Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ по теме: Комплект учебных заданий по теме: Занятость и безработица



Министерство образования и науки Самарской области











"Конструирование учебных заданий по обществознанию
при подготовке к ЕГЭ"
по теме: "Комплект учебных заданий по теме:
"Занятость и безработица"



Выполнила:
учитель обществознания
ГБОУ СОШ с.Староганькино
м.р. Похвистневский
Саймукова Валентина Ивановна


2016 СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc412114096" 141. Выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов из предложенного перечня ответов 13 PAGEREF _Toc412114096 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc412114097" 142. Выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц. 13 PAGEREF _Toc412114097 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc412114098" 143. Установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. 13 PAGEREF _Toc412114098 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc412114099" 144. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений. 13 PAGEREF _Toc412114099 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc412114100" 145. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. 13 PAGEREF _Toc412114100 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc412114101" 146. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащую в тексте и применять их в заданном контексте. 13 PAGEREF _Toc412114101 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc412114102" 147. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. 13 PAGEREF _Toc412114102 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc412114103" 148. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. 13 PAGEREF _Toc412114103 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc412114104" 149. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. 13 PAGEREF _Toc412114104 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc412114105" 1410. Систематизировать, обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана структурные функциональные иерархические и иные связи социальных объектов, явлений и процессов. 13 PAGEREF _Toc412114105 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc412114106" 1411. Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами собственные суждения, делать выводы. 13 PAGEREF _Toc412114106 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc412114107" 14Список использованных источников и литературы 13 PAGEREF _Toc412114107 \h 14221515
15 1. Выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов из предложенного перечня ответов
1. К особенностям рынка труда не относится
1) продажа на рынке труда рабочей силы
2) постоянное превышение спроса рабочей силы над её предложением
3) регулирование рынка труда
4) изменяемость рынка труда из-за перемен в структуре профессиональной подготовки

2. Предложение труда зависит от
1) доли трудоспособного населения в общей его численности
2) миграционных возможностей населения
3) продолжительности рабочего дня
4) всего перечисленного

3. Наиболее вероятной причиной безработицы является
1) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей появлению новых
2) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий
3) усиление конкурентной борьбы между производителями
4) монополизация отдельных отраслей экономики 


2. Выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: ______________________________

2. Запишите слово, пропущенное в таблице
Виды безработицы
Причины безработицы.


характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

Структурная
невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.


зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Фрикционная
невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности


Ответ: _________________и___________________________ .


3. Запишите слово, пропущенное в таблице
Точки зрения на причину безработицы
Слишком низкий спрос





Негибкость, характерная для рынка труда


Ответ: ___________________________ .



3. Установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
1. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?
А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы.
Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке страны.
Б. Безработица обостряет политическую ситуацию в стране.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны


3. Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к какой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры
Виды безработицы

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года
1.Временная.

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.
2.Сезонная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.
3.Структурная

Г.Поиск и ожидание выхода на работу
4.Циклическая

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест
5.Фрикционная



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д











4. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений.
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Безработица относится к макроэкономическим проблемам. (Б) Представляется, что полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. (В) Фрикционная и структурная безработица является, как считают экономисты, совершенно неизбежно. (Г) Уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу рядом с буквой, обозначающий его характер.
А
Б
В
Г








2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) отдельные исследователи считают, что ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, происходящих в стране. (Б) За 1993-2000 гг. численность населения России сократилась на 3,5 млн человек. (В) Причём сокращение численности населения сопровождается его старением. (Г) Таким образом, это, видимо, приведёт к увеличению среднего возраста работающих и снижению их трудовой мобильности.
Определите, какие положения текста носят
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу рядом с буквой, обозначающий его характер.
А
Б
В
Г







3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие « трудовой договор». Найдите термин, «выпадающий » из общего ряда, и запишите цифру, под которой он указан.
1) срок 4) административное наказание
2) испытание 5) дисциплина труда
3) время отдыха 6) увольнение



5. Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
1. В стране Н. о существовании безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Какой вид безработицы имеет место в стране Н.?
1) циклическая 3) фрикционная
2) скрытая 4) структурная

2. Ниже приведен ряд характеристик, относящихся к понятию «Рынок труда». Выпишите характеристику, выпадающую из этого ряда. 1)Норма безработицы 3) занятость
2) заработная плата 4) гиперинфляция 
5) структурная безработица

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с Законом о______________(А) населения в Российской Федерации безработными признаются трудоспособные _____________ (Б), которые не имеют работы и ______________(В), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут _____________(Г) и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты _______________(Д) и сохраняемого среднего заработка гражданам, увольнением в связи с _______________(Е) организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) занятость 5) гражданин
2) выходное пособие 6) ликвидация
3) заработок 7) приватизация
4) работа


В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А
Б
В
Г
Д
Е











6. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащую в тексте и применять их в заданном контексте.
В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
Революция в собственности и сопровождавшие её институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти ј занятых в частном секторе – лица не наёмного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.
(И. Заславский)
1) Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
2) Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наёмного работника в результате рыночных преобразований.
3) Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснение этому утверждению.
4) Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.
1. Комментарий: это задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Содержание верного ответа и указания к оцениванию предполагают, что в ответе должны указываться проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества.
2. Комментарий: данное задание направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
3. Комментарий: это требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
4. Комментарий: задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)


7. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее любую функцию безработицы.
Комментарий. Задание предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.
Рассмотрим алгоритм выполнения заданий такого типа.  Начиная выполнять задание, необходимо уяснить смысл требований:  при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать; не приводите позиций больше, чем требуется в условии;  необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.
Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «безработица»?) предполагает воспроизведение определения понятия «безработицы» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, второе, раскрывающее любую из функций безработицы (второй и третий элемент ответа). Необходимо подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию, а непросто упоминание этого термина. Главное предложения должны демонстрировать
знание обществоведческого курса.


8. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Приведите два положительных и два отрицательных последствия безработицы, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.
Комментарий. Перед нами задание, непростое и с точки зрения содержания, и понимания механизмов его выполнения. Рассмотрим подробнее его структуру. В первом предложении предъявлено условие – в нашем случае представить два положительных последствия безработицы. Во втором и два отрицательных. Очень важным является третье предложение –проиллюстрировать конкретным примером.
Алгоритм выполнения определён в задании:
– указать критерии положительных и отрицательных последствий безработицы;
– один из критериев проиллюстрировать с помощью примера.


9. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
В стране Ф. безработица связана с постоянным, движением населения от профессии к профессии, из региона в регион. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Ф. существует фрикционная безработица? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
Комментарии: Задание проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие фрикционную безработицу. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.
Памятка для решения познавательных задач
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
нет ли противоречий между вашими аргументами;
нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

10. Систематизировать, обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана структурные функциональные иерархические и иные связи социальных объектов, явлений и процессов.
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Будущее мировой экономики». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государственная политика борьбы с безработицей». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Востребованные профессии на современном рынке труда ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

11. Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами собственные суждения, делать выводы.
Выбери одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Всякий неработающий человек-негодяй» (Ж.Ж. Руссо)
2) «Чем тяжелее работа, тем легче на неё устроиться» (К. Мелихан)
3) «Лучше задыхаться от одышки, чем от скуки» (Дон-Аминадо) 
Список использованных источников и литературы
1. Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ:
под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева : 11 класс.
М.: Астрель; Владимир : ВКТ, 2012.-159 с.
2. Краюшкин С.В. Тесты по обществознанию 11 класс. М.: Издательство
«Экзамен», 2014. – 175 с.
3. . Словарь терминов и понятий по обществознанию./Автор-составитель
А.М. Лопухов.- М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009

Электронные ресурсы:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Краюшкин С.В. Тесты по обществознанию 11 класс. М.: 2014.С.175

 Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева : 11 класс. М.: Астрель; Владимир : ВКТ, 2012.С. 159

 Краюшкин С.В. Тесты по обществознанию 11 класс. М.: 2014.С.175
Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева : 11 класс. М.: Астрель; Владимир : ВКТ, 2012.С. 159

 Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ: под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева : 11 класс. М.: Астрель; Владимир : ВКТ, 2012.С. 159
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Краюшкин С.В. Тесты по обществознанию 11 класс. М.: 2014.С.175
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Краюшкин С.В. Тесты по обществознанию 11 класс. М.: 2014.С.175
 Краюшкин С.В. Тесты по обществознанию 11 класс. М.: 2014.С.175


















































13PAGE 15













13PAGE 14215





Заголовок 115