Конспект урока письма и развития речи на тему Окончания имён существительных 2-го склонения в Д.п. 
Конспект урока письма и развития речи  
Тема урока:  Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п. 
Класс: 5                            
Цель урока: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.
Задачи:
Образовательные:
 -   познакомить  с правописанием имен существительных 2-го склонения в Д.П.;
- учить применять на практике знания о правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения;
- проверить у учащихся знания  о склонении имен существительных;
- тренировать учащихся изменять имена существительные по падежам.
 - пополнять словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррегировать внимание путем выполнения нескольких видов  
  работ  на уроке;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение некоторых заданий учителя;
- коррекция и развитие связной письменной речи  при работе над составлением предложений;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной)  путем неоднократного повторения необходимых данных;
- коррекция и развитие зрительных, слуховых восприятий;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать самостоятельность;
-воспитывать нравственные качества (на основе используемых текстов).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
Рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, упражнение, игра.
Оборудование:  компьютер, интерактивная доска,   предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради, ручки, карандаши.Ход урока
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите, ребята,  друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Садитесь!
- Руки? (- На месте.)
- Ноги? (- На месте.)
- Локти? (- У края.)
- Спина? (- Прямая.)
 Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет  частицу 
          мудрости».
- Как вы её понимаете? (Мы узнаём что-то новое).
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Ну что, начнем наполнять  наши сундучки новыми знаниями. 
2. Орфографическая пятиминутка
Открываем тетради, пишем число, классная работа. Положили ручки.
Внимание на доску. Сейчас  будет словарный диктант с объяснением правописания.  
(Один у доски, другие в тетради, объясняют правописание, подбирают проверочные слова)
3. Актуализация знаний, проверка домашнего задания
- К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)
-Что такое имя существительное (имя сущ. -это часть речи,  которая отвечает на вопросы кто? что?)
-Какого склонения эти имена существительные (1, 2 и 3 склонения)
-Назовите мне  слово 1 склонения. Почему вы так считаете?
 - назовите слово 2 склонения. Объясните. Назовите слово 3 склонения. 
Игра «Назови склонения»  (Работа с интерактивной доской)
-Что вам помогло определить склонение имени существительного?
4. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, как  могут изменяться существительные? (склоняться, т.е. изменяться  по падежам)
 - Сколько падежей  в русском языке? 
У вас у каждого есть перфокарт. Изменим по падежам слово весна.
(Работа с перфокартами)
 - Какой падеж вы изучали на прошлом уроке (родительный падеж)
-Какие окончания имеют существительные 2 склонения в Р.п (-а, -я)
-на какие вопросы отвечают слова имени существительного 2 склонения в родительном  падеже (кого? чего?)
 5. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать имена существительные     узнаем какие окончания пишутся у имен  существительных 2-го склонения в Д.п. 
6. Изучение нового материала
Записываем упражнение 305. Прочитаем задание. 
Что необходимо сделать? 
Правильно, От выделенных слов поставим вопрос к существительным в Д.п., выделим окончания. 
(Выполнение упражнения у доски)
- Какие окончания  имеют существительные 2-го склонения в Д.п.?  (-е)
Правильно.  На какие вопросы отвечают существительные в Д.п.? 
Итак делаем вывод: Имена существительные 2-го склонения в Д.п. отвечают на вопросы кому? чему? и имеют окончания –у, -ю.  Оформляем вывод в рамочку.
у
Сущ. 2-го скл. в Д.п. (кому? чему?) 
юМолодцы! 
7. Физкультминутка
- Пальчиковая гимнастика «Цветок»
- Гимнастика для глаз
 - Упражнение на развитие памяти
Учитель бросает ученику мяч и называет склонение, ученик возвращает мяч и называет слово, относящееся к этому склонению.
8.  Работа над темой урока
Работа над упражнением 306 . Прочитаем задание. Что необходимо сделать?  Правильно, необходимо списать, подчеркнуть существительные 2-го  скл. в Д.п., выделить окончания. А дома вы подготовитесь к письму по памяти. 
9. Подведение итогов урока
 - Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке? Какую частицу мудрости положили в свой сундучок знаний? Что нового узнали?
 Какие   окончания могут быть у имен существительных 2-го скл. в Д.п.?
- Какие имена существительные относятся ко второму склонению?
- Что вам понравилось больше всего?
10. Задание  на дом. Выставление оценок.
  А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание: стр.195, Упр. 308. (Объяснение задания)
- Кто из вас, ребята, хорошо понял тему сегодняшнего урока, прикрепите свою фигурку на  ступеньку под № 5, кто еще не до конца все усвоил, тот прикрепите свои фигурки на ступеньку с номерами 4, 3, 2.
Сегодня все работали очень хорошо. (Оценивание деятельности детей).
- Разгадайте ребус: Л О М Ы Ц О Д
                                 3  2  1  6  7  5  4
На этом урок закончен, можете быть свободны.