Презентация на тему Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг: брокерская и дилерская


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: БРОКЕРСКАЯ И ДИЛЕРСКАЯ Брокерская деятельность Брокерская деятельность — это деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Виды брокерских договоров. Брокерская деятельность может осуществляться на основе следующих договоров:•договор поручения;•договор комиссии;•договор агентирования.


style.rotation Основные функции брокера. Брокер — это самый главный посредник на рынке ценных бумаг. Он осуществляет связь или обеспечивает большую часть всех отношений многочисленных частных клиентов (инвесторов) с рынком и другими его профессиональными участниками. Именно брокер оказывает всевозможные услуги клиентам рынка, полный перечень которых вряд ли можно привести, так как он часто определяется индивидуальными потребностями каждого конкретного клиента (инвестора).
Характер и виды услуг, которые брокер может предоставить своим клиентам, зависят от трех моментов:•ограничений, которые накладывают на него имеющаяся у него лицензия или лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;•содержания договора на брокерское обслуживание с конкретным клиентом, в котором может оговариваться перечень предоставляемых брокером услуг;•размера самой компании-брокера и ее места на рынке. Чем крупнее брокерская компания, тем больший перечень потенциальных услуг она может предложить своим клиентам.

Наиболее важными функциями, или предоставляемыми услугами, брокера являются:•совершение сделок с ценными бумагами (следует отметить, что брокер может совершать эти сделки как в интересах своих клиентов, так и в собственных интересах);•инфраструктурное сопровождение операций с ценными бумагами (методическое, правовое, бухгалтерское, расчетное и т.п.);•информационное и консультационное обслуживание клиентов, в том числе особенно относительно возможных рисков клиента на рынке ценных бумаг;•оказание услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг; сюда относится и деятельность брокера в качестве финансового консультанта путем оказания эмитенту услуг по подготовке проспекта ценных бумаг;•страхование операций клиентов и др.


Более-менее развитая организационная структура брокерской компании включает как минимум четыре группы подразделений:фронт-офис — так называется группа подразделений, которая отвечает за совершение сделок на рынке ценных бумаг и работу с клиентами по заключению договоров, их консультированию и т.п.;бэк-офис — это подразделения, которые отвечают за внутренний (внутри компании) учет сделок с ценными бумагами в разрезе клиентов, видов операций, видов ценных бумаг и другой внутренний учет, осуществляемый по правилам, принятым в данной компании;
аналитическая служба — это подразделение, которое занимается исследованием соответствующих рынков и разработкой рекомендаций для клиентуры, других участников рынка и в интересах самой брокерской компании;бухгалтерия — это подразделение, которое отвечает за внешнюю отчетность компании, ведет учет в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и отчетности.
style.rotation Договор на брокерское обслуживание. Договор на брокерское обслуживание, или брокерский договор, есть юридическая основа взаимоотношений между клиентом и брокером. Данный договор заключается в одной из указанных ранее юридических форм (поручения, комиссии, агентирования), и его содержание является, с одной стороны, специфичным именно для данной брокерской компании, а с другой — в значительной мере типичным для брокерской деятельности вообще.
style.rotation Виды брокерских счетов. Брокерская компания всегда имеет два типа счетов:1)собственные — это счета, на которых хранятся средства, принадлежащие самому брокеру;2)клиентские — это счета, открываемые брокером для хранения денежных средств его клиентов. В свою очередь, клиентские счета в зависимости от вида операций, которые совершает клиент на рынке ценных бумаг, могут быть трех типов:
кассовые — это счета, на которых находятся денежные средства клиентов, предназначенные для оплаты ценных бумаг, приобретаемых клиентом с помощью брокера;маржинальные — это счета, предназначенные для оплаты сделок клиента, совершаемых с привлечением ссуды со стороны брокера в виде ценных бумаг или денежных средств;доверительные — это счета, где сосредоточиваются денежные средства клиента, которыми брокер может распоряжаться совершенно самостоятельно в соответствии с договором доверительного управления, заключенного им с клиентом.
style.rotation Основные этапы взаимодействия брокера с клиентом на рынке.установление контакта брокера с клиентом и заключение брокерского договора между ними;оказание клиенту брокерских услуг, прежде всего, по купле продаже ценных бумаг в интересах клиента;прекращение отношений между клиентом и брокером по тем или иным основаниям (завершение операции, заключение договора клиента с другим брокером и т.п.).
Дилерская деятельностьДилерская деятельность—это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
style.rotation По терминологии, принятой на фондовых рынках развитых стран, профессиональная дилерская деятельность на российском рынке еще может называться маркет-мейкерством.Маркет-мейкер — это дилер, который как бы отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее.
Обычно дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг, поскольку:•общее их число огромно и не может быть охвачено никаким отдельным участников рынка;•дилер выступает как специалист рынка данной ценной бумаги, и поэтому он лучше всех других участников рынка может отслеживать динамику ее рыночной цены.
Основные функции дилера. Дилерская деятельность представляет собой дальнейшее развитие брокерской деятельности в направлении усиления роли торгового посредника на рынке. К его важнейшим функциям относятся:функции, которые выполняет брокер на рынке ценных бумаг, включая функции финансового консультанта;организация и поддержание оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкерство).
style.rotation Вторая из указанных функций составляет основное содержание дилерской деятельности и в свою очередь включает целый ряд действий на рынке. В частности:•объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соответствующей торговой системе;•обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа;•установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам;•установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены.
Обязанности дилера на рынке. Так, он должен:•всегда действовать в интересах своего клиента (независимо от его вида);•в первоочередном порядке исполнять приказы клиента по отношению к своим собственным;•обеспечивать клиентам наилучшие условия по уровню цен, срокам исполнения и размерам сделок и т.п.;•своевременно доводить до участников рынка рыночную информацию по курируемым ценным бумагам и не искажать эту информацию;•не понуждать клиентов к совершению сделок;•не манипулировать ценами и т.п.
Различия между дилерской и брокерской деятельностью на рынке ценных бумаг{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Показатели ДилерскаядеятельностьБрокерскаядеятельность Вид договора с клиентом   Договор купли-продажи  Договор поручения, иликомиссии, или агентиро-ванияИсточник капитала длясделок с ценными бумагами  Собственные средства  Клиентские средства 
{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Владелец ценных бумагпо проведенной сделкеДилер Клиент  Источник дохода  Разница в рыночныхценах Вознаграждение клиентапо договору с ним Влияние на процесс рыночного ценообразования Прямое, непосредствен-ное (благодаря объявле-нию публичных котировок) Опосредованное, наравнес другими участникамирынка Иерархия взаимоотно-шений Высший уровень торго-вого посредничества Низший уровень торгово-го посредничества
Спасибо за внимание!