Методическая разработка на тему: «Можно ли развить музыкальный слух?»


Методическая разработка на тему:
«Можно ли развить музыкальный слух?»
Преподавателя 1 категории
по классу фортепиано
Ковалевой Л.И.
Всякое новое умение, освоение новой области знаний естественно связано с усилиями. Педагоги и обучающиеся стремятся объективно оценить вложенные усилия: какова отдача от занятий, достоин ли результат тех затрат, которых он стоил, и чего можно добиться, в каком направлении продвинуться, затрачивая время и энергию. Здравый смысл подсказывает, что целенаправленные занятия еще никому не мешали, напротив, они приближали человека к конечной цели. Или может быть есть волшебные методики, музыкальные «палочки-выручалочки»: уцепившись за них, всякий может превратиться из музыкального карлика в музыкального великана, многократно умножив свои музыкальные ресурсы.
Найти ответы на подобные вопросы с помощью психологических экспериментов нелегко: слишком индивидуальны условия обучения каждого начинающего музыканта, слишком различны способности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, слишком различны методы педагогического воздействия и педагогический талант учителя.
Многие ученики музыкальных школ хотели бы улучшить свои слуховые данные. Психологи, изучающие развитие слуха, исследуют влияние методик развития слуха в условиях максимально приближенных к естественному музицированию. Результаты экспериментов говорят о том, как, каким образом эти методики воздействуют на слуховые возможности детей.
Учитель музыки Джоанна Рубковская изучала воздействие самого естественного из имеющихся методов – пение. Она хотела найти зависимость между занятиями пением и корневой способностью аналитического слуха – чувством музыкальной высоты. Естественно предположить, что систематические занятия пением должны были обострить чувство музыкальной высоты испытуемых.
14 воспитанников детского сада прошли тестирование на чувство музыкальной высоты до начала эксперимента. После этого в течение года дети играли в музыкальные игры и распевали песни. В дополнение к обычным музыкальным занятиям с каждым из детей педагог несколько раз в неделю занимался пением.
В эксперименте в качестве контрольной участвовала еще одна группа детей из того же детского сада. Они были лишены индивидуальных занятий, а также специальных занятий пением – во всем остальном они получали то же самое, что учащиеся экспериментальной группы, распевая песни и играя в музыкальные игры.
В конце года оказалось, что дети экспериментальной группы обогнали контрольную только по части голосовых навыков, но ни в той ни в другой группе чувство музыкальной высоты не сдвинулось с места – оказалось, что систематические занятия пением не влияют на чувство музыкальной высоты и не улучшают его.
Учитель музыки Мартин Беверли – изучал эффективность развития слуха. Ученики первого класса запоминали и пели короткие мотивы в течение 17 недель в начале урока по 9 минут по три раза в неделю. В эксперименте участвовали 3 группы: первая выполняла задание в обычном режиме, вторая подключала к пению жесты рук, а третья вдобавок следила за собственным пением по карточкам с буквенными обозначениями звуком.
В течение следующих 17 недель все три группы подкрепляли свое пение зрительными впечатлениями тех же мотивов, написанных нотами на доске. Когда все обучающиеся прошли разнообразные тесты, оказалось, что ни один из методов не обладал преимуществом – ассоциации мотивов с жестами, буквами или нотным рисунком не улучшили слуховые показатели детей, и каждый остался на том же уровне слуховых возможностей что и раньше.
Профессиональные способы тренировки слуха тоже не всегда действенны. Речь идет о внутреннем слухе и ладовом чувстве, от которых зависит чистота интонации. Экспериментаторы не обнаруживают заметного прогресса этой способности в ходе занятий по сольфеджио. Особенно консервативна музыкальная память, которая является отражением и продолжением внутреннего слуха человека.
Знание материала, умение и навыки возрастают, а способности остаются на том же уровне.
Крупный российский психолог Сергей Рубинштейн - говорил, что способности - это аппарат человеческого сознания, помогающий ему воспринимать информацию и анализировать ее. Способности, как психологическая система, психологический инструмент, при помощи которого идет скорость восприятия информации.
Каждый преподаватель сольфеджио знает как некоторые обучающиеся, обладая хорошим ладовым чувством, пишут довольно трудные диктанты, быстро-быстро записывая их ноту за нотой.
При этом в сознании обучающихся не складывается целостная картина музыкального фрагмента, они не помнят его, структура и отношение музыкальных элементов остается неосознанной.
Однако результат налицо: с хорошим ладовым чувством, но плохим гармоническим слухом и плохой музыкальной памятью можно писать трудные диктанты.
Психологи заметили, что высокая музыкальность и сопутствующий ей хороший слух начинаются с повышенного внимания ребенка к звучанию в целом, к его выразительным возможностям. Музыкально одаренный ребенок хочет общаться посредством звука, этот способ общения кажется ему самым желанным и естественным. Согласно наблюдениям, музыкально одаренные дети начинают петь раньше, чем говорить.
Естественный путь развития хорошего слуха связан с тем, что ребенок осознает выразительные возможности звука, они понятны ему, и, желая их использовать, его слуховой потенциал остается на высоком уровне.
Ключ к музыкальному развитию ребенка, к музыкальному развитию ученика лежит в его любви к музыке и понимании ее возможностей, нельзя не повторить вслед за Борисом Асафьевым: «Музыка – идейный мир, и в ней ценно как то, что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи мысли, причиной которых она является».