Конспект урока литературы на тему Формирование характера и взглядов Петра Гринева (8 класс)
Урок литературы
8 класс
Тема: «Формирование характера и взглядов Петра Гринева».
Цели: - привить навык аналитического чтения произведения;
- раскрыть образ главного героя романа;
- последить за этапами формирования характера П.Гринева;
- формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.Оборудование: последний прижизненный портрет А.С.Пушкина; Словарь В.И. Даля; магнитная доск вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя
Тип урока: урок формирования знаний
Вид: урок-исследованияХод урока.
1. Вступительное слово учителя.
Мы изучаем первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло, роман о чуде, совершаемом любовью. Это произведение является символом совершенного искусства. Например, А.Т.Твардовский так говорил одному писателю: «У вас обширный опыт, но вам не хватает писательской культуры. Вы небось после детства «Капитанскую дочку» ни разу не перечитывали. Нет? А вам надо её перечитать – и задохнуться от восторга». И если Твардовский кого хотел укорить, то всегда говорил: «Да он «Капитанской дочки» не читал».
Поэтому, как вы поняли, настоящее, глубокое понимание романа скорее всего придет к вам позже, спустя годы, когда вам захочется вернуться к нему еще раз и перечитать. Но и сейчас никто из вас, я думаю, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему равнодушным.
2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.
Итак, сегодня мы будем перелистывать страницы романа и наблюдать за одним из главных его героев - Петром Гриневым, за тем, как формируются характер и взгляды молодого человека. А эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять слова А.С.Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его…», которые как нельзя лучше подходят к образу главного героя.
При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть так называемые опорные слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты и тем самым раскрывает их многозначность и глубину. Как вы думаете, что это за слова.
Назовите мне одно, как вам кажется, основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя? ( это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа)
В. И. Даль, который, кстати, сопровождал А.С.Пушкина в поездке по пугачевским местам, в своем Словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так:1) внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; 2) условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое (на доске запись значений слова «честь»)
- В каком же значении слово употребляется в повести, какое значение господствует и применимо к образу главного героя? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос в конце сегодняшней беседы.
III. Анализ произведения.
1. Обсуждение первого этапа формирования характера Гринева.
- Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)
- Назовите окружение Петруши того времени. (отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)
- Какое влияние они оказали на формирование характера героя.
Что главным в воспитании было для Савельича? (умыт, причесан, накормлен)
- Как повлиял на воспитание мосье Бопре? (каждый занимался своим делом).
- Что можете сказать о матери? (добрая, но слабохарактерная)
- Что перенял Петруша от отца? (+ прямота, честность, - крепостнические замашки)
- Сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания вырос Петруша? (легкомыслие, неопытность, ветреность, беспечность)
- Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.
- Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)
2. Анализ второго этапа формирования характера героя.
- Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева?
( с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)
- Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.
( На магнитной доске вывешивается таблица с названиями колонок, которые заполняются по мере ответов детей, у учителя заранее заготовлены правильные ответы, к которым он должен привести учеников)
- Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу? (проигрыш)
- Какая мечта героя здесь разрушилась? (надежда на веселую, беззаботную жизнь)
- Какие чувства испытывал герой после этих событий? (стыд, раскаяние)
- Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?
- Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?
- Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя?
Образец таблицы.
Самостоятельная жизнь.
Эпизод Путь утраты иллюзий
Мечта Обогащение внутреннего мира
Реальность
Встреча с Зуриным Веселая, беззаботная жизнь
Унизительный проигрыш
Стыд, раскаяние
Белогорская крепость
1.Грозные бастионы
2. Строгий начальник
3. Смертоносное оружие
4. Военная служба, смотры, парады
1. Деревушка, окруженная забором
2. Комендант в колпаке
3. Забитая мусором пушка.
4.Беседы с простыми людьми. Занятия литературой, любовь
Разочарование, формирование трезвого взгляда на жизнь.
Радость от общения с простыми людьми
Дуэль
Героический ореол «дурь», «тыканье железными вертелами»
Пересмотр понятия истинной чести дворянина
3. Анализ участия Гринева в военных действиях.
- Пятая глава заканчивается такими словами: « Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».
- На каких же путях душа Гринева получила сильное и благое потрясение? Может быть, на путях защиты дворянской чести? Во время участия в военных действиях против Пугачева?
- Вспомним эпизод защиты Белогорской крепости, может быть, наш герой совершает там героический поступок? ( нет, его сбили с ног, он вошел вместе с толпой в город, его связали кушаками, все проще и менее эффектно)
- Вспомним эпизод на площади перед Пугачевым. Может быть, там наш герой повторил ответ великодушных своих товарищей? ( Нет. Вмешался Савельич, дело приняло другой оборот.) - Из Белогорской крепости герой отправляется в Оренбург, может быть, защита этого города позволила показать ему свою удаль? Вспомните эпизод встречи с урядником. (Гринев участвует в наездничестве, видит врага, решает его уничтожить, но узнает в нем хорошего знакомого)
- Вывод. Видим ли мы то сильное и благое потрясение, которое могло произойти в душе Гринева во время участия в военных действиях, на путях защиты дворянской чести? (нет)
4. Анализ эпизодов, где встречаются Гринев и Пугачев.
- С чем же связано то самое « сильное и благое потрясение», о котором говорит Гринев? (борьба за освобождение любимой девушки. Встреча с Пугачевым)- О чем идет между ними разговор?
- Какая сторона характера раскрывается в этом эпизоде?
- Можете ли вы отметить у Гринева какие – то недостатки во взглядах на происходящие события, на Пугачева (социальная узость, необъективность)
По мере анализа эпизодов учащиеся могут оформить таблицу следующего содержания:
эпизод Диалог между героями. Жизненная позиция Гринева. Сильное и благое потрясение.
Пирушка у Пугачева. Отказывается служить Пугачеву, не обещает служить против него. Сохраняет честь, достоинство: прямота, откровенность, мужество. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни.
Гринев у Пугачева, чтобы освободить Машу. Надеется на помощь Пугачева, рассказывает правду о Маше, просит покаяться перед императрицей. Отсутствие дворянской спеси, юношеская незащищенность перед жизнью, сострадание, жалость.
5. Анализ любовного треугольника: Гринев – Маша – Швабрин (познаем характер в сравнении)
- Мы рассмотрели, как формировался характер Гринева под влиянием встреч с Пугачевым, проанализируем, какое влияние на него оказала борьба за любимую девушку. Посмотрим, как ведут себя герои в этом любовном треугольнике.
( рисуем любовный треугольник и указываем на нем черты характера героев)
- С чем связано первое столкновение между героями? (Швабрин – ложь, клевета. Гринев – благородство, защита чести девушки.)- Как ведет себя Гринев со Швабриным после дуэли? (великодушное прощение)
- Как дальше усугубляется конфликт между ними? (донос отцу)
- Какие еще недостойные поступки по отношению к Маше совершает Швабрин? (заточение, намерение жениться насильно)
- Как ведет себя в этой ситуации Гринев? (освобождает сироту)
- Спустя некоторое время наши герои сталкиваются еще раз. Когда? (в тюрьме)
- Какое еще одно грязное дело принадлежит Швабрину? (донос правительству)
- Как ведет себя Гринев перед судом? (отказывается от самозащиты, т.к. основывается на своей человеческой правоте. Выходит из сферы дворянских законов, боится втянуть Машу)- А есть ли хоть что-то, за что Гринев все-таки благодарен Швабрину?
6. Нахождение основного отличия характера Гринева (сравнение со Швабриным)
- Каждый из вас уже пришел к определенному выводу о том, в чем же основное отличие двух героев. Но давайте посмотрим на художественную ткань повести (заполняем схему постепенно)
- В ней (худ. ткани) выделяются два пласта: дворянский и крестьянский. Куда бы вы могли отнести Швабрина?( Швабрин без остатка умещается в игре социальных сил. «Пришелся» к обоим лагерям (он дворянин с дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к другому человеку, и он же становится слугой Пугачева)
- А куда же мы могли бы отнести Гринева?
(Он не пришелся ни к одному лагерю. У правительства на подозрении как друг Пугачева, у пугачевцев – как дворянин и заступник за дочь врага)- В чем причина такого положения Гринева? (В нем гуманная человеческая организация, выходящая за пределы его времени. Он слишком человечен)Образец заполнения схемы:
Художественная ткань произведения.
Дворянский пласт Крестьянский пласт
Швабрин Швабрин
Гринев
Он (Гринев) слишком человечен
- Где же правильный путь? Как нужно жить? Может быть, как Швабрин., своевременно перейти из одного лагеря в другой?
(Рисую на доске, между чем оказался герой, определяем его выбор)
Законность Человечность
Правосудие Милость
- Что спасает наших героев? ( Правильный путь в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человечность, достоинство, уважение к жизни другого человека)
IV Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
- Какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?
V Заключительное слово учителя.
Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.
Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.
Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе.
VI Домашнее задание. Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)»