Урок по теме Программные средства антивирусной защиты. Межсетевые экраны.
Технологическая карта
МДК/Дисциплина МДК.02.01 Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности
Группа И-21
Тема занятия Программные средства антивирусной защиты. Межсетевые экраны.
Вид занятия Практическая работа
Цель занятия Формировать (ПК и ОК): ПК 2.2.; ОК 1,2,4,5
Задачи занятия Обучающие:отработать применение полученных теоретических знаний на практике, исследовать программные межсетевые экраны как средства антивирусной защиты.
Развивающие: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.Воспитательные: воспитание культуры умственного труда.
Аппаратное и программное обеспечение ТО: ПК, медиапроектор, локальная сеть, глобальная сеть
ПО: ОСWindowsXP,MSOffice.
Средства обучения Презентация, раздаточный материал
Методы и приемы Исследовательский, словесно-наглядный, практический методы, самостоятельная работа
Используемые педагогические технологии Проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, технология индивидуальных опережающих заданий, личностно-ориентированная
Организационная структура занятия
Этап 1 Организационный момент
Цель этапа Мотивация, организация и концентрация внимания.
Длительность этапа 2
Этап 2 Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
Цель этапа Повторение опорных знаний, необходимых для реализации целей урока
Длительность этапа 5
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Контролирующая, корректирующая
Содержание этапа Фронтальный опрос, письменный опрос по карточкам
Фронтальный опрос
Основная особенность компьютерных вирусов
Основные пути проникновения вирусов в компьютеры пользователей
Правила защиты от компьютерных вирусовПисьменный опрос по карточкам
Вариант 1
1. Составьте верные утверждения, дополнив их недостающими названиями вирусов: сетевые; файловые; загрузочные; макровирусы.
Среда обитания вируса Название вируса
внедряются в выполняемые файлы записывают себя в загрузочный сектор диска заражают файлы-документы и электронные таблицы используют для своего распространения протоколы или команды компьютерных сетей 2. Выполните тест
1. Какие программы относятся к антивирусным?
а) AVG,Panda, 360 Internet Security,Avira.б) MS-DOS, MS Word, AVP.в) MS Word, MS Excel, Norton Commander.
г) DrWeb, Microsoft Security Essentials, MS Word, MS Excel.
2. Принцип работы антивирусных блокировщиковоснована) на проверке созданных ими образов и выполнении сравнения с текущим состоянием.
б) на перехватывании "вирусоопасных" ситуаций и сообщении об этом пользователю.
в) на проверке файлов, секторов и системной памяти и поиске в них известных и новых вирусов.
3. В чем заключается размножение программного вируса?
а) Программа-вирус один раз копируется в теле другой программы.б) Вирусный код неоднократно копируется в теле другой программы.
в) Программа-вирус поражает многократно другие программы.
г) Вирусный код один раз копируется в теле другой программы.
4. К категории компьютерных вирусов НЕ относятся
а) макровирусы
б) черви
в) файловые вирусы
г) lif- вирусы
5. Принцип работы антивирусных ревизоров основан
а) на проверке созданных ими образов и выполнении сравнения с текущим состоянием.
б) на постоянном нахождении в оперативной памяти компьютера и отслеживании всех подозрительных действий, выполняемых другими программами.
в) на проверке файлов, секторов и системной памяти и поиске в них известных и новых вирусов.
Вариант 2
1. Исправьте ошибки, соединив стрелками соответствующие понятия
Стелс-вирусынаходятся в памяти и являются активными вплоть до выключения компьютера или перезагрузки операционной системы
Полиморфик-вирусыполностью или частично скрывают себя в системе
Черви достаточно труднообнаружимые вирусы, не имеющие сигнатур, т. е. не содержащие ни одного постоянного участка кода
Резидентные вирусы вычисляют адреса сетевых компьютеров и отправляют по ним свои копии
2. Выполните тест
1. Какие программы относятся к антивирусным?
а) AVP, DrWeb, NortonAntiVirus, AVAST.б) MS-DOS, MSWord, AVP.в) MSWord, MSExcel, Norton Commander.
г) DrWeb, Microsoft Security Essentials, MS Word, MS Excel.
2. Принцип работы антивирусных сканеров основан
а) на проверке созданных ими образов и выполнении сравнения с текущим состоянием.
б) на постоянном нахождении в оперативной памяти компьютера и отслеживании всех подозрительных действий, выполняемых другими программами.
в) на проверке файлов, секторов и системной памяти и поиске в них известных и новых вирусов.
3. Основная особенность компьютерных вирусов заключается:
а) в возможности их самопроизвольного внедрения в различные объекты операционной системы и способность создавать свои дубликаты;
б) в неизменной структуре программного кода ;в) в изменяющейся структуре программного кода;
г) в наличии отличительных признаков
4. К категории компьютерных вирусов НЕ относятся
а) загрузочные вирусы
б) сетевые вирусы
в) файловые вирусы
г) type- вирусы
5. Принцип работы антивирусных мониторов основан
а) на проверке созданных ими образов и выполнении сравнения с текущим состоянием.
б) на постоянном нахождении в оперативной памяти компьютера и отслеживании всех подозрительных действий, выполняемых другими программами.
в) на проверке файлов, секторов и системной памяти и поиске в них известных и новых вирусов.
Развитие
(закрепление ПК и ОК) ПК 2.2.; ОК 1,2
Этап 3 Рекомендации по выполнению
Цель этапа Определение целевых установок.
Длительность этапа 5
Функции преподавателя на данном этапе Информационная
Содержание этапа Определение целей и этапов работы.
Акцентирование внимания на задаче использования результатов предшествующей работы для формирования комплексного подхода к проблеме защиты информации.
Представлениеисследовательского проекта студента по теме занятия.
Этап 4 Выполнение различных заданий, задач, упражнений
Цель этапа Формирование умений и навыков по теме занятия
Длительность этапа 20
Форма организации деятельности обучающихсяИндивидуальная работа
Функции преподавателя на данном этапе Координационная, консультирующая
Содержание этапа Выполнение практического задания (использование локальной сети, глобальной сети, программного обеспечения ПК)
Познакомиться с материалом о межсетевом экранировании, используя ЭОР
Составить отчет, содержащий ответы на следующие вопросы
дайте определение межсетевого экрана;
приведите конкретный пример и охарактеризуйте одну из разновидностей межсетевого экрана(по индивидуальному выбору студента);
опишите механизм работы рассматриваемого межсетевого экрана
Дополнительное задание
Составьте рейтинг файерволовОпределите место исследованного вами файервола в составленном рейтинге
Закрепление
ПК и ОК ПК 2.2.; ОК 1,2,4,5
Этап 5 Проверка выполнения работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель этапа Определение результатов учебной деятельности студентов
Длительность этапа 5
Форма организации деятельности обучающихсяГрупповая форма
Функции преподавателя на данном этапе Корректирующая, контролирующая
Содержание этапа Демонстрация результатов практической работы одним из студентов. Сопоставление конечного результата с планируемым результатом. Определение недочетов в работе.
Закрепление
ПК и ОК ПК 2.2; ОК 2,5
Этап 6 Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь)
Цель этапа Оценка личных достиженийв учебной деятельности.
Длительность этапа 5
Форма организации деятельности обучающихсяИндивидуальная, фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности студентов
Содержание этапа Анализ, оценка результатов исследовательской деятельности, формирование выводов и рекомендаций.
Какие выводы можно сделать о практической значимости проведенного исследования?
Что вызвало затруднение в работе?
Как вы считаете, можно ли использовать один файервол для защиты компьютера?
Целесообразно ли использовать антивирусные программы и файервол в комплексе?
Закрепление
ПК и ОК ПК 2.2; ОК 2,5
Этап 7 Домашнее задание
Цель этапа Определение целевых установок самостоятельной работы студентов по теме занятия
Длительность этапа 3
Функции преподавателя на данном этапе Организующая, направляющая, инструктирующая
Содержание этапа Определение состава домашнего задания(Подготовка реферата«Информационная безопасность»).
Озвучивание требований к содержанию и оформлению работы.