Доклад «Воспитывающий потенциал предметов гуманитарного цикла «В чем он заключается и как нами реализуется».
«Воспитывающий потенциал предметов гуманитарного цикла «В чем он заключается и как нами реализуется».
Каким станет наше общество завтра, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники, наши воспитанники.
Развитие личности происходит на основе воспитательных аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, а также духовного развития личности.
Наша школа работает по 9-ти основным направлениям воспитательной работы: гражданское, нравственное, экологическое, экономическое, физическое, профессиональное, трудовое, эстетическое, правовое.
Остановлюсь на некоторых аспектах востпитания.
Формирование сознания школьников на всех этапах обучения и воспитания является одной из первоочередных педагогических задач. Большое значение в этом имеет целенаправленная система нравственного просвещения, которая вооружает учащихся знаниями о добре и зле, справедливости, долге и совести, ответственности, честности. В воспитании ноавственности помогают тексты, например «Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам», «Treat others as you want to be treated». Прочитав текст, ученикам даю задание: подберите раусские пословицы, относящиеся к данной теме:
1) Как аукнется, так и откликнется. Многие учащиеся говорят: «Палка о двух концах». Постепенно подвожу учащихся к выводу: семья – главный фактор в воспитании, что все закладывается в семье и подбираем пословицы: «Every family has a black sheep» (Смысл – В каждой семье есть черная овца). «Birds of a feather flock together» (Птицы одной стаи собираются вместе. Одного поля ягода). «Blood is thicker than water». (Кровь тяжелее (гуще) воды. Своя рубашка ближе к телу).
Подводя итоги записываю слова Гете «Behavior is a mirror in which everyone displays his image». Смысл: Поведение – это зеркало, в котором отражается ваша суть (сущность).
Также записываем с учениками золотые правила, которым должны следовать учащиеся, находясь в школе:
Относитесь к другим так, как бы вам хотелось, чтобы относились к вам.
Относитесь к сверстникам, взрослым с уважением.
Будьте благодарны тем, кто учит вас хорошему.
Внимать тому, кто помогает вам стать личностью.
Следующий текст, касающийся нравственности: «Если ты не прав – признай
это»! автор – дейл Карнеги «If you are wrong. admit it»! (Краткое содержание стр. 129, учебник Happy English).
Сначала – аудирование, затем помощь учащимся в переводе, далее вместе с учениками выбираем два абзаца, которые понравились больше всего, записываем в тетрадь и учаеся учат наизусть. После этого нужно записать их по-памяти. Затем разыгрываем диалог: один ученик – полицейский, другой – человек с собачкой.
Полицейский делает замечание (вежливо), говорит о нарушении закона и о штрафе в следующий раз. Человек с собачкой – обещает не нарушать правил.
Информацию об англоязычных странах можно отнести к гражданскому или патриотическому воспитанию. Эти страны имеют разную историю, культуру, традиции, правительства и географию. Записывая и работая над топиками «Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии», «Соединенные Штаты Америки», «Канада», «Австралия», «Новая Зеландия», обязательно включаю топик «Казахстан».
Говоря о столицах, обязательно включаю топик «Астана», «Алматы».
Беседуя о флагах, гербах этих стран, обязательно записываю топики «Герб Казахстана», «Флаг Казахастана». Эту изученную информацию учащиеся используют на других уроках.
Страноведческий потенциал предмета играет важную роль в формировании целостного взгляда учащихся на сложный, вместе с тем, прекрасный мир.
Быть может, единственный шанс уберечь землю от гибели – привить завтрашним ее хозяевам не мировоззрение «перекати - поле», а сыновьи чувства ответственности, рачительности, бережливости. Скромную лепту в решении данной задачи, может внести и иностранный язык и работа над темой «Охрана окружающей среды», которая включает в себя такие задания, как: сочинение на тему «Мои летние каникулы», беседа о природе, сказки о животных, сопоставление погоды в Великобритании и Казахстане. Проводится ряд уроков под названием «Ecology suggests activity» – « Экология призывает к действию». Учащиеся работают над текстами «Перерабатывайте алюминиевые банки», «Экономьте бумагу», «Выключайте свет и электроприборы, когда вы ими не пользуетесь», «Участвуйте в охране природы», «Экономьте воду».
Например, прочитав текст «экономьте бумагу», учащиеся должны сделать и записать выводы, т.е. заполнить графы: факт, что делать.
Факт: американские учреждения ежегодно выбрасывают бумагу, которой бы хватило для того, чтобы построить стену 12 футов высотой, вдоль всей страны.
Что делать: большая часть бумаги, выбрасываемая в учреждении, имеет текст на одной стороне. Попросите своих родителей принести домой эту бумагу, чтобы вы могли использовать чистую сторону для письма или рисования.
«Выключайте свет и электроприборы». Факт: теплоцентраль сжигает уголь для того, чтобы выработать энергию. Этот сжигаемый уголь выделяет газы, которые дают кислотный дождь.
Что делать: выключайте свет, когда вы выходите из комнаты. Днем, для того, чтобы почитать, садитесь ближе к окну, вместо того, чтобы включить свет. Выключайте телевизор или магнитофон, если не смотрите или не слушаете.
Обязательно дописываем топик «Keep our environment clean» – «Сохраняте
окружающую среду». Этот топик присутствует на экзаменах, школьных олимпиадах, лингвистических олимпиадах.
Иностранный язык сегодня осознается как фактор «социально – экономического, научно – технического и общекультурного прогресса нашего общества». Поэтому нельзя недооценивать роль иностранного языка, как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе профессинальному становлению.
В книге «Английский язык для отъезжающих» Г.А. Макарова есть тема «У врача». Сначала учащимся предлагается новая лексика, связанная с этой темой. Проработав над лексикой, закрепив ее, я даю следующее задание: составьте диалог «У дантиста», «Ваш друг перенес операцию», «На приеме у терапевтва» и мн.др. или составить рассказ «Я хочу быть врачом, потому, что...».
Следующая тема «В магазине». Точно также дается вокабуляр, затем чтение диалогов, предлагаемых учителем, после этого учащиеся составляют свои диалоги «В отделе «Одежда», «В отделе «Обувь», «Игрушки» и т.д. особое внимание уделяется диалогу «In the Ramstore». Те, кто был там, выражают свое мнение и составляют краткое описание этого магазина. После этого учащиеся пишут небольшой рассказ на тему «Хочешь ли ты работать в магазине, в каком отделе?»
В экономическом воспитании школьников дает хороший результат применение деловых, ситуативно – ролевых игр. Деловые экономические игры основаны на моделировании социально – экономической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений.
Макаренко говорил «Хорошая игра похожа на хорошую работу».
Выготский объясняет игру как на «царство произвольности и свободы воображения».
Деловые игры инсценируют условия воображаемой ситуации, например игра «Праздничный стол». Ученики образуют семью из 4 – 5 человек, каждая семья распределяет роли (мама, папа, ребенок, бабушка и т.д.). Представьте у вас в семье день рождения. Теперь нужно составить диалог между членами семьи. При этом нужно составить меню, количество приглашенных гостей, список предполагаемых покупок, от этого зависят ваши покупки и сколько денег семья выделяет на праздник.
Другая экономическая игра «презентация семейного бизнеса». Для этого изучается лексика делового английского. Затем класс делится на 2 семьи и каждая скмья «вытягивает» свой бизнес. У одной семьи «Производство электронных игрушек», у другой – «Производство безалкогольных напитков». Нужно рассказать о своем бизнесе, ответив на вопросы (задания).
Название фирмы (придумать)
Кто владеет компанией (один человек или есть партнеры)
Рассказать как распределены функции между родстенниками (менеджер, бухгалтер, рекламный агент и т.д.)
С какими трудностями вы столкнулись?
Процветает ли ваш бизнес?
Нельзя забывать о роли спорта в нашей жизни.
Учащиеся изучают виды спорта, какие игры являются национальными,
Например в Великобритании – футбол, в США – бейсбол, в Японии – сумо, в Казахстане – казакша – курес. Беседуя об олимпийских играх не забывали упомянуть Казахстанскихспортсменов Шишигину, Саттарханова, Дильдабекова, Винокурова.
В трудовом воспитании не могу обойтись без басен греческого рассказчика Эзопа, жившего в 6 веке до н.э. Использую басню «Муравьи и Кузнечик» (по которой позже Крылов написал «Стрекоза и Муравей»). Сначала идёт знакомство с лексикой, с содержанием, а затем я даю задание.
1) Напишите от имени Кузнечика обращение к Муравьям о помощи
2) Напишите ответ Муравьёв Кузнечику
После всех выполненных заданий подводим с учениками итоги и записываем мораль: «It is best to prepare for the days of necessity». «Никогда не забывайте о трудных (чёрных) днях». Эзоп.
Одной из важнейших задач является значительное улучшение художественного образования и эстетическое воспитание учащихся. Необходимо развивать у школьников чувство прекрасного, формировать их художественные вкусы, умение ценить и понимать произведение искусства, красоту и богатство родной страны. Вся история мировой культуры сосредоточена в музеях. Поэтому в течение нескольких уроков записываем материал о «Музее плюшевых мишек» в США, о «Британском Музее», о «Британской библиотеке», о «Музее науки и технологии» в Атланте, о «Музее восковых фигур Мадам Тюссо». Обязательно работаем над биографиями и произведениями некоторых английских, американских, русских писателей, или всемирно известных художниках, композиторах, актёрах, учёных, изобретателях, певцах.
Например, в данное время начали на уроках переводить биографию Г. Мустафина на английский язык.
Особое место занимает тема «Этикет». Здесь затрагиваются культура речи и поведения. «Умение знакомиться», «Правила приветствия», «Манера поведения за столом, на улице, в общественных местах», «Разговор по телефону». Конечно же, не забываю о «Spoken Etiquette» (Вежливость). Например, когда вы вручаете подарок, вы говорите – я бы хотел, чтобы ты принял этот подарок как маленький знак моей благодарности. Пожелания: Всего наилучшего! Желаю вам больших успехов! Ни пуха, ни пера! Над этикетом мы работаем в лингафонном кабинете, повторяем за диктором (воспроизводим) интонации американского диктора, ведь в английском языке многое зависит от интонации. Например, если вы сказали: How are you! (интонация вниз), значит, вы сказали грубо, а если: How are you! (интонация вверх), значит, вы сказали вежливо.
Таким образом, я рассказала о том, какие методы и материалы я использую при нравственном, гражданском, экологическом, профессиональном, экологическом, физическом, трудовом, эстетическом воспитании.
Test «Are you patriots?»
(Являетесь ли вы патриотом вашей страны?)
Ответ да – 10 баллов, нет – 5 баллов.
Во время олимпийских игр вы смотрите только те виды спорта, в которых принимают участие спортсмены из вашей страны или нет?
Есть ли у вас дома или в вашем кабинете флаг вашей страны?
Вы никогда не уедете из вашей страны, даже если у вас есть возможность?
Если критикуют вашу нацию, вы защищаете её, даже если вы знаете, что говорящий прав?
Вы знаете все слова национального гимна?
Вы предпочитаете смотреть фильмы на родном языке?
Ваш любимый певец или певица из вашей родной страны?
Вы знаете всю историю вашей страны (хотя бы большую часть)?
Вы считаете вашу страну лучшей в мире?
От 80 до 90 баллов: Вы – настоящий патриот. Очень хорошо, что вы любите свою Родину, но не забывайте о других странах и национальностях, изучайте их тоже.
От 55 до 75 баллов: У вас есть чувство патриотизма. Вы любите вашу страну, но цените также и другие страны. Важно отмечать недостатки вашей страны и одновременно любить её.
От 40 до 50 баллов: Вы не патриот. Вы гражданин мира или вы не любите вашу страну? Вы просто забыли, что делает вашу страну особенной.
Заканчивая своё выступление, не могу не прочитать отрывок ответа из Послания Президента Н. Назарбаева народу Казахстана, называющееся «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» на вопрос:
Каким я представляю себе Казахстан в 2030 году?
Наше молодое государство вырастает и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всём мире. Казахстан должен стать чистой и зелёной страной со свежим воздухом и прозрачной водой. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях. И это не утопия, но для достижения этой цели, учителя и родители должны использовать свой ум, знания и все пункты воспитания при выращивании молодого поколения.
Использованная литература:
1. Иностранные языки в школе.
2. Білім. Образование
3. Послание Президента страны Н. Назарбаева народу Казахстана.
4. Учебники английского языка