Урок-соревнование в 7-м классе Наречие
Урок-соревнование в 7-м классе "Наречие"
Кинзябулатова Ильза Салаватовна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Наречие».
Развитие логического мышления.
Воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.
Тип урока: повторение изученного по теме «Наречие».
Вид урока: урок-соревнование.
Технология: на игровой и групповой основе.
Оборудование:
карточки с текстами;
таблицы;
цветные карточки с частями слова (красные – приставки, зеленые – корни, синие – суффиксы)
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс делится на три команды.
II. Работа по теме урока.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Наречие», но сделаем это в форме игры. Начинаем работу. Выполнять задания нужно дружно и быстро.
1) «Разминка».
Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений.
1 к. По собственному желанию, без принуждения (добровольно). 2 к. Каждый день (ежедневно). 3 к. Честно, старательно выполняя свои обязанности (добросовестно).
1 к. Перебивая друг друга (наперебой).2 к. Всеми участвовавшими в голосовании (единогласно). 3 к. С большим количеством грамматических ошибок (безграмотно).
1 к. Скрытно, незаметно для других (украдкой). 2 к. Совместно с другими (сообща). 3 к. С полным желанием (охотно).
1 к. Не доверяя, не веря (недоверчиво). 2 к. Перегоняя друг друга (наперегонки). 3 к. Пересекая кому-нибудь путь (наперерез).
1 к. Из-под насупленных бровей (исподлобья). 2 к. Не часто, время от времени (изредка). 3 к. Очень быстро, за короткое время (мгновенно).
2) Конкурс «Сообразительные».
Заполнить таблицу по вертикали наречиями разных смысловых групп.
С
О
О
Б
Р
А
З
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Е
Примерный ответ:
В
П
П
Н
Р
Н
В
О
А
В
Е
О
Д
В
С
Д
А
Н
Ч
В
Г
Д
Н
Ч
С
О
О
Б
Р
А
З
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Е
Г
Л
В
О
А
В
Л
З
И
К
У
Е
Н
Н
О
Г
С
Й
З
Н
О
У
И
Б
З
Ч
Ь
Я
О
Е
К
У
О
Ь
А
Е
Ч
О
Ч
А
Е
М
3) «Какой из двух?»
Выбрать из скобок подходящее по смыслу слово.
Чехов (некогда, никогда) не был равнодушным и безыдейным художником. (Негде, нигде) так благородно не работал Тургенев, как в Спасском. Кто (некуда, никуда) не стремиться, ничего не пещерах (некогда, никогда) жили наши предки – древние люди.
4) «Грамматическая эстафета».
На месте пропусков в наречиях вставить н или нн.
взволнова..о
неожида..о
присталь..о
беспомощ..о
принужде..о
искусстве..о
испуга..о
идеаль..о
интерес..о
необдума..о
5) «Исправь ошибку».
Найти и исправить ошибки в словах.
Не выносимо, нисколько нетрудно, безтолку, набок, попрежнему, вот-вот, вопервых, не всегда, на прямик, нелепо, не сметно, нарадостях, по-своему, недешево, а дорого, не хотя, точь в точь.
6) «Будь внимателен».
Составить наречия, используя цветные карточки с приставками: из-, до-, с-, на-, за-, в-; корнями: -сух-, -чист-, - лев-, -давн-, -прав-, -долг-; суффиксами: -о, -а. Составленные слова записать.
(Издавна, досуха, дочиста, слева, справа, насухо, начисто, налево, направо, надолго, задолго, влево, вправо).
7) «Кто быстрее».
Вставить, где требуется пропущенные буквы. Свеж.., настеж.., могуч.., уж.., хорош.., вскач.., замуж.., негодующ.., невтерпеж.., горяч.., похож.., ещ.., наотмаш.., певуч.., навзнич
III. Домашнее задание.
Составить взаимодиктант из 10 слов с разными видами орфограмм по теме «Наречие».
Урок русского языка в 7 классе.
Учебник под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие».
Задачи урока: отработать умение отличать наречия от других частей речи; закрепить орфографические навыки; расширить представление учащихся о наречии как части речи; развивать речь учащихся.
Оборудование: магнитная доска, таблицы «Отличие наречий от прилагательных», «не с различными частями речи», «схема написания сочинения-рассуждения», цветные мелки.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение изученного.
1.Беседа:
-Что называется наречием?
-На какие вопросы отвечает наречие?
-К каким частям речи присоединяются наречия?
-Какова синтаксическая роль наречий?
2.Словарный диктант.
Коснуться невзначай, обидеть сгоряча, убирать дотемна, располагаться издавна, присутствовать на комбинате, опаснейшая эпидемия, возражение нисколько не убедительно, почтальон выдал квитанцию, смотреть взволнованно, ещё горячо, прильнуть доверчиво, вытереть досуха, продвигаться мало-помалу, выпилить точь-в-точь, поймать на скаку.
3.Орфоэпическая работа.
-Каждый учащийся выходит к доске, ставит ударение и устно составляет словосочетание.
Мельком, ничуть, по двое, дочиста, надолго, удобнее, бережливо, до смерти, красивее, иначе.
Закрепление знаний и умений.
1. Работа над сценкой «Рецепт», (участники: врач, ученик)
- Прослушайте внимательно сценку.
- Какие слова и выражения употреблены неверно?
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
-В каком классе ты учишься, молодой человек?
-В седьмом «Бы».
-«Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
-Нормально. Жутко дружно, ужасно весело
- Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
-Нормально В пух и прах хвалит Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник русского языка.
-Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?
- В чём здесь ошибки?
- Как называются устойчивые сочетания слов, например, «в пух и прах»?
2. Замените наречия фразеологизмами.
словосочетание
фразеологизм
Сильно краснеть
Быстро бежать
Хорошо знать
Тесно
Мало
Близко
Громко кричать
рано
В слабом классе фразеологизмы для справок: рукой подать, до корней волос, ни свет ни заря, как свои пять пальцев, во всё горло, яблоку негде упасть, во весь дух, на (во) всю Ивановскую, кот наплакал, сломя голову, чуть свет.
3.История происхождения фразеологизма «Очертя голову». (Сообщение учащегося)
Откуда в наш язык пришло это выражение? Нередко можно услышать такую фразу: он кинулся очертя голову. При этом предполагается, что тот, о ком идёт речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Это безрассудство, эта отчаянная храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, то есть жизнь, сохранится, ведь она «очерчена».
Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.
4. Работа над устранением речевых ошибок.
а) устная работа над текстом;
- Часто и в сочинениях, и в изложения у вас встречаются речевые ошибки.
Прослушайте фрагмент письма одного мальчика, которое пришло на радио писателю Н.Сладкову. Устраните речевые ошибки.
О живучем слове «Вдруг»
- Вот послушайте –ка одно письмо,- сказал Н.Сладков.- Мальчик сочинил. Вот уж где вдруг так вдруг! Я – Андрей Уваркин. Пошёл зимой в лес. Вдруг вижу – из-под снега уши торчат. Я подошёл и вдруг остановился! А заяц вдруг как выскочит! Хотел его схватить, а он вдруг как закричит! И удрал! Да, зайца поймать в лесу не вдруг!
- Какие речевые ошибки вы услышали в письме горе-ученика?
б) письменная работа над текстом;
-Исправьте в тексте речевые ошибки.
Мересьев очутился на вырубке. На вырубке он на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донёсся какой-то шорох. Мересьеву почудилось, что в кустах люди.
-Прочтите получившийся рассказ.
Вывод: надо следить за своей речью, не употреблять рядом и часто одни и те же слова (тавтология)
5.Физкультминутка.
-Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- О чём говорится в загадке?
-Придумываем наречие к теме «Зима», выходим из-за парты, называем наречие.
6. Орфографическая работа.
а) отличие наречий от прилагательных;
-Поработаем над опорной таблицей.
№п/п
наречие
№ п/п
прилагательное
1
Относится к глаголу
1
Относится к существительному
2
Отвечает на вопросы: где? куда? когда? как?
2
Отвечает на вопрос- какой?
3
Является обстоятельством
3
Является определением.
Пишем через дефис Пишем раздельно
- Распределите словосочетания в 2 столбика: через дефис (1-ый) и раздельно (2-ой)
Машет (по прежнему), (по)прежнему пути, (по)праздничному городу, (по) настоящему отдохнуть, говорить (по)французски, идти (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, встретиться (по)дружески, (по)старому следу, (по)вчерашнему прогнозу погоды.
Вывод: чтобы правильно написать слово, надо определить, какой частью речи оно является, какие имеет морфологические и синтаксические признаки.
б) правописание Н в суффиксах наречий.
- Когда в суффиксах наречий пишется Н, а когда НН?
Буквенный диктант.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
Сделать искусно, собрание организовано, пошли организованно, говорил взволнованно, дитя испугано, беседовать оживлённо, поступил обдуманно, слово образовано, читать интересно, название продумано.
- Проверьте ваши результаты:
Буквенный диктант.
1 2 3 4 5
Н Н НН НН Н
6 7 8 9 10
НН НН Н Н Н
в) правописание Ь в различных частях речи;
-Вспомним употребление и неупотребление мягкого знака по опорной схеме:
Мягкий знак
Пишем
не пишем
1.У существительных 3-го скл. (рожь);
1. У существительных не 3-го скл у сущ-ых в форме мн.ч.
Р.п (сторож, с крыш );
В глаголах 2 лица, ед.ч.; в неопр
(стоишь, беречь);
. 2. В кратких прилагательных
форме гл. (могуч);
3. В наречиях после букв Ч, Ш (вскачь); (в искл.-настежь)
В наречиях-исключениях
(уж, замуж, невтерпеж)
-Запишите под диктовку словосочетания, выделите графически орфограммы.
Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч, раскрыть настежь, увлечься работой, ждать невтерпёж, копчёный лещ, упасть навзничь, покрыть сплошь, решить много задач, ударить наотмашь, вернуться за полночь, жареная дичь, день хорош, медленно течь.
7. Тестирование по теме «Наречие»
1. Выпишите из текста наречия.Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.2. Какие наречия обозначают время действия?а) вчера, давно, тогдаб) быстро, ловко, громко3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:а) улетел дальшеб) улетел далеко4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.5. В каком ряду на конце наречий пишется О?а) слев.., снов.., издавн..б) направ.., начист.., насух..6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзяб) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:а) (С)начала зимы установилась морозная погода.б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бокб) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертвоб) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..б) настеж.., лиш.., сплош..11. От какой части речи образовано наречие впервые?а) имя прилагательноеб) имя числительное12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?а) от ударенияб) от раздельного и слитного написания13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?а) горяч.., свеж..б) угрожающ.., ещ.
Итог урока.
-Что обозначает наречие?
-Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи?
-Над какими видами орфограмм сегодня работали на уроке?
V.Домашнее задание.
Варианты выполнения:
Написать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему «Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи»?
«Собрать» орфограммы на тему «Наречие» с 57 по 63;
Образец:
Орф. 57 – НЕ с наречиями на –О,- Е,
нелепо, вовсе не интересно.
Заголовок 1Заголовок 215