Статья Ассоциация родительской общественности
Ответственное родительство.
В 2014г. вышел Указ Президента РФ В.В.Путина «О создании Ассоциации общероссийской родительской общественности». Действительно, сегодня в российском обществе происходят кардинальные изменения. И семья, как главный институт любого общества, как модель этого общества, переживает глубокие преобразования. Поэтому предстоит большая работа по повышению педагогической грамотности. Указ Президента- показатель того, что обществу нужно консолидироваться.
В г. Якутске действует Центр семейной культуры при Доме «Арчы». Организовала этот Центр энтузиаст народной педагогики, семейный педагог Любовь Семеновна Аргунова. В доме «Арчы» ведется большая просветительская работа. Организатора вдохновляют идеи К.С.Чиряева, Г.Н.Волкова, А.А.Некрасова.
Писатель, философ, семейный психолог, создатель и руководитель программы «Счастливая семья» Анатолий Александрович Некрасов издал много книг о семье. В своей книге «О центрах семейной культуры» он пишет: «Сегодня в основном внимание уделяется в отношении проблем с детьми- от здоровья до беспризорности. Государство и общество вкладывают сюда большое количество сил и средств. Мало кто обращает внимание на то, что все вытекает из качества отношений в семье между мужчиной и женщиной: если в семье есть развитие любви, то она живет и прирастает счастье…
…На сегодняшний день по статистике социологов у нас в стране на 1000 браков приходится 600 разводов. И не более 5% семей можно назвать условно счастливыми, все остальное- брак (в смысле некачественный продукт). Таким образом, наше общество на 95% состоит из «сломанных деталей». Отсюда и все социальные болезни- алкоголизм, наркомания, беспризорность, демографические проблемы. Люди, являясь профессионалами во многих сферах деятельности, в важнейшем вопросе жизни- построении семьи, в основном, оказываются неграмотными, не знающими даже азов семейной культуры».
У нас, если семья материально обеспечена, не злоупотребляет спиртным, считается благополучной. На самом деле это не всегда оказывается так. В книге «Проектируем семью» А.Некрасов и Н.Гейджан пишут: «Вектор эволюции, вектор развития определяют люди, не избранные в ряду материально обеспеченных, как это было на протяжении последнего столетия. Это должно быть люди, осознанно строящие себя и помогающие в этом другим. И в процессе этой самосозидающей и просветительской работы обязательно должны рассматриваться вопросы семейного образования и развития человека в семье, потому что именно в семье формируется будущее человека…
…изменения необходимы во всем. Главные изменения должны происходить в сфере отношений человека к самому себе, к окружающим людям, ко всему миру. Человек «разумный» должен стать человеком «осознанным», сознательно выбирающим свое мировоззрение, строящим свою жизнедеятельность».
Признаки кризиса семьи А.Некрасов видит не только в разводе, но и в том, если муж с женой не любят друг друга, если есть материальные трудности, если дети болеют, плохо развиваются, трудно входят в жизнь, не могут создать счастливую семью, если семья неблагополучна, отсутствует любовь и творчество, если некоторые члены семьи больны, страдают от алкоголизма, наркомании, игровой зависимости, когда в семье кто-то уходит из жизни раньше времени.
Сегодня в информационном мире, каждый день меняющемся, человеку сложно ориентироваться. Хотя, мораль, нравственность, духовность- категории постоянные. Просто может сместиться их понимание и восприятие. Человеку необходимо не допустить это смещение. По А.Некрасову именно сам человек ответственен во всем. Во всех своих бедах человек склонен обвинять родителей, род свой, общество, которое относится к семьям без должного внимания. «Редко кто отваживается посмотреть глубже и честнее увидеть причины в себе. А ведь именно в самом человеке кроется ответ»,- констатирует он.
Как мы знаем, в 2015г. состоялся XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия). Глава Республики Е.Борисов в приветственной речи сказал: «Сейчас мы можем увидеть горизонты нашего развития до 30-х годов текущего столетия. Чтобы быть достойно представленными на мировой арене к тому времени уже сегодня необходимо начинать воспитывать граждан будущего. Громадную роль в этом играете вы-учителя».
По его словам взращивать людей с новым складом мышления нужно уже с детского сада.
На съезде был дан старт стратегии развития образования на 2020-2030 годы. К 2030 году все образовательные учреждения должны переходить на обучение по индивидуальной образовательной программе.
В настоящее время в рамках внедрения федерального образовательного стандарта второго поколения тоже разрабатываются индивидуальные образовательные программы (траектории) по предметным областям.
На сегодняшний день теория индивидуальных образовательных программ, образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов получила достаточно серьезный толчок к развитию и систематизации. Это связано во многом с профилизацией старшей школы. Несмотря на большое количество публикаций на эту тему, единой трактовки многих ключевых понятий пока нет. А практический опыт строится в основном на индивидуальных учебных планах и индивидуальных маршрутах прохождения учебного материала. ИОП на 2020-2030 будет совершенно иной, чем сейчас мы имеем. С детского сада родители ребенка совместно с педколлективом дошкольного учреждения будут разрабатывать ИОП персонально. В начальной школе тоже также будет разработана ИОП. В средних классах - ребенок с родителями и педагогами. А в средней школе обучающийся самостоятельно должен будет разрабатывать свою ИОП. Разделения на общее и дополнительное образование не будет. Как это будет выглядеть практически пока никто не знает.
Как видно, кардинально повышается ответственность родителей. В Якутии разрабатывается закон об ответственном родительстве. Хотя, справедливости ради можно отметить, что и в Гражданском, и в Административном, и в Уголовном кодексах РФ об ответственности родителей прописано немало. Но об этом мало кто знает.
По международным правовым нормам человек до наступления 18 лет считается ребенком.У нас в стране тоже. Но в последнее время введено понятие «эмансипация». Это слово мы до сих пор употребляем только применительно к женской эмансипации. Оказывается, что существует понятие «эмансипированный ребенок». Это человек до достижения 18 лет, например, успешно занимающийся предпринимательской деятельностью, т.е. сам себя материально обеспечивает и несет ответственность. Одним словом, дееспособный. Или в раннем возрасте стали родителями и т.д. Установление дееспособности решается в судебном порядке. Обо всем этом и ответственном родительстве 19 марта проведено общее собрание родителей в Столбинской школе. Выступления заместителя директора А.А.Гуляевой «Об ответственном родительстве» и Юмшановой Г.П., учителя истории, «Российское законодательство о родительских правах и обязанностях» вызвали живой интерес.
Нам всем сегодня необходимо пересмотреть наше отношение к детям и к самим себе.
Социологи, психологи считают, что счастливый человек может вырасти только в счастливой семье. И только счастливые родители могут вырастить успешного человека. Успешного во всем. А успех нужен всем.
Горохова А.Н.,с.Столбы.