Программа кружка Ступеньки творчества 4 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением английского языка»
« Согласовано»
на методическом объединении
2014 года
Председатель
методического объединения
/Купатадзе Л.Ш./
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №1
с углубленным изучением английского
языка»
2014 года
Приказ №
/Смирнова И.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(КРУЖОК «СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА»)
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель начальных классов
Никуличева Н.Н.,
педстаж 9 лет,
первая квалификационная категория
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Определяет содержание и организацию внеурочной деятельности. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Программа «Ступеньки творчества» является программой интеллектуального развития, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – на один учебный год.
Актуальность работ кружка – необходимость развития интеллектуальных способностей учащихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей.
Разработка программы обусловлена потребностью:
-более глубокой подготовкой учащихся к участию в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
- в творческих и интеллектуально развитых личностях;
- самосовершенствование личности школьника.
Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрывать многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширить свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения .
В последние годы всё более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию обучающихся в предметных олимпиадах, международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», метапредметных мониторингах (ЭМУ –Эрудит и др).
Программа кружка предусматривает командные игры и развивает у детей не только определенные знания, но и умения общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Цель программы: создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.
Задачи:
Способствовать развитию интереса к школьным предметам;
развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозора;
создавать условия для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
развивать творческое и логическое мышление учащихся;
выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;
развивать умение работать в группе и в команде.
Принципы реализации программы
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Место кружка в учебном плане
Курс «Ступеньки творчества» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Кружок «Ступеньки творчества» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Личностные УУД:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-Обмениваться друг с другом информацией и выражать собственное мнение.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
-Учиться работать по предложенному плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопрос, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы, производить анализ и синтез.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме.
- Слушать и понимать других.
-Выработать общее мнение.
Содержание курса
Блок математики
Магические квадраты. Умные цепочки. Зашифрованные послания. Решение числовых ребусов. «Поиск девятого». Математические головоломки.
Зарождение календаря и пути его совершенствования. Игра 2Птешествие по времени». Старинные единицы измерения массы.
Решение топологических задач. Сетка.
Решение нестандартных комбинированных задач. Решение задач повышенной сложности. Решение задач на движение.
Решение задач с использованием круговых и столбчатых диаграмм.
Блок языкознание
Игры со словами. Чудесные квадраты. Анаграммы. Секреты разгадывания ребусов. Загадки – шарады. Загадки – метаграммы. Загадки –логорифмы.
Слова – пришельцы. Устаревшие слова. Слова- неологизмы. Слова- друзья и слова – противоположности. Слова- близнецы. Секреты названий. Без чего в речи не обойдешься. Большая работа маленьких слов. Красна речь пословицей. Мир фразеологизмов.
Проектная деятельность
Методическое обеспечение
О. Холодова. Методическое пособие «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1996.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1999.
Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2001.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема Деятельность обучающихсяЛичностные и метапредметные результаты
1 2.09 Для чего нужно знать грамматику Чтение высказываний писателей о русском языке. Знакомство с историей возникновения грамматики, составление осмысленных фраз из отдельных слов. Личностные результаты
Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, интереса к изучению языка и математики. Формирование основных моральных норм взаимопомощи, ответственности.
Регулятивные
Определять цели деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, поиск наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.Формировать умение учиться и способствовать к организации своей деятельности.
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху. Умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные
Предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Участие в подготовке проекта, его оформление.
Моделировать изученные арифметические зависимости. Исследовать, сравнивать данные, выделять тождества, определять общие признаки, устанавливать закономерности.
Учиться выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения существенной связи, выделять существенные признаки и их синтезировать.
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Осуществлять для решения учебной задачи операции сравнения, классификации, устанавливать прчинно-следственные связи.
Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия других и уметь договариваться. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. Договариваться о правилах выполнения совместной работы и следовать им.
2 9.09 Игры со словами Игры на замену одной буквы другой, на добавление буквы или отсоединение, на подбор слов с пропущенной буквой. Игра «Слово в слове», «Эхо». 3 16.09 Задачи по фонетике Знакомство со звукопись, заучивание скороговорок, решение задач и вопросов по фонетике. 4 23.09 Чудесные квадраты. Анаграммы. Знакомство с различными видами квадратов с недостающими буквами, правилами их заполнения. Решение анаграмм. 5 30.09 Секреты разгадывания ребусов Знакомство с правилами разгадывания ребусов. 6 7.10 Умные цепочки Находить закономерности, составлять закономерности по заданному правилу, нахождению «лишнего» 7 14.10 Зашифрованные послания Учиться составлению и разгадыванию зашифрованных посланий. 8 21.10 Решение топологических задач Составление топологического плана местности 9 28.10 Решение нестандартных комбинированных задач Решать задачи на сообразительность, задачи – смекалки, комбинированные задачи. 10 Загадки - шарады Знакомство с правилом разгадывания шарад. 11 Загадки- метаграммы.
Загадки – логогрифы. Знакомство с новыми видами загадок, разгадывание загадок – метаграмм и загадок - логогрифов 12 Решение числовых ребусов Решение задач на сообразительность, загадки – шутки, разгадывать ребусы; составлять собственные задачи - ребусы 13 Решение задач повышенной трудности Решение задания повышенной трудности 14 Словами- пришельцы Знакомство с заимствованными словами, выполнение заданий в процессе беседы с учителем 15 Устаревшие слова.
Слова – неологизмы. Знакомство с архаизмами и неологизмами. 16 Слова – друзья и слова -противоположности Работа со словарями синонимов и антонимов 17 «Поиск девятого» Учиться поиску и установлению закономерностей, развивать внимание. 18 20.01 Как делаются слова Игры на словообразование: образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать доступные слова. 19 27.01 Математические головоломки Решать задачи на сообразительность, задачи- шутки, разгадывать головоломки, составлять собственные задачи – головоломки 20 3.02 Волшебный круг. Решение задач с использованием круговых и столбчатых диаграмм Читать и анализировать информацию, записанную с помощью круговых и столбчатых диаграмм. 21 17.02 Храбрый путешественник. Решение задач на движение Решать задачи на движение 22 24.02 Красна речь пословицей Работа над пословицами и поговорками: конструирование пословиц из слов и частей, разъяснение смысла. 23 3.03 Мир фразеологизмов Работа над фразеологизмами: подбор синонимов к фразеологизмам, находить их в тексте. 24 10.03 Сетки. Игра «Морской бой» Определять координаты точек, отмеченных на координатной плоскости, знакомство с игрой. 25 17.03 Старинные единицы измерения массы Решать задачи с величинами. Выражать длину в различных единицах. 26 10.02 Лесные загадки Наблюдения над происхождением названий растений, птиц, насекомых, рыб. Разгадывание загадок. 27 Волшебник Ударение. Говорите правильно. Наблюдать над ролью ударения. 28 Без чего в речи не обойдешься (Грамматическая сказка) Знакомство с междометиями 29 Игры со словами Игра в шарады, анаграммы, «Часть и слово», «Закончить слово», «На одну букву» 30 Подвижные игры со словами Разучивание правил игр «Кто грамотнее и быстрее», «Телефонисты» 31 Решение задач повышенной сложности Решать задачи повышенной сложности 32 Проектная деятельность «Эти удивительные цифры и числа» (сбор информации) Работа с энциклопедиями и справочной литературой, 33 Проектная деятельность «Эти удивительные цифры и числа» (Защита проекта) Выступление с использованием самостоятельно составленных презентаций. 34 Круглый стол «Подведем итоги» Коллективная работа по составлению отчета о проделанной работе