Практическая работа по математике по теме «Числовые и буквенные выражения» 5 класс ФГОС
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В 5 КЛАССЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Письменная Елена Николаевна (МКОУ СОШ № 2 г Россоши, 89515584839)
В наше время как никогда раннее велика потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере деятельности. Чтобы преуспеть в жизни необходимо уметь анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и уметь пользоваться ею.
«Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться» [1]. Если правильно подходить к системе образования в целом, то мы сможем организовать целенаправленный процесс воспитания и обучения: «образование
· единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].
На уроках математики не только можно, но и нужно формировать универсальные учебные действия, такие, как целеполагание, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности.
А.Г. Асмолов выделяет следующие «регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления [1].
Наиболее подходящей формой для формирования и развития регулятивных УУД оказались практические работы по математике, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, способности размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты. Это очень важные умения, которые помогут в дальнейшем самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях жизни
Перед каждой практической работой повторяется необходимый материал, намечается ход работы и схема оформления. Во время работы обучающиеся могут использовать учебники, справочники, таблицы, калькулятор, интернет.
Это тот вид самостоятельной работы, в котором наиболее полно идет формирование таких групп ключевых компетенций, как:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию;
- задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своей работы;
- правильно организовать рабочее место во время занятий, использовать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Практические работы можно дифференцировать как по содержанию, так и по методам выполнения.
Состав заданий для практического занятия планирую с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством учеников. Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируются в тематических планах.
Для примера приведу методическую разработку практической работы по математике в 5 классе по теме «Числовые и буквенные выражения» (см. приложение 1, 2)
Литература:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) п.1 статья 2 (http://base.consultant.ru)
Приложение 1
5 класс. Математика
Практическая работа по теме «Числовые и буквенные выражения»
Лист заданий
1.Распределить обязанности среди членов группы
лидер (выступает в конце работы с итоговым листом, умеет общаться доброжелательно со всеми членами группы)
ответственные за сбор придуманных вопросов и загадок на итоговый лист
ответственные за сбор примеров для отгадывания вопроса или загадки на итоговый лист
ответственные за иллюстрацию к зашифрованному вопросу
2.Каждый учащийся в рабочей тетради формулирует 3 вопроса или загадки о математических терминах из изучаемого пункта «Числовые и буквенные выражения». Ответы на эти вопросы и загадки должны состоять из одного или двух слов.
Например. Вопросы к пункту «Вычитание»:
1.Как назвать результат вычитания? (Ответ: разность).
2.Как называется число, из которого вычитают? (Ответ: вычитаемое).
3. Какое слово пропущено «Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности ?_________? другое слагаемое. (Ответ: прибавить)
3.Затем группа обсуждает все сформулированные вопросы и загадки,
выбираются три лучших, которые записываются в итоговый лист в пункт 4.
4.Один любой вопрос или загадка выбирается для составления самостоятельной работы в игровой форме. Его записывают в пункт 5 итогового листа
5.Вся группа придумывает задания (числовые примеры на все действия или уравнения) для зашифровки ответа на выбранный вопрос или загадку. Затем эти примеры вносятся ответственными в таблицу на итоговом листе в пункте 5.
Например. Вопрос: Как назвать результат вычитания?
Найди значения выражений или корни уравнений. Получившееся число замени соответствующей буквой. Цифра, получившаяся в ответе примера будет порядковым номером в слове-разгадке для соответствующей буквы.
1
12-(3+2) =7 (значит буква Т будет седьмой в слове – отгадке)
Т
2
23-(11+4)
Ь
3
Х+2=8
С
4
204 -(200+3)
Р
5
(725+2)-723
Н
6
1208 -(1200+6)
А
7
2736-(2536+197)
З
8
25-(16+4)
О
(Ответ: разность)
6. Нарисовать иллюстрацию к своему вопросу, загадке на итоговом листе в п6.
7. Лидер
записывает список всей группы в таблице, пункт 7.
Посовещавшись с членами группы, ставит оценки каждому учащемуся.
Посовещавшись с членами группы, рисует смайлики в пункте 8, характеризующие отношение к сделанной работе
Защищает в конце урока работу своей группы у доски.
Наиболее высоко ценится загадка об изучаемых математических понятиях и яркие иллюстрации к ней на итоговом листе
Приложение 2
Итоговый лист группы
(указать название группы)
по практической работе «Числовые и буквенные выражения» (5 класс)
Лидер группы ______________________________________________________
Ответственные за сбор на итоговый лист придуманных вопросов и загадок (п2)
______________________________________________________________________________________
Ответственные за сбор на итоговый лист примеров для отгадывания вопроса или загадки (п3) ________________________________________________________________________________
3 вопроса по теме или 3 загадки о терминах из изучаемого пункта «Числовые и буквенные выражения». Ответы к вопросам указать в скобках.
1)____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вся группа придумывает задания (числовые примеры на все действия или уравнения) для зашифровки ответа на выбранный вопрос или загадку.
Какой вопрос выбрали? Запишите его ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№
Примеры на все действия или уравнения
Буква, которая будет стоять в ответе на том месте, какой получился ответ в примере
Ответ:_____________________________________________________________
6.Иллюстрация к работе, ребус (нарисовать ниже).
7.Список группы и оценка за работу каждому
выставляется
лидером
8.Нарисовать в виде смайликов свое отношение к практической работе. Вам понравилось? У вас получилось задуманное?
15