Научная статья: Наша цель-воспитание гражданина и патриота
Наша цель-воспитание гражданина и патриота
Любить Отечество невозможно
заставить декретом. Любить надо воспитать.
В.П. Песков
Исторический опыт становления и развития нашего государства указывает на то, что гражданско-патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной, многоконфессиональной Российской Федерации.
Через разнообразные формы учебной, внеурочной, воспитательной работы педагоги стремятся воспитать из своих учеников людей, заинтересованных в изучении своей родословной, любящих не на словах, а на деле свою малую и большую Родину с её непростой историей, уважающих и чтящих обычаи и традиции предков, ориентируемых на здоровый образ жизни, испытывающих постоянную потребность в самосовершенствовании, сознающих свои права, признающих права других людей с их убеждениями, вероисповеданием, живущих общими интересами, духовно и нравственно здоровых граждан и патриотов своего Отечества.
Сегодня перед школой стоит немало сложных задач, диктуемых временем, востребованных обществом.
В условиях вхождения России в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понимание феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития России, источника, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности её граждан, основанной на идее служения Отечеству.
В Конституции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Отношение к как к единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Основная цель современного образования -воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.
Пожалуй впервые за последние 30 лет вопросы воспитания в образовании поставлены на первое место.
Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания школьников через интеграцию усилий субъектов образовательного процесса.
Целью воспитания гражданина и патриота являются освоение идеалов служения Отечеству через самосозидание, воспитание чувства долга, чести и достоинства, общей культуры личности, переживания сопричастности прошлому и настоящему героической России.
Главные цели изучения истории, обществознания в школе носят гражданско-патриотическую направленность:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самореализации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности, социализация;
- активное содействие средствами учебного предмета «Обществозание»:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развитию личности на исключительно важном этапе её социализации, повышению уровня её духовно-нравственной политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
освоению обучающимися тех знаний, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
освоению обучающимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в области отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий; для соответствия собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом: для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.К важнейшим личностным результатам изучения истории от носятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-ноавственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира , уважения культуре своего и других народов, толерантность.
Личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении обществознания, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии разных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на создании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Мой двадцатичетырехлетний опыт педагогической работы окончательно убедил меня в том, что в формировании гражданского и патриотического мировоззрения обучающихся первостепенную роль играет индивидуальность самого учителя, его отношение к осознанию своей личной сопричасности к судьбе страны. А еще каждодневное поведение учителя как в школе, так и за её пределами.
Можно красиво говорить о «своей хорошести» классические примеры героизма и самопожерствования, а иногда…
Наши дети очень чуткие и все понимают. Им нельзя врать, с ними нельзя лукавить.
С самых первых уроков я объясняю моим ученикам, что гражданственность и патриотизм-это прежде всего работа над формированием собственного позитивного «Я» , ежедневное созидание.
Я привожу ученикам примеры из жизни их родителей, родственников, земляков. Примеры честного, добросовестного отношения к труду, к старшему поколению, позволяющие гордо говорить о России.
При изучении отечественной истории ХХ века я прошу готовить сообщения о родных и близких им людям.
Однажды, при изучении темы «коллективизация», ученик принес на урок порядком потертую грамоту и рассказал её историю.
Его предок по материнской линии был известным каменщиком, он строил дома практически за чисто символическую плату. Один раз он отказал зажиточному, но скверному человеку. Шел 1938 год… Ивану Петровичу грозила неминуемая смерть. Во время суда он показал грамоту за высокие производительные показатели и победу в социалистическом соревновании, подписанную И.В. Сталиным.
Честные отношения человека к труду спасло ему жизнь.
Современные школьники с особой гордостью и уважением рассказывают о примерах мужества и героизма знакомых людей.
Мы, конечно, же учимся понимать феномен гражданственности и патриотизма через изучение жизни исторических персоналий.
Нам, русским людям, есть кем гордиться. Вся наша история – история личностей, готовых не ради собственной славы творить добро и созидать.
Даже трудно представить каким будет список русских патриотов, благодаря которым Россия живет и будет жить.
Изучая историю своей страны, я воспитываю у моих учеников уважительное отношение к историям народов мира.
В нашем образовательном учреждении немало учеников из ближнего зарубежья. Легко ли им влиться в коллектив русских школьников?
Не всегда. Бывают случаи, к счастью, единичные, когда возникают межличностные конфликты.
Учителю очень важно предупредить нездоровый климат в классе, школе.
Один из путей создания здоровой образовательной среды- система урочной и внеурочной работы по воспитанию толерантности.
На уроках истории, обществознания я стараюсь аргументировано доказывать подросткам важность мирного существования, рассказываю об общечеловеческих ценностях, привожу примеры из исторических источников, художественной литературы.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднено воспитать личность, удовлетворяющую современным требованиям и сохраняющую русский менталитет одновременно.
Одним из методов решения задач гражданско- патриотического образования является использование проблемного образования является использование проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию, не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, выработку гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысления.
Я применяю следующие формы проблемного обучения-проблемное изложение и поисковую беседу.
В качестве примеров с уроков хочу привести проблемные вопросы: «Славы или позора достоин Иван Грозный», «Почему куряне на главной площади города Курска поставили памятник Александру Невскому?», «Героизм-это обратная сторона чьей-то ошибки?», «Были ли у А. Пушкина основания для противоположных высказываний об Александре I ?», «Монголо-татарское иго как спасение от Запада?», «Почему Г. Свиридов почти не упоминал Фатеж как место своего рождения и становления?», «Н. Хрущев-лидер или рядовой управленец?» и др.
Один мой ученик на вопрос, что означает патриотизм, ответил одним словом- совесть. Я бы добавила - совесть, управляемая сердцем и разумом.
Патриотизм-это «воз»- «дух». «Воз»-нечто возвышающее и возвышенное, возможность дыхания, ременного условия жизни. «Дух»- нечто организующее эту жизнь в её красоте и величии, сложенный способ духовно-психологического существования человека.