Воспитание гражданина и патриота как задача ФГОС ООО нового поколения


Воспитание гражданина и патриота как задача ФГОС ООО
нового поколения
Сегодня перед отечественной школой стоит важная задача становления личности, социализированной личности, способной ориентироваться в сложнейших вопросах современной общественной, экономической и политической действительности, готовой к выполнению социальных функций, то есть личности со сформированной гражданской позицией.
Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, во взаимодействии на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, сотрудничать с другими людьми.
Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.
Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности.
Я хочу поделиться опытом работы по формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся.
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа.
Как факты, соединенные общей идеей борьбы за независимость Родины, мы разбираем битву на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородино и другие.
Реформы Петра I, казалось бы, явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героического прошлого страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там где в ХШ в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь же был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить Орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В. Суворов и М.И. Кутузов. В годы Отечественной войны 1812 года прослеживается связь с героическими традициями русского народа. Поэт Ф. Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времен будущих».
При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, я отмечаю, что оно с самого начала формировалось как многонациональное и многопрофессиональное. На этих уроках говорю о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываю единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года. Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне.
Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности - гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой дает возможность формировать к ней уважительное отношение . Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально- нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности. В начале учебного года первый урок посвящаю уроку России, на котором обучающиеся знакомятся с государственной символикой. В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первичное представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб». В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV- XVIII вв., обращаю внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и развитие государственного герба.
Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государственного гимна Российской империи.
В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсе обществознания, где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой.
Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения и развития парламентаризма в России.
В апреле 2011 года мною был проведен открытый урок по обществознанию «105-летие истории российского парламентаризма», на котором с интересным сообщением выступил председатель Представительного Собрания Фатежского района В.Ф. Широбоков. Одиннадцатиклассники узнали интересные факты о том, как освещались выборы в 70-90 годы в районной газете.
Являясь на общественных началах председателем территориальной избирательной комиссии Фатежского района, я создала в школе клуб молодого избирателя. Мы со старшеклассниками изучаем избирательное право, проводим акции по вовлечению будущих избирателей в активную общественно-политическую жизнь. Как показатель сформированности правовой культуры, могу привести тот факт, что родственники моих учеников активно реализовали конституционное избирательное право на последних федеральных выборах.
В целях содействия гражданскому , патриотическому воспитанию школьников, формированию у них исторического мышления, развития исследовательских, творческих начал, в целях приобщения обучаемых к диалогу культуры со старшими поколениями в нашей школе силами учителей, учеников, родителей создан краеведческий музей.
Через разнообразные формы музейной работы педагоги воспитывают у подростков любовь к школе, уважение к учителям, старшему поколению, любовь к родному краю, к людям, заботящимся о его процветании, формируют самосознание, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире. Большое влияние оказывается на развитие творческих и организаторских способностей детей, предоставление им возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, создаются условия для выработки у учащихся позиции созидания.
Для всех категорий музейных посетителей проводятся интересные, разнообразные по тематике экскурсии, лекции, уроки мужества, уроки памяти, уроки нравственности, краеведческие викторины, игры, фотовыставки.
Школа активно сотрудничает Мемориальным музеем Г.В. Свиридова, Фатежским краеведческим музеем.
2012 год объявлен Президентом России Д.А. Медведевым Годом Российской истории.
В нашем районе в марте 2012 года прошло замечательное мероприятие-исторический форум «История в лицах».
Учителями района был представлен богатый опыт изучения российской истории через изучение исторических персонажей.
Изучая историю страны мы формируем в наших детях чувство уважения к её непростому прошлому и настоящему.
Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Толерантность- это ,прежде всего отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.
Признание –это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни.
Принятие –это положительное отношение к его отличиям. Понимание-это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на уроках истории, где учащимся дается возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.
Для наше школы проблема межнациональных отношений актуальна, так как мы обучаем детей разных национальностей: русских, украинцев, дагестанцев, карачаевцев, азербайджанцев и других национальностей. Через уроки , воспитательную работу мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорим детям об уважительном отношении к культурам разных народов.
Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путем изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их -эта задача лежит в большей мере на школе. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.
Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребенку, житейская мудрость ,уважительное отношение к его «я», профессиональная компетентность, личный пример сужения родной стране -вот те качества педагога, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты, любовь к родному Отечеству.