Разработка урока для 7 класса Программное обеспечение компьютера.Операционная система
Программное обеспечение компьютера. Операционная система.
Цели урока:
Образовательная – ввести понятия программного обеспечения, прикладных программ, операционной системы; рассмотреть классификацию и примеры прикладных программ.
Воспитательная – развитие познавательного интереса к предмету, осознание значения навыков работы с прикладными программами для последующей профессиональной деятельности.
Развивающая – развитие мышления, навыков анализа и систематизации, расширение кругозора учащихся.
Материалы к уроку:
Презентация «Программное обеспечение компьютера» (для объяснения нового материала).
Презентация «Прикладное программное обеспечение» (для самостоятельной работы учащихся, на каждом компьютере).
Проверочная тестовая работа (по экземпляру на каждого ученика).
Бланк ответов для работы с презентацией
ХОД УРОКА
Слайд 1. Постановка цели урока.
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без программы (ребус)
Шагу бы не смог ступить.
Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Слайд 2. ...Итак, мы сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера и ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»
А помогать нам в этом путешествии будет маленький гном. Если вы увидите его на экране, то должны записать данную информацию в тетрадь.
Но прежде давайте вспомним некоторые вопросы, которые мы рассматривали на предыдущих уроках.
Слайд 3. Актуализация прежних знаний.
Как вы думаете, похож компьютер на человека?
Какие возможности человек передал компьютеру?
Какие группы устройств моделируют деятельность человека?
Слайд 4. Беседа.
А задумывались ли вы, откуда компьютер знает, что нужно делать в ответ на ваши действия? Представьте себе маленького новорождённого человечка. Сначала он ничего не знает и не умеет. Знания и умения приходят с возрастом. Ребенок растет, развивается, осваивает речь, узнаёт, как одеваться, завязывать шнурки на ботинках, пользоваться ложкой, ножницами, карандашом и многим другим. Потом ребёнок идет в школу, учится читать, писать, рассуждать, изучает разные науки, получая знания. Знания – это информация. Только что собранный из деталей компьютер подобен новорождённому. Он ничего не знает и не умеет. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией, его нужно обучить. Компьютерные знания – это программы и данные. Компьютерные учителя – программисты. Они составляют программы, подготавливают данные, необходимые для работы программ, и записывают всё это в компьютерную память. После такого обучения компьютер передают пользователям, то есть нам с вами, для работы.
Слайд 5. Программное обеспечение – это совокупность всех программ, находящихся в долговременной памяти компьютера. Программное обеспечение не является чем-то постоянным и неизменным, оно может пополняться, изменяться.
В программном обеспечении можно выделить три уровня:
Слайд 6 (с гиперссылками на слайды 30, 31, 32).
Рассматриваем схему снизу вверх:
Базовое ПО – программа первоначальной загрузки (BIOS), находится в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) на материнской плате, записывается на заводе-изготовителе.
Системное ПО – программы, необходимые для обеспечения работоспособности компьютера. Это операционная система и обслуживающие программы.
Прикладное ПО – программы для работы пользователей.
Быть грамотным пользователем непросто. Ведь необходимо уметь не только работать с несколькими распространёнными программами, но и ориентироваться в море программ, чтобы в случае необходимости легко и быстро найти нужную и научиться с ней работать.
Давайте посмотрим, какие классы прикладных программ существуют. Сразу скажу, что существует огромное количество различных прикладных программ, и каждый день появляются новые, поэтому наш перечень будет далеко не полным.
Прикладные программы:
слайд 7-9. программы для работы с текстом (редакторы, переводчики, программы распознавания текста)
слайд 10-13. программы для работы с графикой (редакторы изображений, программы создания рисунков и анимации)
слайд 14-15. программы для работы с числовой информацией (табличные процессоры)
слайд 16-17. системы управления базами данных
слайд 18-19. программы для работы со звуком
слайд 20-21. обучающие программы и тренажеры
слайд 22-23. электронные энциклопедии
слайд 24-25. компьютерные игры
Слайд 26. Несмотря на всё многообразие, в любой программе всегда присутствуют три компонента: рабочее поле, инструменты и элементы управления программой. Чтобы определить назначение программы, во многих случаях достаточно изучить окно программы. Вид и содержание меню и кнопок инструментов обычно позволяют определить, к какому классу относится данная программа.
Инструктаж перед работой:
Запустить презентацию «Прикладное программное обеспечение» (<приложение 2>) двойным щелчком мыши. Просмотреть программы, представленные в презентации. Определить назначение каждой программы и занести её название в одну из граф бланка (<приложение 3>). Управление презентацией осуществляется с помощью кнопок вперед-назад.
В тесте надписать сверху свою фамилию. Отметить буквы, указывающие на правильные ответы.
Дополнительно (для тех, кто быстро справился с основной работой):
а) разгадать ребусы на экране (слайд 27. Ребусы);
б) составить свой ребус по теме урока.
Проверочная тестовая работа:
Физкультминутка: зарядка для глаз и позвоночника.
слайд 28. Фронтальный опрос:
Какие программы вы отнесли к текстовым, графическим, числовым, звуковым? Какие программы не смогли отнести ни к одной группе?
Итог урока:
У кого совпали все ответы? (Молодцы!) У кого 1-2-3 ошибки? (Поработали хорошо).
Результаты теста я скажу на следующем уроке.
Итак, Что называют программным обеспечением компьютера? Какие программы могут понадобиться в профессиональной деятельности секретаря-машинистки? дизайнера интерьеров? музыканта? бухгалтера?
слайд 29. Задание на дом:
Краткое сообщение (1-2 мин) о какой-нибудь прикладной программе – название, назначение, возможности. (Материал взять в библиотеке или найти самим в периодической литературе).