Урок в 3 классе по ОПК Георгий Победоносец

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курской области Фатежского района







План-конспект урока в 3 классе
по Основам православной культуры
на тему:
Великомученик Георгий Победоносец.








Разработала:
учитель начальных классов
Крамаренко А.В.

2014 г.
Тема урока: «Великомученик Георгий Победоносец».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель деятельности педагога:
- способствовать формированию уважения к подвигу, к истории Отечества.
Задачи:
- развивать историческую память, познавательную активность.
- учить оценивать смысл христианских ценностей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся ориентироваться в понятиях и терминах духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: планирование - выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника.
Познавательные: общеучебные - выделять и формулировать познавательную цель;
предметные - понимать, что такое духовный мир, воинская доблесть, ратный подвиг, оценивать смысл христианских ценностей, как иерархической системы, приведение соответствующих примеров;
логические - подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - рассказывать о святом воине с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Личностные:
самоопределение - принимать и осваивать социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради на печатной основе, тесты, монетки, Георгиевская лента, молитва Георгию Победоносцу, презентация «Великомученик Георгий Победоносец».

Основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости и мы должны им показать, как мы умеем работать.
2. Мотивация.
Улыбнулись друг другу,  Пожелали мысленно удачи.



3. Актуализация опорных знаний.
1). Проверка д/з.
- Прочтите стихотворение, которое вы видите на экране.
Когда позвал Господь и Царь,
Оставил мытницу мытарь,
Оставил сеть свою рыбарь, -
Так собралось, в конце концов
12 нищих простецов,
12 спутников Христа,
Причастников его креста.
Слайд 1
- О ком мы говорили на прошлом уроке?
- Кого называют апостолами?
Слайд 2
- А что же произошло со Святыми Апостолами, после сошествия на них Святого Духа?
Слайд 3
2). - У каждого из нас есть своя маленькая семья, которая является частью нашего большого государства.
Слайд 4
- Как называется наше государство?
- Столица России – это?
- Какие отличительные символы есть у каждого государства?
Слайд 5

3. Выявление места и причины затруднения.
- Откройте тетрадь на с. 13 задание 1.
- Рассмотрите герб Российской империи.
- Кто на нём изображён?
- А в центре орла, посмотрите, ребята:
Верхом на коне,
под копытом – дракон,
Копье вонзается в пасть!
на помощь спешит
Согрешающим он
И тем, кто в грех может впасть!
Слайд 6
- Может быть, кто-то из вас знает имя этого воина, изображенного на гербе?
- Предположите, кто такой Георгий Победоносец?
- Послушайте «Житие Георгия Победоносца»
(под музыкальное сопровождение читает ученица 5 класса)
Жил Георгий Победоносец в 3 веке в далёкой южной стране. Был он храбрым и мужественным воином в войске императора Диоклетиана. Однажды, услышав, на судилище приговор злого императора о казни
христиан Георгий стал защищать их и заявил Диоклетиану, что тоже верит во Христа. Воин так защищал свою веру, что даже жена императора, царица Александра, приняла христианство.
Разгневанный император приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжёлый камень. Наутро, узнав о том, что Георгий не отказался от своего Христа, император приказал предать колесованию бунтовщика.
Трудно было придумать пытку страшнее. Юношу привязали к большому колесу и покатили по деревянным доскам, из которых, остриями вверх торчали длинные гвозди. При каждом повороте колеса они вонзались в тело мученика, рвали его на части.
Но не дождался император мольбы о пощаде.
В бессилии император повелел усечь голову неповиновавшегося мячом.
После своей мучительной кончины Георгий стал являться людям и помогать им в преодолении разных бед, а воинам – побеждать.
Слайд 7-9
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 10

- Какие задачи поставим?
Задачи:
1) узнать, почему его назвали великомучеником?
узнать историю жизни Георгия Победоносца;
3) учиться отвечать на вопросы;
работать в группах.
Слайд 11
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- А знаете ли вы, почему на гербе столицы России изображён Георгий Победоносец? Почему его почитал русский народ?
- Хотите узнать? Тогда приступаем к работе. Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа получает задание на подготовку, которого вам даётся 3 мин.
5. Реализация построенного проекта.
Поработаем в группах.
1 группа.
Выразительное чтение учащимися текста на листах.
Святой Георгий Победоносец глубоко почитался в русском народе. Он считается покровителем русского воинства и даже имеет русское имя и прозвище – Егорий Храбрый. На гербе столицы изображен один из подвигов святого: Георгий Победоносец на белом коне с копьем в руках поражает змия. Имя Георгий означает «земледелец». Он посеял в душах людей семена христианской веры, которые дают добрые всходы и тысячи лет спустя. Святой великомученик Георгий Победоносец почитается помощником и покровителем земледельцев в полевых работах.
Слайд 12
- Что же вы узнали о Георгии Победоносце, прослушав этот текст?
2 группа.
Работать со словарной страничкой У. стр. 117
- С какими новыми словами вы познакомились?
Д.: - Мученики, язычники.
- Так кто же такие мученики?
- Язычники?
3 группа.
Домашним заданием было подготовить сценку «В римском сенате»
Сценка «В римском сенате».
Диоклетиан: Меня все больше беспокоит,
                      Что победить не можем христиан!
                      Собраться на Совет серьезный стоит
                      И обсудить, что нужно делать нам,
                      Чтоб помешать распространению
                      Такого вредного ученья.
Сенатор:   Отвага их и стойкость беспримерны!
                  Им не страшны ни пытки, ни гоненья,
                    Дороже жизни заповеди веры,
                    За них они готовы на мученья!
Диоклетиан: Должны мы непокорность погубить,
                      Чтоб память о христианстве истребить!
                      Я прикажу их мучить, резать, сечь,
                      Топить в пучине, на кострах их жечь.
                      Я прикажу им очи вырывать.
                      И голодом, жаждою терзать.
                      Я брошу их голодным диким львам,
                      Я истреблю навек всех христиан!
Георгий:   Напрасно ты берешь на душу грех –
                      Ты истребить христиан не сможешь всех!
                      За что не любишь ты учение Христа?
                      В нем милосердие, любовь и чистота!
                      Оно способно изменить людей,
                      Очистить их от пагубных страстей.
                      Христианство – светлое и чистое ученье,
                      И человечество оно ведет к спасенью.
Диоклетиан: Тебя, Георгий, знаю: ты Храбрец!
                      В бою ты вел себя как удалец.
                      Но почему ты защищаешь христиан?
                      Что к дерзкой речи сердце побудило?
Георгий: Тебе, правитель, свой ответ я дам:
                      Лишь истины Божественная сила!
                      Что истина?
                        Есть истина одна – Иисус, гонимый всеми!
- Как относились к христианам в те времена?
- В чем святой укорял императора?
- Почему святой прославлен Церковью в лике великомучеников?

- Немало чудес сотворил святой Георгий после своей мученической смерти. Одна из самых известных – победа над змием, пожирающим людей, и спасение невинной девушки.
Слайд 13
- Более тысячи лет тому назад святой Георгий великомученик явился людям
на Российской земле, недалеко от места, где сейчас расположен город Севастополь. Он спас тонущих в море рыбаков, и в память о нем и об этом чуде у мыса Фиолент был основан монастырь, существующий и поныне.
Слайд 14
Физкультминутка
Игра «Оружие христиан»
- Что являлось непобедимым оружием христиан в борьбе с силами зла, нам поможет разобраться игра «Оружие христиан».
- На столе у вас лежат сердечки. Пусть каждый из вас возьмёт себе 1, которое вам понравилось. Переверните его. На каждом написано слово или сочетание слов. Прочтите их. А сейчас я читаю слова, а вы выбираете, если вы согласны взять это оружие в борьбе со злом, то повесьте его на древо добродетели, которое вы видите на доске.
(Учитель читает слова, дети выбирают ответы):
Деньги, физическая сила, молитва, святые иконы, ложь, Таинства Церкви, оружие, Слово Божье, зависть, уважение, доброта, шпионаж, братолюбие, вера, честность, пули, терпение, смирение, злость.
- Как вы заметили, что не все сердечки имеют место висеть на нашем дереве.
Не случайно, мы выбрали для себя только добродетельные качества, такие, которыми обладал великомученик Георгий Победоносец. Поэтому он и совершил много добрых дел.
- О помощи Святого и его чудесах люди рассказывают уже многие годы.
- Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах.
- У вас на партах лежат монеты - 1 к., 10 к., 50 к. посмотрите, кто на них изображён?
Вывод: До сих пор на монетах сохранен его образ, в знак уважения его подвигов, которые он совершал для своего государства.
В 1731 году при царице Анне Иоанновне была установлена воинская награда в честь святого – крест Георгия Победоносца. Во время войны в армии служились молебны пред иконами святого о даровании победы. Отличившимся рядовым раздавали георгиевские кресты. Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Россия помнит своих героев по именам, хранит о них память веками.  
Слайд 15
Герой.
Чтобы стать героем
Надо быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
 (С. Михалков)
- Какие хорошие качества человека названы в стихотворении?
- 6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России – Москвы.
Слайд 16
- Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова
- И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войне пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий – победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им в Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем.
Слайд 17
- В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Молодежь, в преддверии праздника День Победы, повязывает "Георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.
Слайд 18
- Я надеюсь, что вы много узнали сегодня нового и интересного для себя.
- А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас проверил, были ли вы внимательными, хорошо ли усвоили знания, полученные сегодня на уроке.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Итогом будет небольшой тест, где вам нужно выбрать тот ответ, который вы считаете верным.
Вопросы:
1. С именем Святого Георгия связаны слова:
а)  Победоносец;
б) Великомученик;
в) оруженосец.
2. Сюжет предания рассказывает о победе Георгия Победоносца над:
а) змеем;
б) львом;
в) медведем.
3. Изображения Святого Георгия можно встретить на:
а) монетах;
б) ордене;
в) гербе.
4. Изображение Георгия Победоносца  можно встретить на гербе города:
а) Белгород;
б) Курск;
в) Москва.
Слайд 19
- Проверьте свои ответы.
Проверка по эталону.
1. С именем Святого Георгия связаны слова:
а)  Победоносец;
б) Великомученик;
в) оруженосец.
2. Сюжет предания рассказывает о победе Георгия Победоносца над:
а) змеем;
б) львом;
в) медведем.
3. Изображения Святого Георгия можно встретить на:
а) монетах;
б) ордене;
в) гербе.
4. Изображение Георгия Победоносца  можно встретить на гербе города:
а) Белгород;
б) Курск;
в) Москва.
Слайд 20
- Ест ли такие, кто не допустил ни одной ошибки, молодцы. Остальные ещё поработают дома.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Какие задачи ставили перед собой?
Слайд 21
- Достиг ли урок цели?
- Оцените свою работу.
Рефлексия.
Самым интересным на уроке было
Сегодня на уроке я узнал (а)
Слайд 22
8. Информация о домашнем задании.
1. Учебник - стр.114-117
Тетрадь – стр. 13-14, задание 1, 2.
2. Найти материал о подвигах Георгия Победоносца.
3. Приготовить сообщение о празднике, который отмечается 6 мая, посвящённый дню памяти Святого Георгия Победоносца.
Слайд 23
- И в завершении нашего урока я хочу подарить вам молитву Георгия Победоносца. До новых встреч.

































Литература.
1. В.М. Меньшиков, С.Э. Напёрстникова. Основы православной культуры: Второй год обучения: экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Курск: Курский государственный университет, 2007 г.
2. С.Э. Напёрстникова, В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: методические рекомендации для учителей православной культуры. – Курск, 2006 г.
3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001 г.









13PAGE 15


13PAGE 141015




15