Программа дополнительного образования Я юный патриот
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сосновская средняя школа № 1 «Рожковская основная школа»
«Принято»
На заседании
педагогического совета
Протокол №2
от 30.08.2016г. «Утверждаю»
Директор МБОУ Сосновская СШ№1-_______________/А.В.АндриенкоПриказ №124-фо
От 31.08.2016г.
Программа
по курсу внеурочной деятельности
«Золотая ниточка»
(социальное направление)
Возраст: 7 – 8 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Самосадова Т.М.
Педагог дополнительного образования
с. Рожок
2016г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Золотая ниточка» (далее- программа ) соответствует требованиям ФГОС НОО на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования , программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами :
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования филиала МБОУ Сосновская СШ № 1 «Рожковская ОШ» «Золотая ниточка» разработана на основе авторской программы Омельченко К.К. СОШ № 5 г.Кирова.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Новизна программы
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Одним из видов рукоделия является вязание. Умение вязать всегда пригодится в жизни. Посещение кружка «Золотая ниточка» в школе научит девочек вязать самые разнообразные и нужные вещи.
Учитывая индивидуальные особенности, учащиеся могут выполнять понравившиеся нетрудные изделия, обучиться основным приемам вязания и научиться читать литературу.
В процессе кружковых занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, черчение, биология).
Актуальность программы
Приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Педагогическая сообразность
Занятия в кружке имеет познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.
Программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, тематических бесед, викторин.
Направление программы – социальное
Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы - 7 - 8 лет.
Сроки реализации программы - 1 год (40 часов, 1 час в неделю).
Продолжительность занятий – 40 минут.
Ожидаемые результаты
Личностные УУД
–интерес к творчеству, чувство прекрасного, навык самостоятельной работы и работы в
группах способность к самооценке, трудолюбие и уважение к труду.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
представлять роль творчества в жизни человека, приобретать умения и навыки, осваивать технологии, развивать вкус, фантазию, умение аргументировать свою точку зрения.
Получат возможность более углубленно изучить понравившееся ремесло.
Регулятивные УУД:
выбирать материалы, цвет, способы действий, планировать их.
Получат возможность моделировать новые формы, создавать новые образы.
.
Коммуникативные УУД:
приобретают опыт совместной деятельности, оказывают помощь, учатся общению, формируют собственное мнение и позицию.
Получат возможность учитывать мнение других людей, обосновывать собственное, адекватно использовать речь.
Предметные результаты:
Знают виды декоративно-прикладного творчества.
Имеют начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Используют безопасные приемы работы.
Имеют начальные сведения о цветовом сочетании.
Владеют основными рабочими приемами вязания спицами, крючком и на вилке.
Знают условные обозначения вязальных петель.
Знают порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Умеют пользоваться схематичным описанием рисунка.
Умеют выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.
Умеют рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Умеют подбирать инструменты и материалы для работы.
Умеют изготавливать изделие по технологической карте.
Умеют в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №3 (7 часов)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.Закрытие петель. Плотные узоры.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
вывязывание плотных узоров
Тема №4 (7 часов)
Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №5 (4 часов)
Изготовление шарфика.
Выбор модели шарфика
Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов.
Практическая работа. Изготовление шарфика.
Тема №6 ( 9 часов)
Ажурные узоры.
Накид. Способы вязания петель вместелицевой, изнаночной. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания накидов и петельвместе. Требования к умениям: вязание ажурных узоров
Практическая работа. Связать образцы ажурных узоров.
Тема №7 (9часов)
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия.
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №8 (2 час)
Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
Практическая работа. Оформление выставки.
Тема №9 итоговая аттестация(1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов № занятия в теме Дата Тема учебного занятия
по плану КорректировкаТема 1. Вводное занятие (1 час)
1 1 2.09 ТБ. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка
Тема 2 Вязание спицами. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы (1 час)
1 2.1 9.09 Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания.
Тема 3 Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.Закрытие петель. Плотные узоры.(7 часов)
1 3.1 16.09 Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли.
1 3.2 23.09 особенности вязания лицевых и изнаночных петель.
1 3.3 30.09 Закрепления последнего ряда.
1 3.4 7.10 Связать образцы лицевой вязки и изнаночной
1 3.5 14.10 Вывязывание плотных узоров
1 3.6 21.10 Вывязывание плотных узоров
1 3.7 28.10 Вывязывание плотных узоров
Тема 4. Орнамент в вязании спицами. (7 часов)
1 4.1 4.11 Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
1 4.2 11.11 Подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи.
1 4.3 18.11 Выполнение вязального орнамента в два цвета.
1 4.5 25.11 Выполнение вязального орнамента в два цвета.
1 4.6 2.12 Выполнение образца орнамента.
1 4.7 9.12 Выполнение образца орнамента.
Тема 5. Изготовление шарфика. (4часов)
1 5.1 16.12 Выбор модели шарфика
подбор ниток и спиц. Цветовые сочетания. Изготовление шарфика.
1 5.2 23.12 Изготовление шарфика.
1 5.3 13.01 Изготовление шарфика.
1 5.4 20.01 Изготовление шарфика.
Тема 6. Ажурные узоры. (9 часов)
1 6.1 27.01 Требования к умениям: вязание ажурных узоров.
1 6.2 3.02 Накид1 6.3 10.02 Способы вязания петель вместелицевой, изнаночной.
1 6.4 17.02 Закрепления последнего ряда.
1 6.5 21.02 Вязание образцов ажурных узоров
1 6.6 3.03 Вязание образцов ажурных узоров
1 6.7 10.03 Вязание образцов ажурных узоров
1 6.8 17.03 Вязание образцов ажурных узоров
1 6.9 24.03 Вязание образцов ажурных узоров
Тема 7. Изготовление предмета быта или одежды по выбору. (9 часов)
1 7.1 7.04 Предметы одежды, быта и украшения.
Требования к знаниям: виды одежды. подбор материалов и инструментов.
1 7.2 14.04 Составление плана изготовления изделия.
1 7.3 21.04 Изготовление изделия по выбору.
1 7.4 28.04 Изготовление изделия по выбору.
1 7.5 5.05 Изготовление изделия по выбору.
1 7.6 12.05 Изготовление изделия по выбору.
1 7.7 19.05 Художественное оформление изделия.
1 7.8 26.05 Художественное оформление изделия.
1 7.9 02.06 Художественное оформление изделия.
Тема 8. Выставка изготовленных изделий. (1час)
1 8.1 09.06 Оформление выставки изготовленных изделий.
1 8.2 16.06 Оформление выставки изготовленных изделий.
1 8.3 23.06 Аттестация