Образовательная программа дополнительного образования детей Юный патриот


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Инзенский районный Центр детского творчества
на базе МБОУ Инзенская СШ № 1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ДОД РЦДТ
В.Н.Зайченкова __________
«_____» __________ 2015 г.
Образовательная программа дополнительногообразования детей

Всего часов : 108
2 года обучения
108 часов (2 часа 2 раза в неделю), возраст обучающихся: 11-16 лет
Рассмотрена и одобрена на заседании Программу разработал
Педагогического совета МОУ ДОД РЦДТ Хорольский А.Н.
Протокол № ____ от __________________ педагог дополнительного
Секретарь __________ образования
Программа разработана в 2015 г.

Пояснительная записка
Программа «Юный патриот» разработана для детей среднего школьного возраста и подразумевает организацию работы по овладению практическими знаниями и умениями по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Целью образовательной программы является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа актуальна, так как удовлетворяет запросы общества и заинтересованность родителей, в содержательном досуге детей, получении практических навыков в области личной безопасности. Данная программа даёт наиболее полное представление о способах защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, формирует у учащихся умение самостоятельно принимать решение и действовать при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Программа способствует всестороннему развитию учащихся, является важным средством умственного, нравственного и физического воспитания.
Новизна программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (экскурсии, соревнования, решение ситуационных задач).
Дополнительность программы заключается в том, что она решает задачу компенсации практических умений и навыков, недостаточно раскрытых в урочное время. Объединение «Юный патриот» призвано расширять, систематически развивать представления учащихся об окружающей действительности.
Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со следующими принципами:
совместной деятельности (означает, что в процессе совместной деятельности её участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе)
связи теории с практикой (теоретические сведения даются в определён-ном порядке, с учетом того, что за изучением темы следует закрепление материала в ходе выполнения практической работы);
систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределён по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
доступности и посилъности (теоретические сведения и практические задания соответствуют познавательным возможностям и физическим силам учащихся);
наглядности ( на занятиях применяются различные виды наглядности: стенды, плакаты, схемы и др).
При реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства;
Об оказании первой медицинской помощи при неотложных сотоянияхО здоровом образе жизни.
Развивающие:
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни.
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Программа «Юный патриот» предназначена для учащихся 11-16 лет и рассчитана на один год обучения. Обучающиеся занимаются по 6 часа в неделю (три раза по 2 часа). Количество занимающихся в группе - не менее 15 человек. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нём определяется Уставом учреждения и соответствующими нормативными актами СанПиНа.
Обучение ведётся с использованием различных методов и приёмов работы (традиционная классификация), таких как:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (стенды, плакаты, диски с фильмами),
практические (выполнение практических работ).
Данная образовательная программа построена на следующих принципах воспитания:
воспитание в коллективе через коллектив;
воспитание в труде;
личностный подход;
гумманизация воспитания (уважение учащихся);
единство воспитательных воздействий;
учет возрастных особенностей;
общественная направленность воспитания.
Образовательная область программы - безопасность жизнедеятельности. Направленность - туристско-краеведческая.
Уровень усвоения программыот общекультурного до углублённого. Направленность учебного материала - вертикальная Способ подачи материала - модульный.
Формами организации образовательного процесса являются групповая, индивидуальная (в рамках учебного времени).
Виды занятий:
комбинированные занятия - даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;
экскурсии;
практические занятия;
деловые игры.
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста.
Краткая характеристика курса.
Целью курса является: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретении ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умений оказывать само- и взаимопомощь.В настоящей программе реализованы требования Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», « о пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства РФ от 16 января 1995 г. №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».Содержание курса включает теорию и практику защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи, практические занятия по подготовке к соревнованиям «Школа безопасности».
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.Структурно программа состоит из трёх основных блоков:
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Подготовка к соревнованиям «Школа безопасности».
Также есть вспомогательные «Вводное занятие», «Итоговые занятия».
Каждый блок состоит из отдельных тем, которые можно чередовать, менять местами, что позволяет снизить утомляемость учащихся, удовлетворить их запросы, подготовиться к мероприятиям Центра (соревнованиям, конкурсам и т.д.)
Блок « Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных
ситуациях».
Данный блок состоит из трёх разделов.
Раздел /.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Раздел 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Блок обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.Блок «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
Решает задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Блок «Подготовка к соревнованиям «Школа безопасности» является самым обширным и очень интересным. Он состоит из восьми разделов.
Раздел 1. Действия в ЧС техногенного характера.
Раздел 2. Действия в ЧС криминогенного характера.
Раздел 3. Местоположение человека (ориентирование на местности).
Раздел 4. Жизнеобеспечение человека.
Раздел 5. Организация первой доврачебной помощи.
Раздел 6. Преодоление препятствий без специального снаряжения.
Раздел 7. Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения.
Раздел 8. Поисково-спасательные работы.
Почти все занятия проводятся практически. Отрабатываются практические действия обучаемых в объёме пройденного материала.
В процессе обучения по данной программе учащиеся приобретут следующие знания и навыки:
Знать:
методическое обеспечение программы (методическая и справочная литература, наличие книго-издательской продукции по данному направлению, наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал и др.).
Содержание программы.блок. Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.Цель:Познакомить с причинами возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций и с видами ЧС природного и техногенного характера.
Задачи: Обучить правилам безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера.
познакомить с видами современного оружия массового поражения и способами защиты от него.
познакомить со средствами индивидуальной защиты и научить правильно пользоваться ими.
воспитывать аккуратность, смелость, самостоятельность при принятии
решений.
Теория:
Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре. Безопасное поведение человека в случае, если на нем загорелась одежда, если в комнате загорелся телевизор, приемник, магнитофон, компьютер, ёлка. Способы эвакуации из горящего здания.
Опасности водоёмов. Правила безопасного поведения на воде, правила безопасного купания, умение отдыхать на воде. Меры предосторожности при движении по льду, оказание само и взаимопомощи терпящим бедствие на льду.
Особенности города как среды обитания. Основные источники опасности в современном городе, зоны повышенной опасности (транспорт, улицы, парки, скверы).
Правила поведения в криминогенных ситуациях. Правила безопасного поведения человека при захвате его террористами в качестве заложника. Правила безопасного
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведения при пожаре;
правила безопасного поведения на воде;
возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
правила поведения на природе;
возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций.
Владеть навыками:
в использовании первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;
в оказании помощи терпящим бедствие на воде;
в определении сторон горизонта в движении по азимуту, в разведении костра и приготовлении пищи на костре;
-в выполнении мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, в использовании индивидуальных средств защиты;
в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, при тепловом и солнечном ударах и т.д.
Основными условиями реализации программы являются:
наличие помещения и оборудования, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также места для хранения инвентаря и материалов
достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Оборудование: компьютер, диски, плакаты, стенды, схемы, муляж «Максим»,
палатка, рюкзак, противогазы, аптечка, верёвки, палки, природный материал и
т.д.
Задачи: познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при травмах, кровотечениях, переломах.
учить накладывать повязку, жгут
познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при ранениях, при отравлении, приостановке сердца
обучить проведению непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Теория.
Первая медицинская помощь при травмах. Характеристика различных видов кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, прижатие артерий, сгибание конечности). Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, при черепномозговой травме, травме груди, живота, при повреждении позвоночника.
Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях. Характеристика причин, вызывающих потерю сознания, признаки потери сознания. Правила проведения сердечнососудистой реанимации. Отравление угарным газом, средствами бытовой химии, лекарствами. Меры профилактики, оказание первой медицинской помощи. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, жгута. Борьба с болью. Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и её признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации
Практическая работа:
Наложение повязок. Способы наложения повязок. Способы наложения жгута. Обработка ран, порезов, ссадин. Проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
поведения заложников. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила поведения. Ураганы, бури, наводнения, признаки их появления и возможные последствия. Меры по защите населения. Профилактика лесных и торфяных пожаров, меры противопожарной безопасности при нахождении в лесу в пожароопасный сезон.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения. Промышленные аварии, пожары и взрывы, их характеристика и возможные последствия. Промышленные аварии с выбросами опасного химического вещества, правила поведения при них. Авария на радиационно-опасном объекте, возможные последствия. Правила поведения при радиационном загрязнении местности. Режим радиационной защиты. Гидродинамические аварии.
ГО, история создания, задачи по обеспечению защиты населения от опасностей. Современные средства поражения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие), их поражающие факторы мероприятия по защите населения .Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и кожи, правила их использования. Медицинские средства защиты и профилактики. Организация инженерной защиты от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения ГО, основное их предназначение, виды защитных сооружений .Правила поведения в защитных сооружениях. Оповещение и информирование об опасности, возникшей в ЧС мирного и военного времени. Система оповещения о ЧС. Порядок подачи сигнала «Внимание всем», передача речевой информации.
Практическая работа: Обыгрывание ситуационных задач: «Один дома», «Загорелся телевизор», «Ураган» и т.д.
Надевание средств индивидуальной защиты ( противогаз, ватно-марлевая повязка, респиратор.).
блок. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.Цель: Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи.
блок. Подготовка к соревнованиям «Школа безопасности».Цель: подготовить учащихся к соревнованиям «Школа безопасности».
Задачи:отработкадействийвЧС техногенного характера, криминогенного
характера, ориентирования на местности.
-отработка действий по жизнеобеспечению человека, организации первой доврачебной помощи.
отработка действий по преодолению препятствий без специального снаряжения, с помощью специального снаряжения, по поисково-спасательнымрабо-
Практическая работа:
Определение местоположения радиоактивного источника, преодоление зоны заражения, замер уровня радиоактивного заражения, надевание СНЗ.
Определение азимута на объект, определение топографических знаков по карточкам, определение сторон света без компаса. Движение в заданном направлении, движение по маркированной трассе, по легенде.
Установка и снятие палатки, укладка рюкзака, разжигание костра, кипячение воды. Организация навесов, укрытий из подручных материалов. Одежда, обувь. Сушка, ремонт, изготовление.
Переправа по горизонтальной веревке, по горизонтальному бревну. Преодоление этапов «Бабочка», «Паутина», «Ромб». Преодоление заболоченного участка по кочкам, с помощью жердей. Переправа по веревкам с перилами, укладка бревна и переправа по нему. Спуск с использованием перил, по вертикальным перилам, подъем, траверс и спуск с самостраховкой по перилам. Поиск пострадавшего, спасательные работы. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Подача сигналов бедствия. Заключительное занятие.
Цель: выявить знания, умения, навыки, полученные за прошедший период.
Задачи: повторить пройденный за год материал, оценить деятельность каждого учащегося;
развивать интерес к деятельности объединения;
воспитывать дружеские отношения, уважение к сверстникам.
Теория:
Подведение итогов работы за год. Анализ работы. Практическая работа: конкурсные задания, веселые старты.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ».
Методическое обеспечение программы - одно из условий её реализации. Методическое обеспечение программы - это методическая и справочная литература, наличие книго-издательской продукции по данному направлению, пакет диагностического инструментария , наглядные пособия и методические разработки, различный дидактический и раздаточный материал, сценарии конкурсов и др.
Оматериально-техническом обеспечении программы можно ознакомиться в пояснительной записке.
Приемы и методы обучения также подробно раскрыты в пояснительной записке.
Виды учебных занятий:
комбинированное занятие — (теория + практика) на котором даются теоретические знания и сразу закрепляются в практической деятельности;
экскурсии;
практические занятия и т.д.
Виды контрольных занятий:
Конкурс проводится для расширения кругозора, воспитательного воздействия и др.
Имитации ( ролевые игры)
Комбинированная эстафета с выполнением различных упражнений ОБЖ.
Реализация программы в полном объеме невозможна без диагностического контроля за знаниями, умениями, навыками. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется регулярно в течение всего учебного года.
Более подробно с инструментарием диагностического контроля можно познакомиться в пакете диагностического материала.
Блок, раздел программы Формы
занятий Приёмы и методы Дидактический и наглядный материал Техническое
оснащение,
оборудование,
материалы Форма
подведения
итогов
диагностики
Вводное занятие Рассказ - беседа Словесный (беседа с элементами рассказа) Наглядные (демонстрация, фильмы) Анкетирование. Наглядные пособия. Инструкции по ТБ и ПБ. Тест « Что мне интересно?». Анкета Стенды, плакаты, схемы Входная
диагностика.
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Комбиниро- ванные занятия (теория +практика), экскурсии Словесный
(беседа,объяснение,
рассказ).
Наглядные
(демонстрации,фильмы)
Практические
(выполнениепрактических
работ).
Соревнование. Справочные материалы: «Азбука выживания», «Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий». Памятки для населения по ГО «Знай и умей». Наглядный материал «Классификация ЧС природного и техногенного характера. Виды защитных сооружений ГО. Материал для беседы «История создания ГО». Компьютер, диск плакаты, схемы, стенды Наблюдение во время занятий
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи Рассказ,
практические
занятия Словесный
(беседа,объяснение,
рассказ).
Практические
(выполнениепрактических
работ). Справочные материалы: «Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях», «Основы медицинских знаний». Наглядные материалы, фильмы Первая медицинская помощь при травмах, ранениях, остановке сердца. Способы остановки кровотечений. Плакаты, жгут, повязка, муляж «Максим» Наблюдение во время занятий.
Подготовка к соревнованиям «Школа безопасности» Практические
занятия Практические
(выполнениепрактических
работ) Справочные материалы «Школа безопасности». Методические рекомендации по подготовке и проведению «Школы безопасности», «Дня защиты детей». Наглядные пособия: «Виды и этапы соревнований». «Школа безопасности», «Установка палатки». Палатка, рюкзак, веревки, компас, аптечка, природный материал. Наблюдение во время занятий.
Итоговое
Занятие. Комбинированные занятия (теория + практика), игровые моменты. Словесный (беседа с элементами рассказа). Соревнование Диагностика каждого обучающегося. Методическая разработка мероприятия «Сильные, смелые, ловкие». Карточки с заданиями. Соревнование.
Тематическое планирование

п\пТема занятия Кол.
Часов Тип
Занятия Цели и задачи Элементы содержания Оборудование Дата
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Организационное занятие. Задачи и содержание работы Объединения «Юный патриот». 2 Беседа Познакомиться с детьми. Узнать интересы учеников. Познакомить с разделами программы на год. Знакомство. Тест «Что мне интересно». Рассказ учителя о программе занятий на год 2 Правила поведения на приро- де. Автономное существова - ние человека в природе. 2 Беседа Познакомить с прави лами поведения на природе. Решение ситуационной задачи «Как я веду себя отдыхая на природе». Просмотр фильма «Автономное существование человека в природе». Обсуждение фильма. Компьютер,
диск. 3 Правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях. 2 Комбиниро -
ванный Учить детей правильно вести себя при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования. Определить район путешествия ( ближайший парк). Разработать маршрут. Приготовить всё необходимое. Карта
местности. 4 Правила ориентирования на местности и выход к линейным ориентирам и населённым пунктам. 2 Практическое
занятие Учить
ориентироваться на местности. Способы определения сторон горизонта. Ориентирование на местности. Компас, карта местности. 5 Выживание в природных условиях. Оборудование временного укрытия. 2 Практическое
занятие Научиться оборудовать временное укрытие Выбор места для временного укрытия. Оборудование временного укрытия. Плащ - палатка, тент, природные материалы 6 Добывание огня и разведение костра. Обогрев временного жилища 2 Практическое
Занятие Учиться разводить костёр, добывать огонь. Выбор площадки для костра, заготовка дров. Разведение костра. Добывание огня без спичек» Увеличительное стекло, спички, трут, природные материалы 7 Правила обеспечения безопасности дорожного движения. Современный транспорт - зона повышенной опасности. 2 Беседа,
рассказ Учить быть грамотным пешеходом. Разгадывание кроссворда «транспорт». Рассказ учителя об истории дорожно - транспортных происшествий. Беседа «Правила безопасности пешехода». Плакаты,
пдд. 8 Правила безопасного поведения пешеходов на улицах, дорогах и переходах.
Экскурсия в ГАИ. 2 Экскурсия Выполнять правила безопасного поведения на улицах. Экскурсия в ГАИ. Рассказ сотрудника Г АИ о правилах безопасного поведения на улицах, дорогах и переходах 9 Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре. 2 Беседа Ознакомить с при - чинами возникно- вения пожаров, правилами безопасного поведения при пожаре. Рассказать о причинах возникновения пожаров. Работа в парах, составление правил противопожарной безопасности. Плакаты, карточки с заданиями. 10 Правила безопасного поведения при пожаре в доме, квартире, многоэтажном здании, подъезде. 2 Комбиниро - ванныйНаучить правильно действовать при пожаре в доме. Просмотр фильма «Пожары». Обсуждение. Разбор ситуационных задач. Компьютер,
диск. 11 Способы эвакуации из горя -щего здания. Экскурсия в ПЧ -21. 2 Экскурсия Познакомить со способами эвакуации из горя - щего здания Провести экскурсию в ПЧ- 21.
Рассказ сотрудника ПЧ о способах эвакуации из горящего здания. 12 Правила безопасного поведения на воде. 2 Рассказ,
беседа. Ознакомить с причинами несчаст - ных случаев на воде, с правилами безопасного поведения Рассказ «Вода - это жизнь, но и опасность. Разбор ситуационных задач по правилам безопасного поведения на воде. 13 Правила безопасного купания, умения отдыхать на воде. Меры предостарож- ности при движении по льду водоёмов. 2 Комбиниро - ванныйПовторить правила купания, учить правильно вести себя на льду. т
Рассказы детей о летнем отдыхе
Анализ рассказов. Обыгрывание ситуационной задачи «Зимняя рыбалка». Удочки, макеты рыб. 1
14 Правила безопасного поведения в быту. 2 Комбиниро - ванныйРазобрать ситуационные задания по обеспечению личной безопасности в бытовых ситуациях. Ситуационные задания «Безопасное обращение с электричеством, газом, водой, компьютером». Карточки с заданиями 15 Особенности города, как среды обитания человека. 2 Экскурсия Обратить внимание на положительные и отрицательные стороны для жизни человека в современном городе Экскурсия. Рассказ «Город как среда обитания» 16 Правила поведения в криминогенных ситуациях. 2 Комбиниро
ванный Учить правильно оценивать обстановку и грамотно действовать в опасной ситуации. Беседа «Какие криминальные ситуации могут возникнуть в повседневной жизни. Решение ситуационных задач. Обыгрывание задачи «Один дома». Плакаты, карточки с заданиями. 17 Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов 2 Комбиниро
ванный Научить правилам самозащиты от нападения насильников и хулиганов Рассказать о способах самозащиты от нападения. Разучивание приёмов самозащиты. Показ фильма «Приёмы самозащиты» Плакаты,
Компьютер,
Диск. 18 Как не стать преступником 2 Рассказ,
беседа. Познакомить с отдельными статьями УК РФ для несовершеннолет - них. Беседа «За что привлекаются к уголовной ответственности несовершеннолетние. Обсуждение отдельных статей УК РФ. УК РФ 19 ЧС природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Ураганы, бури. 2 Комбиниро - ванныйНаучить правильно вести себя при возникновении ЧС природного характера. Рассказ о правилах поведения в условиях ЧС природного характера. Показ фильма «Ураганы и бури». Обсуждение фильма. Компьютер,
Диск.
j20 Наводнения. 2 Комбиниро - ванныйНаучить правилам безопасного поведения при наводнении. Показ фильма «Наводнения». Рассказ о самых разрушительных наводнениях на земле. Беседа «Всемирный потоп - миф или реальность» Компьютер диск Библия для детей.!
21 Лесные и торфяные пожары. 2 Комбиниро- ванный Познакомить с правилами безопас - ного поведения при возникновении природных пожаров Рассказ о правилах поведения во время лесных пожарах. Показ фильма «Лесные пожары Беседа по содержанию. Решение ситуационных задач. Плакаты,
ДИСК,
компьютер. 22 ЧС техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения. Пожары и взрывы. Промышленные аварии. 2 Рассказ,
беседа Познакомить с видами ЧС техногенного характера. Общими правилами поведе - ния при
возникновении их. Рассказ о ЧС техногенного характера. Составление списка объектов нашего города на которых могут произойти аварии. Обсуждение. Карта города, плакаты. 23 Аварии на радиационно опасном объекте. Гидроди - намические аварии. 2 Комбиниро - ванныйПознакомить с правилами поведения на радиационноопасных объектах. Рассказ об авариях на радиационно-опасных объектах и обгидродинамических авариях. Карточки с заданиями, плакаты. 24 Гражданская оборона, история создания, задачи ГО
Структура управления. 2 Рассказ,
беседа. Познакомить с историей создания ГО, рассказать о её задачах. Рассказ об истории создания ГО
О её задачах. Показ фильма «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны». Беседа по фильму. Стенд наглядной агитации по истории ЧС и ГО. 25 Современные средства поражения, их поражающие факторы. 2 Комбиниро - ванныйПознакомить с видами современного оружия массового поражения.
Рассказ о видах боеприпасов обычного оружия и их поражающих факторах. Показ фильма «Зажигательное оружие». Беседа по фильму. Плакаты ГО, фильм. 26 Средства индивидуальной защиты населения. Средства защиты органов дыхания и правила использования. 2 Комбиниро- ванный Познакомить с основными средства ми индивидуальной защиты. Научить пользоваться ими. Рассказ о средствах индивидуальной защиты. Рассматривание противогазов, респираторов, ватно-марлевых повязок. Плакаты,
противогаз,
ватно
марлевая
повязка. 27 Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. 2 Комбиниро - ванныйПознакомить с СИЗ кожи и
медицинскими СИЗ Показ фильма «Средства защиты кожи». Беседа по фильму и рассматривание защитного костюма. Плакаты ГО, костюм. 28 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов. 1 Защитные сооружения ГО. 2 Комбиниро - ванныйПознакомить со способами защиты при ЧС Рассказ о видах защитных сооружений. Заслушивание ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы подвал превратился в убежище. Плакаты ГО «Убежище». 29 Правила поведения в защитных сооружениях ГО 2 Рассказ,
беседа. Познакомить с правилами поведения в защитных сооружениях. Рассказ о правилах поведения в защитных сооружениях. Решение ситуационных задач. Плакаты ГО 30 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. 2 Рассказ Познакомить со способами и порядком оповещения населения в ЧС Рассказ о способах оповещения населения при ЧС. Рассмотрение и обсуждение текстов, составленных учениками в качестве примеров речевой информации. Схема
оповещения
школьников
при
возникновен ии ЧС. 31 Первая медицинская помощь при травмах опорно- . двигательного аппарата, черепно-мозговой травме. 2 Практическое
занятие.
Рассказ. Познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при травмах. Рассказ о травмах опорнодвигательного аппарата. Практическое занятие «наложение повязок разными способами». Плакаты,
повязки. 32 Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Способы остановки кровотечений. Первая помощь при переломах. 2 Практическое
занятие,
рассказ. Познакомить с видами
кровотечений. Учить накладывать жгут. Рассказ о кровотечениях и способах их остановки. Практическое занятие «Способы наложения жгута». Повязка,
жгут,
плакаты. 33 Первая медицинская помощь при отравлениях и при утоплении. 2 Практическое
занятие,
рассказ. Познакомить с правилами оказания ПМП при отравлении и утоплении Рассказ о причинах отравлений и о правилах оказания ПМП. Практическое занятие «Основные приёмы оживления - реанимация». Муляж
человека
«Гоша». 34 Первая медицинская помощь при ранениях. 2 Практическое
занятие. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ранениях. Рассказ о видах ранений и о способах оказания ПМП при ранении. Практическое занятие «Обработка раны, наложение повязки или жгута». Плакаты,
жгут.
Повязка, йод, бинт, вата. 35 Первая медицинская помощь при остановке сердца. 2 Практическое
занятие. Познакомить с правилами оказания ПМП при остановке сердца. Рассказ об этапах реанимации при остановке сердца. Практическое занятие: «Комплекс реанимации» Плакаты,
муляж
человека
«Максим». 36 Определение местоположения радиоактивного источника 2 Практическое
занятие Определить
местонахождение
радиоактивного
источника. Практическое занятие: «Определение местоположения радиоактивного источника с помощью прибора ДП - 5В» Прибор ДП-5 37 Преодоление зоны заражения 2 Практическое
занятие Научить
преодолевать зону заражённую радиоактивными веществами. Практическое занятие : преодоление зоны заражённой радиоактивными веществами. Разбор практического занятия. Противогазы,
защитные
костюмы. 38 Замер уровня
радиоактивного заражения. Надевание средств индивидуальной защиты. 2 Практическое
занятие Учить пользоваться прибором ДП-5. Учиться пользоваться противогазом. Практическое занятие : Надевание защитного костюма и противогаза ГП -5 Защитные костюмы, противогазы, прибор ДП-5 |
39 Решение пожарнотактической задачи 2 Практическое
занятие Учить пользоваться огнетушителем ОХП -5 Практическое занятие в ходе которого ученики работают с огнетушителем, тушат очаг возгорания с помощью подручных средств (брезент, кошма, песок) Огнетушитель ОХП - 5, подручные средства. 40 Действия в районе аварии с утечкой аварийноопасных химических веществ. 2 Практическое
занятие Научить действовать в районе аварии с утечкой опасных химических веществ. Практическое занятие : действия в районе очага химического заражения в защитном костюме и в противогазе. Защитный костюм, противогаз ГП - 5 |
41 Передвижение группы с соблюдением правил дорожного движения. 2 Экскурсия по городу. Учить соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным. Повторение правил дорожного движения. Экскурсия по улицам города, соблюдая все правила дорожного движения. пдд42 Приёмы самообороны 2 Практическое
занятие Познакомить с основными приёмами самообороны. Практическое занятие: разучивание основных приемов самообороны. Плакаты 43 Приёмы обращения с газовым пистолетом и баллончиком. 2 Практическое
занятие Познакомить с приёмами обращения с ГБ и ГП. г Рассказ о правилах использования средств самозащиты. Инструктаж по ТБ
Практическое занятие. ГБ, ГП, плакаты. 44 Действия при захвате группы или участника террористами. 2 Комбиниро - ванныйУчить правильно действовать при захвате террористами. Рассказ о том как вести себя при захвате террористами. Решение и обыгрывание ситуационных задач. Карточки с !заданиями,
плакаты. !
45 Определение азимута на объект, высоту объекта, расстояния до него, ширину препятствия. 2 Практическое
занятие Учить определению азимута на объект, его высоту, ширину Практическое занятие по определению азимута на объект. Компас,
карта 46 Определение
топографических знаков по карточкам. 2 Практическое
занятие Научить определять
топографические
знаки. Практическое задание: найди соответствие
топографическому знаку на местности. Карточки с топографическими знаками 47 Определение сторон света и азимута на объект без компаса. 2 Практическое
занятие Учить определять стороны света без компаса. Практическое занятие: определение сторон света по местным признакам и предметам. 48 Движение по азимуту, Движение в заданном направлении (карта). 2 Практическое
занятие. Учить двигаться по азимуту, карте. Практическое занятие: движение по азимуту, карте. Карта,
компас. 49 Движение пообозначенному маршруту. Движение по маркированной трассе. Движение по легенде. 2 Практическое
занятие Научить двигаться по маркированной трассе, легенде Практическое занятие: движение по обозначенному маршруту, по легенде, движение по маркированной трассе. Карта, компас, карточки с заданиями. 50 Установка и снятие палатки. 2 Практическое
занятие Познакомить с правилами установки палатки. Практическое занятие: выбор места для установки палатки, установка палатки, снятие палатки. Палатка. 51 Материальная часть АК-47 2 Беседа Знакомить учащихся с автоматом АК-47 Понятие об устройстве и принципе работы автомата Макет автомата, плакаты 52 Последовательность неполной разборки и сборки автомата 2 Теоретическое занятие Ознакомить учащихся с неполной разборкой и сборкой автомата Меры безопасности при обращении с автоматом при разборке и сборке Макет автомата, плакаты 53 Разборка и сборка автомата 2 Практическое занятие Разборка и сборка автомата Правильно выполнять разборку и сборку Макет автомата 54 Разборка и сборка автомата 2 Практическое занятие Разборка и сборка автомата Правильно выполнять разборку и сборку Макет автомата 55 Разборка и сборка автомата 2 Практическое занятие Разборка и сборка автомата Правильно выполнять разборку и сборку Макет автомата 56 Разборка и сборка автомата 2 Практическое занятие Разборка и сборка автомата Правильно выполнять разборку и сборку на время Макет автомата, секундомер 57 Знакомство с правилами стрельбы из пневматической винтовки 2 Теоретическое занятие Учить правильно прицеливаться Правильно выполнять правила прицеливания, «лежку» Плакат, винтовка, мишень 58 Стрельба из пневматической винтовки 2 Практическое занятие Учить правильно держать оружие Правильно выполнять изученный прием Винтовка, мишень 59 Стрельба из пневматической винтовки 2 Практическое занятие Учить правильно держать оружие Правильно выполнять изученный прием Винтовка, мишень 60 Стрельба из пневматической винтовки 2 Практическое занятие Учить правильно держать оружие Правильно выполнять изученный прием Винтовка, мишень 61 Стрельба из пневматической винтовки 2 Практическое занятие Учить правильно держать оружие Правильно выполнять изученный прием на результат Винтовка, мишень 62 Стрельба из пневматической винтовки 2 Практическое занятие Учить правильно держать оружие Правильно выполнять изученный прием на результат Винтовка, мишень 63 Строевая стойка. Повороты на месте 2 Практическое занятие Учить строевой стойке, поворотам на месте Правильно выполнять строевые упражнения Плакат 64 Строевая стойка. Повороты на месте 2 Практическое занятие Учить строевой стойке, поворотам на месте Правильно выполнять строевые упражнения Плакат 65 Строевой шаг 2 Практическое занятие Учить строевому шагу Правильно выполнять строевой шаг Плакат, видеофильм 66 Строевой шаг 2 Практическое занятие Учить строевому шагу Правильно выполнять строевой шаг Плакат, видеофильм 67 Строевой шаг 2 Практическое занятие Учить строевому шагу Правильно выполнять строевой шаг Плакат, видеофильм 68 Повороты направо, налево в движении 2 Практическое занятие Учить поворотам в движении Правильно выполнять повороты направо, налево в движении Видеофильм 69 Повороты направо, налево в движении 2 Практическое занятие Учить поворотам в движении Правильно выполнять повороты направо, налево в движении Видеофильм 70 Повороты направо, налево в движении 2 Практическое занятие Учить поворотам в движении Правильно выполнять повороты направо, налево в движении Видеофильм 71 Поворот кругом в движении 2 Практическое занятие Учить повороту кругом в движении Правильно выполнять поворот кругом в движении Видеофильм 72 Поворот кругом в движении 2 Практическое занятие Учить повороту кругом в движении Правильно выполнять поворот кругом в движении Видеофильм 73 Поворот кругом в движении 2 Практическое занятие Учить повороту кругом в движении Правильно выполнять поворот кругом в движении Видеофильм 74 Поворот кругом в движении 2 Практическое занятие Учить повороту кругом в движении Правильно выполнять поворот кругом в движении Видеофильм 75 Выполнение строевых приемов в составе отделения 2 Практическое занятие Выполнение всех изученных приемов в составе отделения Правильно выполнять изученные приемы, соблюдать дисциплину строя 76 Выполнение строевых приемов в составе отделения 2 Практическое занятие Выполнение всех изученных приемов в составе отделения Правильно выполнять изученные приемы, соблюдать дисциплину строя 77 Выполнение строевых приемов в составе отделения 2 Практическое занятие Выполнение всех изученных приемов в составе отделения Правильно выполнять изученные приемы, соблюдать дисциплину строя 78 Выполнение строевых приемов в составе отделения
2 Практическое занятие Выполнение всех изученных приемов в составе отделения Правильно выполнять изученные приемы, соблюдать дисциплину строя 79 Выполнение строевых приемов в составе отделения 2 Практическое занятие Выполнение всех изученных приемов в составе отделения Правильно выполнять изученные приемы, соблюдать дисциплину строя 80 Выполнение строевых приемов в составе отделения 2 Практическое занятие Выполнение всех изученных приемов в составе отделения Правильно выполнять изученные приемы, соблюдать дисциплину строя 81 Государственная и военная символика 2 Теоретическое занятие Ознакомить учащихся с государственной военной символикой Знать историю, предназначение государственной символики страны и вооруженных сил Плакаты 82 Дни воинской славы 2 Теоретическое занятие Ознакомить с днями воинской славы Познакомить с законом «О днях воинской славы» Закон «О днях воинской славы» 83 Основные битвы Великой Отечественной войны. Города - герои 2 Теоретическое занятие Ознакомить с основными битвами Великой отечественной войны, городами - героями Знать города-герои, основные даты великих сражений, полководцев, героев Видеофильм 84 Символы воинской чести 2 Теоретическое занятие Познакомить с основными символами воинской чести вооруженных сил Знать символы воинской чести, их историю, ритуалы Плакаты, видеофильм 85 Города воинской славы 2 Теоретическое занятие Ознакомить учащихся с городами воинской славы
Знать города воинской славы Видеофильм 86 Вооруженные силы РФ 2 Теоретическое занятие Ознакомить с видами ВС, управлением ими Знать виды ВС, командующих, рода войск, их предназначение Плакаты 87 Укладка рюкзака 2 Практическое
занятие Научить правильно укладывать рюкзак. Беседа о правилах укладки рюкзака. Практическое занятие: укладка рюкзака. Рюкзак 88 Разжигание костра, кипячение воды. 2 Практическое
занятие Учить разжигать костёр, кипятить воду Практическое занятие: разжигание костра, кипячение воды. Спички, дрова, вода. 89 Организация навесов, укрытий из подручных средств. 2 Практическое
занятие Научить строить временное укрытие из подручных средств. Практическое занятие: строительство временного укрытия из подручных средств. Природный
материал 90 Методы приготовления пищи, хранения продуктов 2 Практическое
задание,
рассказ Учить готовить пищу в природных условиях, хранить продукты Рассказать о способах хранения продуктов. Практическое занятие; приготовление ухи в природных условиях. Котелок,
продукты. 91 Съедобные и ядовитые грибы, их распознание, методы приготовления. 2 Комбиниро
ванный Учить распознавать съедобные и ядовитые грибы. Показ фильма «Съедобные и ядовитые грибы». Рассказ о способах приготовления грибов. Тесты: распознай грибы. Карточки с заданиями,
ДИСК,
компьютер 92 Одежда, обувь. Сушка, ремонт, изготовление. 2 Практическое
занятие,
рассказ Научить сушить, ремонтировать одежду и обувь в природных условиях Рассказать о том какую одежду и обувь лучше взять с собой в поход. Практическое занятие: изготовление обуви из подручных материалов. Природный
материал,
пластиковые бутылки 93 Подготовка топлива, организация кострищ, очагов, добывание огня без спичек, методы хранения и переноса огня. 2 Практическое
занятие Научить добывать огонь без спичек, хранить и переносить его Практическое занятие: сбор дров, разжигание костра, перенос огня на расстояние. Рассказ о методах сохранения огня. Природный материал. Металлическая банка !
94 Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и обморожениях 2 Практическое
занятие Познакомить с оказанием ПМП при ожогах,
обморожениях. Практическое занятие: оказание ПМП при ожогах, обморожении. Повязка,
вода,
анальгин 95 Оказание первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе. 2 Практическое
занятие Познакомить с оказанием ПМП при тепловом и солнечном ударе Рассказать о признаках теплового и солнечного ударов.
Практическое занятие: оказание первой медицинской помощи при тепловом или солнечном ударе. Валидол, нашатырный спирт, вода. 96 Оказание первой доврачебной помощи при отравлении дымом, газом, при поражении электрическим током 2 , Практическое
занятие Учить оказывать первую медицинскую помощь при отравлении газом, дымом, при поражении электрическим током. Рассказ о симптомах отравления дымом, газом. Практическое занятие: оказание первой медицинской помощи при отравлении дымом, газом, при поражении электрическим током. Комплекс реанимации. Нашатырный
спирт,
болеутоляющ ее, повязка, муляж человека «Максим». 97 Искусственное дыхание 2 Практическое
занятие Учить правильно, делать
искусственное дыхание разными способами. Рассказ о способах искусственного дыхания. Практическое занятие: проведение искусственного дыхания способом «изо рта в рот», «изо рта в нос». Плакаты,
муляж
человека
«Максим». 98 Использование лекарственных средств. 2 Комбиниро - ванныйОзнакомить с
минимумом
лекарств
необходимых для оказания ПМП Беседа о том, когда и как применяются лекарства для оказания ПМП. Решение ситуационных задач. Различные таблетки, йод, борная кислота, акт. уголь, пластырь, бинт, вата. 99 Использование природных лекарственных средств. 2 Комбиниро - ванныйПознакомить с использованием лекарственных растений для помощи людям. Рассказ об лекарственных растениях и их использовании, рассматривание картинок с изображением лекарственных растений. Решение ситуационных задач. Приготовление настоя, отвара. Карточки скартинками,
плакаты,
термос, вода,
сушеная
крапива. 100 Переправа погоризонтальной верёвке, по горизонтальному бревну, по наклонному бревну. 2 Практическое
занятие Познакомить со способами переправы по верёвке, по бревну Инструктаж по ТБ. Практическое занятие: переправа по горизонтальной веревке, переправа по бревну, отработка приёмов. Верёвка,
природные
материалы 101 Преодоление этапов «Бабочка», «Паутина», «Ромб». Преодоление заболоченного участка по кочкам с помощью бревна. 2 Практическое
занятие Познакомить с видами препятствий и способами их преодоления. Инструктаж по ТБ. Практическое занятие: преодоление препятствий «бабочка», «паутина». Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Верёвка,
жерди,
природный
материал. |
102 Переправа по верёвкам с перилами. Укладка бревна и переправа по нему. 2 Практическое
занятие Познакомить с видами препятствий и способами их преодоления. Инструктаж по ТБ. Практическое занятие: переправа по верёвке с перилами, укладка бревна и переправа по нему. Отработка навыков. Верёвка,
бревно. |
103 Спуск с использованием перил, по вертикальным перилам. Подъём, траверс и спуск с самостраховкой по перилам. Навесная переправа. 2 Практическое
занятие Научить спускаться в овраг с помощью перил, подниматься в гору по перилам. Практическое занятие: спуск, подъем с самостраховкой по перилам. Преодоление водной преграды по навесной переправе. Отработка навыков. Верёвки,
страховоч
ныйматериал. 104 Поиск пострадавшего. Спасательные работы. 2 Практическое
занятие Познакомить с основными элементами поисковоспасательных работ Рассказ о поисково- спасательных работах. Инструктаж по ТБ. Практическое занятие: проведение поисковоспасательных работ по легенде. Карта,
аптечка,
страховоч
ныйматериал. 105 Изготовление траспортиро- вочных средств (носилки). Транспортировка пострадавшего. 2 Практическое
занятие Познакомить с
простейшими
способами
транспортировки
пострадавшего Инструктаж по ТБ. Показ простейших способов переноски пострадавшего. Практическое занятие: изготовление носилок из подручных средств, транспортировка пострадавшего. Верёвки,
подручные
средства,
природный
материал. 106 Подача сигналов бедствия. 2 Практическое
занятие Познакомить со способами подачи сигналов бедствия. Практическое занятие: подача сигналов бедствия с помощью зеркала, костра. Зеркало,
природный
материал 107 Вот и стали мы на год взрослей. Подведение итогов работы 2 Комбиниро - ванныйПодведение итогов за год. Экскурсия в лес. 108 Работа «Юного патриота на летний период 2 Беседа Отработка,
полученных
навыков. Постановка задач на летний период. Соревнование «Сильные, смелые, ловкие». Итого: 216