Урок химии на тему «Оксиды углерода (II),(IV)» 9 класс Учитель: Гринёва Надежда Васильевна


Урок химии
«Оксиды углерода (II),(IV)» 9 класс
Учитель: Гринёва Надежда Васильевна

Тема урока: Оксиды углерода(II),(IV)
Цели урока:
Образовательные: Систематизировать и углубить знания учащихся о оксидах: строение молекул оксидов углерода (II) и (IV), их свойствах, получении и применении.
Развивающие: Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент, применять знания на практике.
Воспитательные: 1)Формирование положительного отношения к знаниям, развитие коммуникативного умения в процессе работы; 2)экологических проблем, возникающих в результате попадания оксидов углерода в атмосферу.
Оборудование: прибор для получения газов, стеклянная посуда, лучинка, реактивы: известковая вода, «сухой лёд», мрамор, растворы кислот. Тип урока: комбинированный
Методы и методические приёмы:
Работа в группах (командах)
Соревновательный элемент
Индивидуальная работа
Химический эксперимент
Индивидуальное тестирование.
Ход урока.
I. Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
II. Актуализация знаний учащихся по вопросам.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализуются знания. Необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, мыслительных операций.
Перечислите основные аллотропные модификации углерода
Сравните физические свойства различных модификаций углерода (алмаз, графит, аморфный углерод)
Какие разновидности аморфного углерода вам известны?
Что такое адсорбция, активированный уголь?
Каковы химические свойства углерода?
В каких условиях протекает большинство реакций с участием углерода?
Чем объясняется невысокая химическая активность углерода?
Какая из модификаций углерода химически наиболее активна?
Химическая эстафета (работа в паре)
С →СаС2→С2Н2→СО2→СО
Для 4-ой реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса
Обгонялки (кто первый даст ответ). Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции сгорания этана( С2Н6)
Решение задачи.
Какой объем кислорода (н.у.) необходим для полного сгорания 20г углерода, содержащего 20% негорючих примесей? III.Постановка учебной задачи.Цель: Обсуждение затруднений ( «Почему возникли затруднения?» «Чего мы еще не знаем?»)IV. «Открытие нового знания» Этап изучения новых знаний.
Новые знания обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования , проводимого под руководством учителя по плану:
Физические свойства оксида углерода (II) (угарного газа) и оксида углерода (IV) (углекислого газа)
Типы химической связи в соединениях СО и СО2; валентность углерода
К каким оксидам относятся СО (угарный газ) и СО2 (углекислый газ)
а) Условия образования СО (неполное сгорание углерода)
б) Получение СО2 (демонстрационный эксперимент по получению СО2 (качественная реакция на карбонат)
СаСО3+2HCl+ СО2↑+Н2О
Доказательство, что СО2 тяжелее воздуха (переливание в другой стакан, проверка наполненности стакана зажженной лучиной)
Химические свойства оксидов, применение
а) Угарный газ
2СО+О2= 2 СО
Fe2O3+3CO= 2 Fe+3CO2
Ценное топливо, в военной промышленности для получения фосгена, компонент синтез газа
б)Углекислый газ
Дублирует все химические свойства кислотного оксида
СО2+Н2О↔Н2СО3
СО2+СаО=СаСО3
СО2+2NаОН =Na2CO3+Н2О(средняя соль)
СО2+NаОН=NаНСО3( кислая соль)
Окислительные свойства . СО2 используют для тушения пожаров, для получения удобрения –мочевины
СО2 «сухой лёд» используют для охлаждения скоропортящихся продуктов, сохранения мороженого.
Экологические проблемы, возникающие в результате попадания угарного газа (СО) и углекислого газа (СО2 ) в атмосферу.
1.Чем опасен угарный газ для организма человека? (сообщения обучающихся ).
Летальный исход для человека может наступить при 10-минутном вдыхании воздуха, содержащегося 5,7 г/м3 угарного газа. Ядовитость СО обусловлена тем, что этот оксид соединяется с гемоглобином крови, в результате чего кровь не способна переносить достаточно кислорода из лёгких к тканям. Сродство гемоглобина к угарному газу больше, чем к кислороду . Поэтому достаточно самой ничтожной концентрации СО, чтобы значительно понизить способность крови воспринимать кислород и тем самым вызывать удушье. Однако при вдыхании чистого воздуха или, еще лучше чистого кислорода СО постепенно удаляется из крови.
2. Чем опасно накопление углекислого газа в атмосфере (сообщение по теме с использованием таблицы «Парниковый эффект»)
Малозаметная «вуаль» , состоящая из СО2, воды, озона и метана, является в атмосфере своеобразным фильтром : пропуская около 70 % солнечного излучения, она задерживает отраженные Землей тепловые лучи. В следствии этого у поверхности нашей планеты, словно под стеклянной крышей оранжереи , температура поддерживается более или менее на одном уровне от -40◦С до 40◦С. Однако все возрастающее количество сжигаемого топлива приводит к тому, что содержание СО2 в атмосфере неуклонно увеличивается и достигает сейчас 0,6 % в составе воздуха при скорости роста 2 мг/м3 в год, что неизбежно приводит к повышению средней температуры поверхности Земли на 2-4◦С. Если не остановить это губительное для человечества увеличение содержание СО2 в атмосфере, то подморе уйдут Гамбург и Гонконг, Лондон и Копенгаген, Европа станет засушливой зоной с массой вредных насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
3. Работа учащихся над заполнением карт-схем, отражающих пути, источники и последствия увеличения оксидов углерода в атмосферу.
4. Как уберечь окружающую среду и здоровье человека?
Закон «О чистом воздухе» предусматривает следующие меры по охране атмосферы от загрязнения:
Разработать стандарты по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей.
Прекратить массовую вырубку лесов-легких нашей планеты.
Устанавливать очистительные сооружения на предприятиях химической промышленности.
Осуществить переход на использование бестопливных источников энергии.
V.Закрепление знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания
Способы: фронтальная работа, работа в парах, по вопросам:
Какую воду можно замутить своим дыханием?
Как скажется на концентрации углекислого газа в крови задержка дыхания?
Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом?
В Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ. Почему при входе в эту пещеру людей с собаками эти животные гибнут, а люди остаются невредимыми?
Загадка:
В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
Все примеры решаются с комментированием
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Этап применения знаний и способов действий.
Тестирование выполняется письменно по вариантам.
I вариант. Сколько воды получится при сжигании 11,2 л метана?
II вариант. Превращение СО→СО2→СаСО3→Са (НСО)2 можно осуществить , последовательно , используя:
О2,СаО, Н2О
Н2О, Са (ОН)2, СО2О2, Са(ОН) 2, Н2О+СО2
С, СаО, СО2+ Н2О
При проверке работы каждый должен себя проверить – всё ли он понял. Создание ситуации успеха
VII. Итоги урока . Рефлексия. Комментарии оценок
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса по вопросам:
Какую задачу ставим?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания?
VIII. Домашнее задание.
§30 вопросы 1-7, задание по 6 вопросу. Приготовить сообщение «Влияние антропогенных факторов на окружающую среду». Обучающиеся выбирают задание (3 вопроса) из предложенных с учётом индивидуальных возможностей.

Урок закончен. Всем огромное спасибо!
Литература.
Габриелян О.С. Химия . 9 кл.- М.: Дрофа
Кузьменко Н.Е. , Ерёмин В.В. –Пособие для средней школы.- М.: Экзамен-Оникс 21 век, 2001
Хомченко Н.Г. Общая химия. М.: Оникс, 2000
Семин А.К. Компьютер в жизни учителя 6расширение горизонтов Творчества / Химия в школе 2006
Кузнецова Н.Е. Химия 9 кл. М.: «Вентана_Граф» 2011
Химия 9 кл. «Подготовка к ГИА-2013»
Денисова В.Г. Химия Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию учащихся 9 класса