Рабочая программа Обществознание 7 класс
Название ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Обществознание
для обучающихся
7 классов
2013-2014
Рассмотрено за заседании МО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № __________ директор __________ ФИО
от «___»_________2013г. приказ № _______ от «___»_______2013г
№ п/п
Наименование
8 класс
1
Количество часов в неделю
1
2
Количество часов в 1 полугодии
16
3
Количество часов во 2 полугодии
18
4
Количество часов в учебном году
34
5
Количество контрольных работ
4
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Рабочие программы по обществознанию: 6-9 классы / Сост. Е.Н.Сорокина. – М.: ВАКО, 2012.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.). – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Российская академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / (О.А.Котова, Т.Е.Лискова) - М.: Просвещение, 2013.
Составитель: ФИО,
учитель обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: человек среди людей, человек и закон, человек и экономика, человек и природа.
Данный курс формирует социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества, систему гуманистических и демократических ценностей.
Цели и задачи обучения
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и навыках и способах деятельности;
Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
Развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
Освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об обществе его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человек аи гражданина;
Овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать полученные знания;
Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
Основные обществоведческие термины;
Социальны свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать социальные объекты или источники, описывать изучаемый объект;
Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
Объяснять взаимосвязь общества и природы, сфер общественной жизни;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Первичного анализа и использование социальной информации.
Учебно-тематический план
№ параграфа учебника
Тема
Кол-во часов
Глава I.
Человек среди других людей (5 час)
1
Отношения между людьми
1
2
Ты и твои товарищи
1
3
Зачем люди общаются
1
4
Почему нужно быть терпимым
1
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек среди других людей»
1
Глава II.
Человек и закон (11 час)
5
Что значит жить по правилам
2
6
Права и обязанности граждан
2
7
Почему важно соблюдать законы
1
8
Защита Отечества
1
9
Что такое дисциплина
1
10
Виновен – отвечай
2
11
Кто стоит на страже закона
1
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»
1
Глава III.
Человек и экономика (13 час)
12
Экономика и ее основные участники
2
13
Золотые руки работника
2
14
Производство: затраты, выручка, прибыль
2
15
Виды и формы бизнеса
1
16
Обмен, торговля, реклама
1
17
Деньги, их функции
2
18
Экономика семьи
2
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»
1
Глава IV.
Человек и природа (4 час)
19
Воздействие человека на природу
1
20
Охранять природу – значит охранять жизнь
1
21
Закон на страже природы
1
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и природа»
1
Итоговый урок (1 час)
Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 7 класс
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию 7 класс
№
урока
Тема урока
Элементы содержания
(основные понятия урока)
Дата
проведения урока
Коррекция программы
1 четверть
Глава I.
Человек среди других людей (5 час)
1
Отношения между людьми
Понятия межличностные отношения, симпатия, стереотип, антипатия.
Виды м/личн отношений. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек и его ближайшее окружение.
Сентябрь
2-7
2
Ты и твои товарищи
Понятия соц группа, групповые нормы, санкции.
Одноклассники, сверстники, друзья. Лидер, его качества. Групповые нормы. Соц ответственность.
9-14
3
Зачем люди общаются
Понятие общение.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
16-21
4
Почему нужно быть терпимым
Понятия агрессия, конфликт, сотрудничество, компромисс, избегание, лояльность, инцидент.
Человек среди других людей. Конфликты и причины их возникновения. Стадии развития конфликта. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта.
23-28
5
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек среди других людей»
Подведение итогов изучения темы. Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов. Контрольная работа.
Октябрь
30-5
Глава II.
Человек и закон (11 час)
6
Что значит жить по правилам
Понятия соц нормы, правила, привычки, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, традиции, санкции.
Многообразие правил поведения. Соц ответственность.
7-12
7
Этикет
Понятия этикет, манеры.
Правила этикета и хорошие манеры.
14-19
8
Права и обязанности граждан
Понятия права человека, закон, конвенция, принцип, декларация, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
21-26
2 четверть
9
Права ребенка и их защита
Понятия права, гарантии, правовой статус, обязанности и ответственность ребенка.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ноябрь
5-9
10
Почему важно соблюдать законы
Понятия закон, кодекс, свобода, справедливость, правомерное поведение.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Необходимость соблюдения законов.
11-16
11
Защита Отечества
Понятия регулярная армия, воинский долг, внешние и внутренние угрозы, глобальные, региональные и частные угрозы, военкомат, присяга, повестка, должностные обязанности, специальные обязанности.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
18-23
12
Что такое дисциплина
Понятия дисциплина, воля, самовоспитание, мораль, внешняя и внутренняя дисциплина, самоконтроль.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина.
25-30
13
Виновен – отвечай
Понятия противозаконное поведение, преступление, правонарушение, проступок, преступность.
Законопослушное поведение – необходимое условие нормальной жизни общества. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность, ее виды. Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних.
Декабрь
2-7
14
9-14
15
Кто стоит на страже закона
Понятия прокуратура, суд, полиция, таможня, правопорядок, нотариат, адвокат, лицензия, правосудие, презумпция невиновности.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Взаимоотношения органов гос власти и граждан.
16-21
16
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»
Подведение итогов изучения темы. Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов. Контрольная работа.
23-28
3 четверть
Глава III.
Человек и экономика
(13 час)
17
Экономика и ее основные участники
Понятия экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, производить, потребитель, ресурсы.
Экономика и ее роль в жизни общества. Сферы экономики. Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики.
Январь
13-18
18
20-25
19
Золотые руки работника
Понятия труд, повышение квалификации, зарплата, трудовое денежное вознаграждение, количество и качество труда.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Заработная плата и стимулирование труда. Факторы, определяющие размер заработной платы. Взаимосвязь количества и качества труда. Слагаемые профессионального успеха.
27-1
20
Занятость и безработица
Понятия занятость, безработица.
Рынок рабочей силы. Трудовые ресурсы. Занятость. Безработица. Роль Центра занятости населения в решении проблемы безработицы.
Февраль
3-8
21
Производство: затраты, выручка, прибыль
Понятия производство, затраты, выручка, прибыль.
Производство – средство удовлетворения потребностей человека. Производительность труда. Затраты производства.
Роль разделения труда в развитии производства.
10-15
22
17-22
23
Виды и формы бизнеса
Понятия бизнес, товарищество, акционерное общество, акция.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики.
Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
24-1
24
Обмен, торговля, реклама
Понятия обмен, товар, стоимость, цена товара, торговля, реклама.
Обмен – важная составляющая экономической жизни людей. Условия выгодного обмена.
Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Март
3-8
25
Деньги, их функции
Понятия деньги, инфляция, рост цен.
Исторические формы эквивалента стоимости.
Основные виды денег. Функции денег.
10-15
26
Как работают банки
Понятие банк, вклад, заем, залог, эмиссия денег.
Как работают банки. Виды банков.
Доход банка – разница между процентом, получаемым от заемщика, и процентом, который выплачивается вкладчику.
Центральный банк России и его функции.
17-22
4 четверть
27
Экономика семьи
Понятие микроэкономика, подсобное хозяйство, семейный бюджет.
Экономика современной семьи.
Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые.
Источники доходов семьи.
Обязательные и произвольные доходы.
Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Семейный бюджет.
Апрель
1-5
28
7-12
29
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»
Подведение итогов изучения темы.
Повторение основных понятий темы.
Обсуждение проблемных вопросов.
Контрольная работа.
14-19
Глава IV.
Человек и природа (4 час)
30
Воздействие человека на природу
Понятие экология, великое экологическое правило, биосфера.
Взаимоотношения человека и природы. Экология. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы.
21-26
31
Охранять природу – значит охранять жизнь
Понятия браконьеры, экологическая мораль.
Ответственность человека перед природой. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.
Май
28-3
32
Закон на страже природы
Понятия охрана природы, национальный парк, заповедник.
Деятельность людей, направленная на охрану природы. Закон об охране окружающей среды. Вклад школьников в дело защиты природы.
5-10
33
Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и природа»
Подведение итогов изучения темы. Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов. Контрольная работа.
12-17
Итоговое занятие (1час)
34
Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 7 класс
Подведение итогов изучения курса обществознания за 7 класс. Повторение основных понятий курса.
19-24
15