Конспект урока классного часа для младших школьников Информационная безопасность детей в сети Интернет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект урока классного часа
для младших школьников
"Информационная безопасность детей
в сети Интернет"
Подготовила учитель
начальных классов
Харитонова Г.Ф.
Симферополь 2015г.
Конспект урока и презентация для классного часа
"Информационная безопасность детей в сети Интернет"
Цель:
углубить представление учащихся о влиянии компьютера на детей, ознакомить с признаками зависимости от компьютера, воспитывать уважение к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты:
- формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
-повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
- повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. Опасности интернета - правда или ложь?
- разработка памяток «Свод правил поведения в сети Интернет».
Оборудование: презентация.
Ход классного часа.
I. Орг. момент. Введение.
II. Просмотр презентации.
Беседа после просмотра. Определение темы занятия, целеполагание (учащиеся класса пытаются сформулировать тему классного часа, определить цели).
Классный руководитель:
- Да, тема нашего сегодняшнего классного часа – это «Информационная безопасность детей в сети Интернет».
Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны - черную и белую. Помимо преимуществ, интернет принес определенные неудобства. Для некоторых интернет стал еще одним видом наркотика, по силе своего воздействия и привязанности не уступает алкоголю или никотину.
Сейчас медики обсуждают вопрос, не расширить ли раздел Международной классификации болезней, а именно, болезней зависимости. Пока в него входят наркомания, алкоголизм, табакокурение. В последние годы сюда добавились врачебная зависимость и обжорство. Теперь речь идет и о виртуальной наркомании. Сегодня наряду со взрослыми все больше детей пользуются интернетом для общения, поиска информации, игр, загрузки мультимедиа.
1) Беседа:
- Что же такое информационная безопасность? (учащиеся дают свои определения).
Учитель выводит определение на 2 слайд.
- Что же может случиться в реальной жизни через беззаботное виртуальное поведение ребенка?
- Слышали ли вы когда-нибудь о понятии «безопасный интернет»?
- Учат ли вас родители on-line-этикету?
2) Учитель предлагает учащимся класса разработать памятку «Свод правил поведения в сети Интернет».
Учащиеся прописывает свод правил поведения в Интернете, обсуждают и фиксируют плюсы и минусы использования Интернета.
Возможные правила:
1. Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга. (слайд 3)
2. Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр. (слайд 4)
3. Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым. (слайд 5)
4. Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу. (слайд 6)
5. Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений. (слайд 7)
6. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям. (слайд 8)
7. Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям. (слайд 9)
Плюсы использования Интернета (слайд 10) :Оперативность получения любой информации;
Общение: Twitter, Вконтакте, Одноклассники, и другие социальные сервисы и форумы…
Участие в международных конкурсах;
Получения дополнительного образования;
Обеспечение досуга;
Формирование информационной компетентности, включающей умение работать с информацией.
Минусы использования Интернета (слайд 11):
Беспорядочная недостоверная информация.
Ухудшение здоровья: потеря зрения (компьютерный зрительный синдром) ; гиподинамия; искривление осанки; психические и интеллектуальные нарушения развития.
Вредная информация (асоциальные сайты): религиозные секты; экстремистские сайты (скинхеды, неонацисты, исламисты и др. ) ; нецензурная лексика;
Психологическое давление: маньяки; мошенники; подростковая агрессия.
III. СКАЗКА «О золотых правила безопасности в сети ИНТЕРНЕТ»
Рефлексия.
Учащиеся подводят итоги классного часа. Каждый ученик заканчивает предложение на выбор:
- Классный час был мне полезен, потому что…
- Я сегодня узнал…
- Теперь я буду…
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайл-царевич- Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал еѐ царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл - царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет - государстве. И не заметил он, как Интернет - паутина все - таки затянула Смайл - царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую - СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернет», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки - убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств - зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл - царевну? Крепко задумался Тьютор - королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч - кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трехуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадѐшь – времени счѐт потеряешь, до второго уровня доберѐшься – от родных-близких отвернѐшься, а на третий пойдѐшь - имя своѐ забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл - царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!» Всегда помни своѐ Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)! Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно! Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например! Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)! Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер! Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет! Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречѐнному слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнѐт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.
Памятка для обучающихся начальной школы
1. Всегда помни своѐ Интернет-королевское имя (e-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!
2. Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками, путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!
3. Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон- грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!
4. Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
5. Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!
6. Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
7. Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Ты должен это знать:
Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах, о которых узнаешь в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете спроси у родителей, как безопасно общаться.
Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям. Где ты живешь, в какой школе учишься и номер твоего телефона должны знать только родители и друзья.
Никогда не отправляй свои фотографии людям, которых не знаешь лично. Компьютерный друг мог говорить о себе неправду. Ты ведь не хочешь, чтобы у незнакомого человека была твоя фотография, с которой он сможет сделать все, что захочет.
Не встречайся с людьми, с которыми познакомился в Интернете, без родителей. Многие люди выдают себя не за тех, кем являются на самом деле.
Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов - читать грубости так же неприятно, как и слышать. Ты можешь нечаянно обидеть человека.
Если тебя кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажи об этом родителям.
Рекомендации для родителей (законных представителей)
детей различных возрастных категорий.
Возраст от 7 до 8 лет
Находясь в Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок.
Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
По поводу использования электронной почты рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
Запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.
Советы по безопасности в сети Интернет
Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее.
Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ).
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. (Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx.)
Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах.
Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Возраст от 9 до 12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Советы по безопасности в этом возрасте
Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.
Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.
Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах.
Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Расскажите детям о порнографии в Интернет.
Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет; – как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv, а также познакомить с детскими социальными сетями: http://cyberpapa.ru/, http://interneshka.net/, http://kinderonline.ru/detskiy_portal.html, http://1dnevnik.ru/, http://www.detkino.ru. Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет. Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения.
Целесообразно использовать для 1-4 классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу.
Полезные ссылки:
1) http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/loputon_ metsa.html – о правилах безопасного поведения в сети Интернет с элементами интерактива;
2) http://www.nachalka.com/node/948 - учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»;
3) http://content-filtering.ru/aboutus/ - информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет».
При проведении урока в начальных классах рекомендуется использовать материалы, размещѐнные:
На сайте интерактивного курса по Интерент-безопасности (http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm)
В разделе «Для учащихся» рассказы для детей 7-10 лет на сайте (http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/) On-ляндия.
Безопасная веб-страна в разделе «Для детей 7-10 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы; на сайте (http://content-filtering.ru/aboutus/)
Информационно- аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Дошкольники и младшие классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет; на сайте http://stopfraud.megafon.ru/ федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям; на портале «Безопасный интернет» (http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет».
В качестве видео заставки для классного часа или урока можно использовать http://youtu.be/789j0eDglZQ мультфильм «Безопасный интернет», который разработала студия Mozga.ru. на сайте «Началка.ком» материалы по безопасному интернету (http://www.nachalka.com/taxonomy/term/335 )
Дополнительные Интернет ресурсы для проведения классного часа: - Справочник по детской безопасности в Интернет от Google (http://www.google.ru/familysafety/ )
- Сайт советов по работе на компьютере (http://shperk.ru/sovety/kaksdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html )
- Сайт «Компьютерная безопасность. Безопасность жизни» (http://blog.chljahsoft.net/3167 )- Сайт «Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт» (http://i-deti.org/ )
- Буклет «Безопасный интернет детям» Министерства внутренних дел РФ (http://www.mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdf )
- Материалы III ежегодного Форума Безопасного Интернета (http://safor.ru/prezentacii11.php )
- Сайт «Дети России Онлайн» (http://detionline.com/ )