Доклад на тему: Программные средства для создания электронных учебников по математике


Министерство образовании и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Борский государственный техникум»
Доклад
Программные средства для создания электронных учебников по математике
Подготовила:
Осипова
Анжела Николаевна
Преподаватель математики
Борское, 2013 г.
ВведениеПроблема развития познавательной активности обучающихся, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если обучающийся проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении».
Познавательная активность отражает определенный интерес учащихся к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Одним из способов повышения познавательной активности обучающихся является внедрение в учебный процесс электронных изданий по дисциплине «Математика». Современные информационные технологии позволяют увеличить объем учебного материала на уроке без увеличения нагрузки на учащегося по его усвоению; сформировать навыки обработки больших объемов информации; активизировать деятельность учащегося на занятиях.

1 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначенияЭлектронные издания должны соответствовать следующим критериям:
полнота информации по учебному предмету;
простота использования;
компактность;
мобильность;
присутствие элементов контроля.
В первую очередь рассмотрим основные различия между электронным и печатным учебниками.
Во-первых, каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения. Электронный же учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. Во-вторых, наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Она обеспечивается за счет использования при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. В-третьих, электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
На современном этапе к электронным изданиям выдвигают ряд требований, а именно:
Требования к текстовой информации.
Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном.
Электронное издание должно содержать гиперссылки по своим элементам и, возможно, иметь ссылки на другие электронные издания и справочники. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу.
Требования к графической информации.
Электронный учебник должен содержать большое количество иллюстративного материала. Причем, графические изображения должны быть как можно более просто оформлены (не более чем девять линий и одно понятие на одно изображение) и соответствовать размерам экрана или окна на экране.
Требования к компоновке учебного материала.
Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Ведь, в отличие от печатного издания, в котором можно одновременно «заглядывать» в две страницы, держа промежуточные страницы в руках, в электронном учебнике это сделать невозможно. Но в связи с вышесказанным, электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке.
В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Internet.
Апробация электронного учебника.
После создания электронного учебника очень необходимо, чтобы с ним поработали преподаватели, для использования которыми в учебном процессе он и разрабатывался. Электронный учебник также необходимо апробировать в условиях учебного заведения, для которого он создавался. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т.п. По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.
Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического пособия для преподавателя. Оно может содержать следующие материалы: содержание отдельных программных модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника; инструкцию для работы с электронным учебником; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника. Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе.

2 Современные программные средства для создания электронных учебных пособий
Сегодня для создания электронных учебных средств существует большой ассортимент программных продуктов. Вашему вниманию предлагаются наиболее популярные и часто используемые в современной педагогической практике средства оформления учебных пособий.
SunRav BookEditorПрограмма для создания электронных книг и учебников. Идеальный инструмент для создания электронных учебных пособий, учебников, справочников, методичек и т.п. Сочетает в себе легкость использования и широкие возможности работы с информацией. Справка к SunRav BookOffice написана с помощью именно этой программы.
С помощью программы можно:
Создавать электронные книги, учебники и т.д.
Создать электронный словарь или  электронную энциклопедию.
Компилировать книги в EXE файлы.
Создавать HTML документы.
Создавать CHM документы.
Создавать PDF документы (требуется специальная лицензия)
Создавать документы в произвольном формате (с помощью шаблонов).
Возможности:
Стили. Вы можете определить различные стили текста и с их помощью очень быстро форматировать текст.
Проверка орфографии. Позволяет проверять правописание на ходу.
Таблицы. Вы можете использовать разнообразные таблицы, в том числе и вложенные друг в друга. Таблицы могут оказать помощь при создании макетов страниц.
Импорт. Импорт всех документов из одной папки с автоматическим созданием разделов – самый быстрый и легкий путь перенести Ваши документы в формат SunRav Book, а так же импорт книг из CHM файлов.
MS Office. Если у Вас установлен MS Office, то Вы можете дополнительно импортировать и экспортировать свои книги из (в) файлы MS Office: DOC, XLS и т.д.
Ссылки. Различные ссылки помогут облегчить навигацию по книге и запускать различные документы и программы.
Быстрый просмотр созданной книги в программе SunRav BookReader [1].
TurboSite
TurboSite – бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников.
С помощью программы TurboSite можно создать HTML-сайт или электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видео-файлов и JavaScript-тестов и другими возможностями всего за несколько шагов.
Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста. Созданный с помощью TurboSite сайт или электронный учебник будет работать на любой операционной системе, в любом современном браузере, может быть загружен на любой бесплатный хостинг (не требует поддержки PHP, MySQL и т.д.).
Document Suite
Document Suite – универсальное средство создания электронных учебников. Инновационная технология генерации учебных материалов, с возможностью проверки знаний и учёта результатов. Поддерживает SCROM модель.

Рисунок 1 – Структурная схема формирования электронного продукта, средствами оболочки Document Suite
eBooksWriter LITE
eBooksWriter Lite – программа для создания электронных книг с визуальным редактором. Книгу можно создать с нуля прямо в редакторе (к услугам пользователя специальные шаблоны), а можно импортировать уже готовые файлы в формате DOC и RTF. В электронную книгу можно вставлять таблицы, видео/аудио файлы. Стартовую страницу eBooksWriter создаст сам. В процессе компиляции создается не просто исполняемый файл, но и SFX-инсталлятор для электронной книги.
Это довольно простая в эксплуатации программа с достаточным количеством функций. С ее помощью создают книги не только для ПК, но и для мобильных устройств.
Достоинства:
Учебник, созданный с помощью данного продукта, представляет собой самораспаковывающийся файл небольшого размера.
Можно защитить паролем отдельные части книги или всё пособие целиком.
Есть возможность защиты от копирования или печати.
Книги сохраняются в форматах *.exe или *. аen.
Есть подключаемые модули.
Недостаток:
Бесплатная версия LITE может создавать электронные учебники только размером до 1 Мб, что соответствует примерно 20 страницам. В версиях pro и gold допустимый размер книг гораздо больший: до 260000 страниц [4].
eBook Maestro
Это универсальное средство создания электронных журналов, пособий, отчётов, презентаций, опросников, книг и т.п. С помощью данного продукта в пособие могут быть включены файлы разных типов: HTML страницы, VB и Java скрипты, звуковые, графические и видео файлы и многие другие.
С помощью eBook Maestro можно вставлять в книгу ссылки на ваш ресурс в Интернете, публиковать адрес электронной почты, а также создавать инконки. Элементами окна книги могут быть такие кнопки, как «Домашняя страница», «Поиск» и другие. Можно задавать им свои названия на русском и английском языках. Все файлы книги, имеющей сложную структуру, хранятся в разных директориях.
Достоинства:
Поддержка HTML, WSH.
Обработка и сохранение данных, введённых пользователем в проект.
Защита от плагиатчиков, использующих для кражи информации клавишу Print Screen, комбинации клавиш для копирования/вставки, печать на бумажные носители.
Преобразование текста в речь.
Быстрый и удобный поиск.
Недостатки:
В бесплатной версии (FREE) можно создавать проекты только для некоммерческих целей, то есть, нет возможности настроить функцию покупки.
Максимальное число файлов для одной книги в версии FREE – 500, в то время как в версиях STANDARD и PRO их неограниченное количество [5].
ChmBookCreatorЭто простой в использовании продукт, который из обычных файлов htm, txt, doc и rtf создаст электронное пособие, которое будет выглядеть как обычная раскрытая книга на бумажном носителе. С помощью ChmBookCreator можно создать хорошо структурированный учебник с биографией автора и оглавлением.
Для того чтобы создать книгу Chm, например, из файла формата htm, необходимо создать файл index.htm и поместить его в созданную перед этим папку. Затем следует поместить все файлы, на которые ведут ссылки из index.htm, в эту же папку. В программе необходимо задать команду «Преобразовать из htm в Chm». По окончании конвертирования у вас получится файл Chm, который будет назван так же, как и папка с файлами.
Достоинства:
Можно не только создавать книги, но и конвертировать их из других форматов.
Есть возможность создавать собственный уникальный дизайн для пособия.
Удобен для рядового пользователя.
Есть подробная встроенная справка.
Недостатки:
В CHM файлах нет ни скроллинга, ни закладок.
Медленная обработка файлов *.Doc.
В настоящее время электронные издания широко используются в системе профессионального образования. Внедрение в учебный процесс среднего профессионального образования компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему – это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.

Список литературы
Сайт программы для создания электронных книг и учебников SunRav BookEditor. [Электронный ресурс]. Дата последнего входа: 22.11.2012. Режим доступа: http://www.sunrav.ru/bookeditor.htmlСайт бесплатной программы для создания сайтов и электронных учебников TurboSite [Электронный ресурс]. Дата последнего входа: 22.11.2012. Режим доступа:http://brullworfel.ru/turbosite/Сайт программы Document Suite [Электронный ресурс]. Дата последнего входа: 22.11.2012. Режим доступа: http://jetdraft.com/rus/indexСайт программы eBooksWriter Lite [Электронный ресурс]. Дата последнего входа: 22.11.2012. Режим доступа: http://www.izone.ru/literature/programs/ebookswriter-lite.htmСайт программы eBookMaestro [Электронный ресурс]. Дата последнего входа: 22.11.2012. Режим доступа: http://www.ebookmaestro.com/Сайт программы ChmBookCreator [Электронный ресурс]. Дата последнего входа: 22.11.2012. Режим доступа: http://smallweb.ru/library/chmbookcreator.htm