XII Международная научно-практическая конференция «Церковь и искусство», которая прошла в рамках проводимых по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа XIII Международных научно-образовательных Знаменских чтений на тему «Российское общество
ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПЕНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Ю.А. Орлова
учитель музыки МБОУ «Перевальненская начальная школа»
(Симферопольский район
Республика Крым)
«Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения» [5, с.???], – писал Св. Праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках середины XIX века. О силе молитвы говорит нам Библия: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Евангелие от Матфея. 18:20),
Проходят тысячелетия и человечество вновь открывает для себя прописные истины, забытые в России в ХХ веке: то, что принималось вместе с верой, открывается заново и находит подтверждение в науке и практике бытия.
«Молитва – мощное оздоровительное средство, она может не только отрегулировать все процессы, происходящие в человеческом организме, но и восстановить повреждённую структуру сознания» [3], – читаем в интервью, данном корреспонденту В.Б. Слезиным, доктором биологических и кандидатом медицинских наук, профессором, руководителем лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института имени В.М. Бехтерева. К таким выводам ученый пришел в результате многолетних исследований и опытно-экспериментальной работы. А на одной из международных конференций, посвященной последним достижениям науки о сознании, проходившей в Аризонском университете Соединенных Штатов Америки, были озвучены результаты его научных наблюдений: «В результате электроэнцефалографического исследования молящихся монахов, было выявлено полное “выключение” у них коры головного мозга. В таком состоянии находятся только новорожденные младенцы до трёх месяцев, поскольку до этого возраста они чувствуют себя защищёнными, находясь рядом с матерью. С возрастом чувство защиты уходит, активность мозга растёт, ритм биотоков головного мозга становится реже лишь во время глубокого сна и – как доказал питерский эксперимент – во время молитвы» [3].
Молитва необходима жизненно каждому человеку. В настоящее время даже самый убеждённый атеист знает о чудесной силе молитвы, которая подтверждена многими научными доказательствами, фактами и исследованиями современных учёных. И даже маловерующие люди, которые скептически относятся к религии, рано или поздно обращаются к ней: оказавшись в сложной жизненной ситуации, теряя всякую надежду на выздоровление, пройдя всех врачей, целителей, колдунов, неверующий человек, в конце концов, приходит к Богу как последнему шансу спастись и получить исцеление.
Молитва исцеляет тяжелейшие болезни, продлевает жизнь человеку, оберегает от любой беды, защищает на войне в самом страшном бою. Величайшая сила отличает молитвенное пение от обыденного – это величайшая Благодать Божия, Божественное действие, направленное на спасение человека.
Однако всю силу молитвы осознаешь только тогда когда оказываешься в безвыходной ситуации. Так произошло с десятилетним мальчиком, младшим братом Ваней в 2011 году, который рос и воспитывался в обычной Православной семье. Страшный диагноз: опухоль головного мозга, прозвучал как смертельный приговор и привёл родителей Вани в шок. Предстояла сложная нейрохирургическая операция наивысшей категории сложности в НИИ нейрохирургии им. Бурденко г. Москва. (Вероятность смертельного исхода практически доходила до 100%). По сложности такая опухоль встречается одна на миллион человек.
Перед отъездом из Крыма в Москву, Ваню привезли в Симферопольский Свято-Троицкий женский Монастырь к Святым Мощам Святителя Луки, который при жизни был врачом и помогал всем безнадёжным больным. Тысячи людей ежедневно приходили к нему за помощью при жизни и не меньше людей ищут его поддержки и сегодня.
В Москве операция проходила более пяти часов, во время которой было немало моментов, когда казалось, что Ваня умирает на операционном столе. И в эти моменты, когда все врачи отходили в стороны – уверенные в летальном исходе операции, мальчик, как бы со стороны, видел у операционного стола Великого Небесного Врача Святителя Луку. Об этом уникальном случае была даже снята телевизионная передача [4]: после двух сложнейших операций ребенок выжил, вопреки всем прогнозам и медицинским законам.
Мальчик остался жить, да он стал инвалидом, с множеством постоперационных осложнений: фиксационная амнезия – потеря памяти на текущие события; тяжёлая форма послеоперационного несахарного диабета; симптоматическая эпилепсия с комплексными парциальными приступами с нарушением сознания и с эпилептическими автоматизмами; остаточная опухоль; периодические галлюцинации; двухсторонний паралич лицевого нерва; шунтозависимая гидроцефалия.
Ваня нуждался в длительной реабилитации за границей, но из-за выставленных огромных сумм (более 100000 у.е.) в Европе пройти реабилитацию не удалось. Оставалось только молиться и искать для восстановления другие методы. Надежды на то, что Ваня полностью поправится не было, но самое главное было то, что он остался жив.
Будучи регентом церковного хора в церкви Св. Вмц. Варвары села Доброе, и студенткой факультета искусств Крымского Инженерно-педагогического университета, несмотря на безнадёжное состояние брата, в качестве реабилитации решилась применить музыкотерапию в форме классической музыки и церковного пения, поскольку высказывания мудрейших людей земли всегда останавливали на себе внимание: «Пение – говорит нам греческий монах Евфимий Зигатен в своей книге Толковая Псалтырь – имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение» [1, с.???]. Монахиня Игнатия в своей книге «Церковные песнотворцы» пишет о том, что пришедший в Храм во время молитвенного пения «обретает ощутимое духовное утешение. Стихиры на Господи, Воззвах, а затем и стихиры на стиховне производят успокаивающее, даже умиляющее действие на душу человека. Таково значение всего круга православного богослужения» [2, с.???]. А православный богослов, философ и духовный писатель С.И. Фудель, обращая наше внимание на то, что «церковное пение – это общая молитва», отмечает: «Cвоим теплом окутывает нас молитва в храме, с ней приходит к нам смирение, умиление и радость. Не может душа не встрепенуться, не молиться, когда возносит хор к сводам храма благоговейные, торжественные звуки, что пронизаны радостью и тишиной. … Мы ждем от молитвы в храме именно молитвы, а не вокального развлечения и не бесплатного концерта. В своей молитве у себя дома мы не кричим восторженно и грубо, не делаем слащавого лица, чтобы показаться (самим себе) чувствительными. Чувство дается изнутри, а потому мы, наоборот, стараемся уйти от всего внешнего и собраться внутри себя в какой-то тишине и простоте» [9, с.???].
В семье было решено всерьез заняться реабилитацией ребенка с помощью музыкотерапии. И хотя не все верили в нее, но другого выхода просто не было.
В первую очередь была начата работа по восстановлению памяти, нужно было вызвать ранее знакомые Ване эмоции, воспоминания, ассоциации из собственной его жизни до операции. В комнате, где он находился (мальчик в то время находился в полусознательном состоянии, но полностью осознавал всё происходящее вокруг), включались на тихой громкости классические и церковные песнопения, хорошо знакомые ему до операции Ване: Песнопения из Богослужения Всенощного бдения и Литургии, молитва «Сподоби, Господи в вечер сей», обиходный распев, или акафист Святителю Луке. Всё это великолепно сочеталось с ладаном.
Впоследствии, оценивая то, что происходило на первых сеансах, Ваня говорил, что во время прослушивания молитв и классических мелодий он чувствовал, как его мозг, тело, дыхание сливаются в едином ритме. То есть, он пережил то, о чем очень ярко говорит американский исследователь Д. Дж. Кэмпбелл: «Церковные песнопения растягивают гласные звуки, которые вызывают реверберацию на коже и в костях. Эти вибрации стимулируют передние доли головного мозга. ... Петь вместе с записью церковные молитвы, тоже самое что регулярно выполнять массаж мозга» [6, с.???].
Спустя некоторое время с помощью музыкальной терапии, Ваня стал вспоминать и запоминать некоторые молитвы, к нему частично стала возвращаться память, он постепенно восстанавливался. Так, через погружение в музыку, к Ване постепенно стала возвращаться память. Это было удивительно.
Горловое пение – следующий этап в работе с Ваней. Первоначально это были простые молитвы, классические произведения, пьесы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий Помилуй мя грешного», «Богородице, Дево, радуйся», «Святый Боже», «Аллилуия». О последнем песнопении читаем: «Аллилуйя – священное слово, используемое во многих религиях, означает восхваление, хвала. Вначале нужно медленно повторять а-л-л-и-л-у-й-я, давая возможность первым трём нотам или слогам звучать в одной тональности, на одном уровне. Затем среди этих трёх нот медленно подняться вверх. В самом конце плавно опуститься вниз, перед тем как произнесём последний слог» [6, с.???].
В работе с Ваней применялось также монотонное чтение молитв, на одном-двух звуках (ре – ре-диез). Сравнивая церковное пение молитв с пением классических мелодий В.А. Моцарта или П.И. Чайковского, было заметно, что молитвенное пение влияет на Ваню гораздо сильнее, вызывает благоговейные чувства, смиряет, приводит к душевному успокоению. Но в комплексе как классическая, так и церковная музыка положительно воздействовали на здоровье ребенка.
Ежедневно молясь, мы убеждались, что молитва – это действительно могучая сила, которая творит настоящие чудеса. Ваня поправлялся, стал ходить в Храм, никто не мог поверить в то, что ребёнок, который был обречён, так быстро восстанавливался, постоперационные осложнения уходили. На очередном приёме у главного детского врача-онколога Крыма, при внимательном изучении снимков, заключений рентгенологов и результатов МРТ доктор удивлённо сказал, что в Ванином случае всё-таки произошло чудо! Сам же Ваня, утверждает, что это всё заслуга Небесного врача, Святителя Луки Крымского, молитва к которому не прекращается и по сей день. Теперь цель его жизни – стать хорошим врачом, чтобы помогать и спасать людей.
Однако не только внешне Ваня стал обычным, нормально развивающимся подростком. На сегодняшний день у него стали также отступать и некоторые тяжёлые послеоперационные осложнения: практически восстановилась память; почти полностью отступила тяжёлая форма послеоперационного несахарного диабета; постепенно припадки эпилепсии стали уходить: пока еще не прекратились совсем, но остались редкие и несильные приступы в ночное время; реже стали проявляться приступы головной боли и головокружения; полностью прошёл двухсторонний парез (паралич) лицевого нерва.
В своей книге «Господь всегда с тобою» свт. Дмитрий Ростовский пишет: «Кто больше верует – тот Больше и получит! Верит кто, усердно и старательно молясь, что Бог слушает его молитвы – слышит его Бог, не верит – не слышит. Верит кто, что чего просит у Бога – что получит – Получает! Не верит – не получает!» [7, с. ???] Наша семья – верила.
Каждый может, не вникая в причины и последствия данной истории, считать это случайностью, но всё представляющееся нам случайным в действительности происходит только по воле Божией. В книге «Православный катехизис» святитель Филарет Московский пишет: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям» [8, с.???]
В жизни каждого человека всегда может наступить тяжёлая безвыходная ситуация, когда помочь ему уже никто не сможет. В таких случаях ничего не остаётся, как только обратиться за помощью к Богу и к его Святым Угодникам. Крымский Святитель Лука, как говорят в народе, оказывает своё особое покровительство, помощь и защиту особенно детям. Когда после первой операции, в НИИ нейрохирургии им. Бурденко в Москве, Ваня пришёл в себя в реанимации, – он увидел около себя старца в одежде Священника. Это был Святитель Лука, который своим добрым взглядом будто бы говорил: «Ваня, ничего не бойся, теперь у тебя всё будет хорошо». И это в то время, когда врачи уже теряли надежду и не надеялись на положительный исход.
Сегодня, когда все самое страшное уже позади, нас часто спрашивают, где Ваня проходит лечение и кто наш лечащий врач. На эти вопросы мы с гордостью отвечаем: «Наш лечащий врач профессор медицины Войно-Ясинецкий Святитель Лука».
В случае с Ваней мы на реальном примере убедились, что молитвенное пение – это лечение звуком, которое положительно действует на больной детский организм, спасая его от дорогостоящих и далеко не всегда эффективных методов лечения. А именно это является подтверждением того, что жизнью человека руководит и направляет лишь промысл Божий и наши просьбы, молитвы, которые мы приносим с глубокой верой, всегда бывают услышаны Творцом нашим Небесным и всеми Святыми.
Литература:
Зигатен Евфимий, монах. Толковая псалтырь. – M.: Изд-во Синтагма, 2013. – 943 с.
Игнатия, схим. Церковные песнотворцы – М.: Издательство Подворья Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. – 352 с.
Казак В. Последние достижения науки о сознании: Интервью с В. Б. Слезиным // Русский дом. – 1999. – № 7. – URL: http://www.liveinternet.ru/users/5713120/post341700435/ (дата обращения – 17.02.2017).
Корчевников Б. Прямой эфир / Об исцелении Ивана Ф.: Выпуск от 8 августа 2016. – URL: https://youtu.be/5v9lki9t1rM. – Дата обращения – 25.12.2016.
Кронштадский Иоанн Св. Пр. О молитве: Извлечения из дневниковых тетрадей за 1856–1862 гг. – М.: Отчий дом, 2010. – 277 с.
Кэмпбел Д.Д. Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л.М. Щукин; Худ. Обл. М.В. Драко. — М.: ООО Попурри, 1999. — 320 с.
Ростовский Дмитрий, Святит. Господь всегда с тобою. – М.: Благовест, 2010. – 158 с.
Филарет (Дроздов), Святит. Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви – М.: Изд. ООО Белорусского Экзархата, 2016. – 223 с.
Фудель С.И. Записки о литургии и Церкви / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. прот. Н.В. Балашова. – М.: Русский путь, 2009. – 112с.