Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
по художественно-эстетическому
развитию (рисование)
Тема: «Осень»
Выполнила: Курилова Н.В.
воспитатель с/п «Детский сад «Волна»» ГБОУ СОШ №3
с. Приволжье
Область: «Художественно эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура».
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с приемами рисования акварель, восковыми мелками ;
- развивать образное восприятие красоты природы и способность ее передачи в рисунке с помощью цвета, формы, композиции;
- формировать у детей уверенность в себе и в своих возможностях;
- развивать воображение, эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие;
- развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии;
- обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
Материалы:
Акварель, восковые мелки, , листы для акварели формата А-4;
репродукции картин В.Веревкина «Ранняя осень», И. Левитана «Золотая осень» , картина « Осень», написанная пастелью воспитателем.
Музыкальное сопровождение:
П.И.Чайковский «Осенняя песня»,
И.Штраус «Вальс»,
Э. Григ «Утро» из сюиты “Пер Гюнт”.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка под музыку И. Штрауса «Вальс»
«Осенние листочки».
Продуктивная Рисование иллюстрации по теме «Осень».
Коммуникативная Беседа об осени.
Музыкально-художественная Слушание П.И.Чайковский «Осенняя песня».
Музыкальное сопровождение физминутки «Осенние листочки» И. Штрауса «Вальс», рисование под музыку Э. Григ «Утро» из сюиты “Пер Гюнт».
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение стихотворения М. Ивенсен «Осень», чтение отрывка Г. Скребицкого «Осень».
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Слушают стихотворение. Умение внимательно слушать
стихотворение.
2. Какое время года описано в стихотворении?
Так про осень написала поэтесса Маргарита Ивенсен.
А какое сейчас время года?
Да, за окном у нас осень.
А какие осенние месяцы вы знаете?
В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая, пышная . А в ноябре листвы на деревьях совсем почти нет, идут частые холодные дожди , наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.
У осени свои краски.
Какие краски золотой осени вы знаете?
А сейчас какая осень на улице?
Правильно, сейчас середина осени – октябрь.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, используя в речи слова: золотая осень, ранняя осень, поздняя осень. Называют краски осени (пурпурный, красный, теплый, багряный). Знают осенние месяцы.
Называют « Раннюю осень», «Золотую осень», «Позднюю осень» в какие месяцы она бывает.
3. Чтение отрывка рассказа.
Послушайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Осень»:
«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.
Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, кого одела в желтый наряд, кого – в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»
Так осень описал писатель .Слушают отрывок из рассказа. Умеют слушать внимательно.
4. А сейчас я предлагаю послушать, как чувствует осень композитор.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».
Какая это музыка?
Действительно, мелодичная, немножко грустная, плавная, дождливая, как осень.
Слушают произведение.
Дают описание музыки при помощи слов: медленная, печальная, грустная, заунывная.
Умеют внимательно слушать музыку. Подбирать слова описания для прослушанного произведения.
5. А теперь посмотрите на эти картины – такую осень нарисовали художники. Какие краски используют художники?
А как ещё их можно назвать?
Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания. Скоро зима.
Мы с вами тоже рисовали осень гуашью, а сегодня я предлагаю нарисовать осень восковыми мелками и акварелью.
Рассматривают картины художников.
Отвечают на вопрос воспитателя, используя слова: красные, жёлтые, оранжевые, бордовые, нарядные, веселые, теплые, волшебные, праздничные. Умеют подбирать слова соотносят их с временем года «Осень».
6. Физкультминутка под музыку И. Штрауса «Вальс»
Игра «Осенние листочки».
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
И на землю снова сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Дети выполняют движения, активно и увлеченно участвуют в динамической паузе. Владеют способами мышечного расслабления
7. Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».
1, 2, 3, 4, 5 –
будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба,
Мы соберем
Маме осенний Букет отнесем.
Согласовывают речь с движением.
Загибаем пальцы поочередно. Согласовывают речь с движением.
8. Дает творческое задание: нарисовать «Осень».
Тихо звучит спокойная музыка Э. Грига «Утро» из сюиты “Пер Гюнт”.
Рисуют пейзаж на тему “Осень”. Верно, изображают предметы осеннего пейзажа.
10. Обсуждение:
Мы с вами нарисовали осень, каждый свою картину, и у всех осень получилась разная.
А какая картина вам больше всего нравится?
Почему?
Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после занятия. Называют, какие работы ребят понравились. Почему. Обобщают, увиденное по вопросам.