Статья Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена.
Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена.
Лукасевич Анна Васильевна
учитель истории
МБОУ г. Мурманска
СОШ № 34
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.
На протяжении нескольких лет работая в начальной школе, я веду часы истории и обществознания в среднем звене. Поэтому мне легче проследить, как формируются духовные ценности с первого по девятый класс.
Нынешних девятиклассников обучаю с пятого класса. В своей работе я в системе использую интегративные методы. Считаю, что интеграция предметов гуманитарного цикла: истории, обществознания, литературы и музыки позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.
Поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с учителем литературы этого класса Корольковой Л.П. За это время мы совместно провели серию интегрированных уроков литературы и истории « Долина Славы в Заполярье», « Время меняет людей»; литературы и обществознания «Жестокие игры и их последствия» по повести В. Железнякова «Чучело».
Интегрированный урок истории и литературы: «Долина Славы в Заполярье» проводился в 5 классе. На этом уроке исторические факты мы сопоставляли со стихотворными воспоминаниями моего учителя рисования, бывшего учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Мельникова Николая Филипповича.
Я считаю, что изучение истории родного края всегда должно переплетаться с изучением истории своей семьи, своей школы, улицы, города. Убедилась на своем опыте, что такие уроки больше запоминаются детьми, учат их сопереживать, уважать историю школы, любить свой край.
В этом году урок по той же теме провела у своих четвероклассников. При подготовке к уроку дети провели исследовательскую работу о судьбе своих прадедов, защищавших Заполярье. Ребята впервые почувствовали связь истории края, страны с историей своей собственной семьи. Подготовленные работы будут помещены в Книгу Памяти школы, которую мы готовим к 9 мая.
В этом учебном году в девятом классе я провела открытое внеклассное мероприятие «Духовная жизнь XX века», в котором проявили свои творческие способности большинство учащихся класса. На занятии звучала живая музыка в исполнении детей: русские романсы, классическая музыка, революционные песни, песни военных лет, стихи русских и советских поэтов. Ребята, разбирая особенности разных периодов развития России XX на примере музыкальных и поэтических произведений, учились принимать судьбу Отечества, уважать традиции предков.
Как преподаватель истории, я отвечаю за проведение общешкольных мероприятий духовно- нравственной и патриотической направленности. Мною подготовлены и проведены митинги, концерты, посвященные Дню Победы, годовщинам разгрома фашистов в Заполярье, вахты памяти,праздники «День народного единства»,
«Россия, Русь, храни себя, храни!» и др.
Очень яркими и запоминающимися стали Дни национальных культур, которые учат детей уважать традиции других народов, воспитывают терпимость, толерантность.
Участниками всех этих мероприятий и моими самыми активными помощниками являются мои ученики. Нужно особо отметить, что и мои старшеклассники, и дети начальной школы одинаково ответственно относятся к проведению такого рода мероприятий и участвуют в них по велению сердца.
К девятому классу, по итогам проведенного исследования, у наших детей сформировались необходимые нравственные качества.
Эффективность этих методов подтверждена изменениями личностных качеств подростков. Основными показателями, определяющими уровни сформированности духовно-нравственной культуры подростков, являются знания, основанные на общечеловеческих ценностях, умения и навыки нравственного поведения, духовно-нравственные качества личности.
Список источников:
А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков / Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Распутина М.Е. Духовно – нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс]: http://school8.s-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:2011-12-29-05-45-54&catid=23:2011-10-03-04-42-29&Itemid=4 (дата обращения: 20.02.2012).