его. Однако нельзя полностью отодвигать на последний план национальность человека ведь именно он и является носителем особенностей и традиций своей нации.
Цель: воспитать симпатии и уважения к людям разных национальностей.
Задачи:
создать среду для овладение детьми культурой своего собственного народа, что является неприметным условием интеграции в другие культуры;
формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
создание условий для интеграции детей в культуры других народов;
развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
изучить особенности одежды разных национальностей и воплотить их в рисунках.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЯ
Разработку данного мероприятия предполагается использовать в курсе внеурочной деятельности «Волшебная кисточка».
Формы работы с детьми: коллективная и индивидуальная, словесно-логическая и образно-художественные формы.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Первый этап
Беседа с детьми о народах разных национальностей. Очень важно чтобы дети с учителем сидели в одном кругу на одном уровне, и хорошо видели друг друга, чтобы сложилась благоприятная обстановка.
Примерные вопросы:
Ребята, какие вы знаете национальности? Особенности этих национальностей, особенности их одежды.
Представители каких национальностей, присутствуют здесь сегодня?
Расскажите, пожалуйста, о себе. (Обычаи, традиции, особенности вашей семьи и т. д).
Второй этап
Давайте рассмотрим костюмы разных национальностей и послушаем национальные музыкальные произведения.
Япония
С середины XIX века Кимоно является японским «национальным костюмом». Кимоно выделяет лишь плечи и талию, скрывая недостатки фигуры. Такое представление связано с традиционным предпочтением японцев и представлением об идеальной конституции — «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее».
Монголия
Национальный костюм соседа Китая и России- Монголии
Культура Монголии находится под большим влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни, а также под влиянием тибетского буддизма, китайской и русской культур.
Россия
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).Узбекистан
Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.
Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.
Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.
Азербайджан
Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так, например, костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно. Он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.
Третий этап
Детям предлагается нарисовать два рисунка, одежду своей национальности и одежду любой другой национальности.
Четвертый этап
Обсуждение выбора каждого ребенка и полученных результатов.
Пятый этап
Выставка работ и групповая дискуссия по данной теме.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Личностные результаты:
1) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
2) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
3) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Предметные результаты:
1)применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
2)способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
3)умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты и воплощении ее в национальных костюмах и народных традиций.
Виды диагностики результативности И ЭФФЕКТИВНОСТИ разработанного мероприятия
Для оценки результативности и эффективности мероприятия можно использовать диагностический прием - беседа с элементами метода незаконченного предложения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Компьютерное оборудование для обеспечения воспроизведения презентации и музыкальных файлов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Хисаева Айсылу Шарифзяновна. Воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей / http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/10/vospitanie-simpatii-i-uvazheniya-k-lyudyam-raznykh-natsionalnostey
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. – Санкт-Петербург, 2002. – 300 с.
3. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. М.: Русский язык,- 1999., - 610 с.
4. http://www.happy-giraffe.ru/user/15736/blog/post40694/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Армянский_национальный_костюм