Практико – ориентированный образовательный проект Анализ учебников русского языка в учебно – методическом комплекте «Перспективная начальная школа» с целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением краеведения №9 города ТюмениАдрес: 625031, г. Тюмень, ул. Шишкова, 15, тел 8 (3452)470675
Практико – ориентированный образовательный проект
Анализ учебников русского языка в учебно – методическом комплекте «Перспективная начальная школа» с целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции
Автор-составитель: Т.А. Чертанова,
учитель начальных классов
2016г
Аннотация
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Коммуникативные умения определяются как способность личности к эффективному выполнению коммуникативной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Развитие коммуникативных умений характеризуется способностью личности с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, регулировать и контролировать процесс совместной деятельности в коммуникации. Таким образом, уровень развития коммуникативных компетенций – показатель развития коммуникативных умений, выражающийся в продуктивной и инициативной коммуникации личности.
Оглавление
Деятельностная парадигма образования в УМК «Перспективная начальная школа» …………………………………………………..……4
Анализ программы русского языка с точки зрения
формирования коммуникативных УУД у учащихся………………….4Механизмы формирования коммуникативных УУД у
обучающихся по средством учебников русского языка…………….…53.1. Приемы и типы заданий формирования УУД в первом классе…..6
3.2. Приемы и типы заданий формирования УУД во втором классе….6
3.3. Приемы и типы заданий формирования УУД в третьем классе….7
3.4. Приемы и типы заданий формирования УУД в четвертом классе...8
4. Заключение……………………..…………………………...………..9
5. Список использованных источников……………………………….10
6. Сведения об авторе проекта………………………………………..11
Деятельностная парадигма образования в УМК «Перспективная начальная школа».
Деятельностная парадигма образования в УМК «Перспективная начальная школа» предлагает соответствующие требования к формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Требование коммуникативности как сотрудничества не должно быть формальным или искусственным. Конечно, учащихся необходимо учить договариваться между собой, учить распределять работу, выбирать роли. Но учебник должен не только включать организационные формы такого сотрудничества (в виде заданий: «Выполни эту работу с соседом по парте») - материал учебника должен для этого подходить. В этом распределении материала на две части должен быть учебный смысл. Например, информация, добытая соседями по парте при выполнении двух частей упражнения, должна отвечать требованию взаимодополнительности или приводить к противоположным выводам. Эта информация должна приводить либо к обсуждению, либо к дискуссии.
Требование коммуникативности как взаимодействия не должно сводиться к необходимости формального использования таких речевых конструкций, как «Выскажи своё мнение» или «А как это будет, с твоей точки зрения…». Если материал учебника даже не предполагает создания поля высказываний, не содержит заданий, которые учат школьника их анализировать и встраивать свое собственное суждение в общий контекст рассуждений, - значит, использование школьником речевой конструкции «С моей точки зрения…» - простая формальность.
Деятельностный подход предполагает механизм создания реального поля разных мнений, использование приемов, помогающих школьнику удерживать и подтверждать свою точку зрения.
Анализ программы русского языка с точки зрения формирования коммуникативных УУД у учащихсяПрограмма разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределятьработу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм: комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а методисты издательства «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1 класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2 класса).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.
Механизмы формирования коммуникативных УУД у обучающихся по средством учебников русского языка.Содержание учебников 1–4 классов является предметом специального внимания в Стандартах и связано с формированием УУД.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
Орфография и пунктуация;
Развитие речи;
Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
3.1. Приемы и типы заданий формирования УУД в первом классе.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте: с. 8, 11, 28, 30, 44, 46, 48, 61, 67; коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника: задания типа: «должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»: с. 20, 23, 29, 34, 35, 40, 46, 48/48, 65, 81, 84.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения.
В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.3.2. Приемы и типы заданий формирования УУД во втором классе.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество - задания, требующие распределения работы с соседом по парте: Ч. 1: с. 53 (30), с.89 (61), с. 133, с.136, с. 150 (114), с.154 (120), с. 156 (124), с. 162 , с. 175 (145); взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника: задания типа: «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?».Ч. 1: с.13, 23, 32, 38, с. 56 (32), с. 86, 90, 104, 125, с. 160 (128).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения:
В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке;в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
3.3. Приемы и типы заданий формирования УУД в третьем классе.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Задания, требующие распределения работы с соседом по парте: Ч. 1: с. 11; с.20 (13, 15); с. 21; с.31,с. 35; с. 36; с. 43-44; с. 99; с. 110; с. 124; с. 130; с. 134; с. 159.Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения:
В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
3.4. Приемы и типы заданий формирования УУД в четвертом классе.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте или выполнения заданий по цепочке: Ч. 1: с.46 (30); с.59 (37); с.65 (42); с.71 (50); с.76 (55); с.79 (58); с.92 (65); с.123 (94); с.136 (104); с. 172 (145).
- взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника (тесно связана с контролем процесса и результатов деятельности). Задания типа: «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему». Ч. 1: с.10-11 (3), с. 19 (12), с. 25 (15); с. 27; с. 32(18), с. 34 (20), с. 34-36 (21); с. 38 (23), с.42 (25); с.47 (31); с. 52; с. 55-56; с. 57; с. 58-59 (35); с.63-64; с.86; с 87; с. 125; с. 127; с.132.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения:
В области коммуникативных УУД: в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
4. Заключение
Таким образом, деятельностная парадигма образования в УМК «Перспективная начальная школа» предлагает соответствующие требования к формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Приемы и типы заданий учебников обеспечивают формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
5. Список использованных источников
5.1. Нормативно – правовые ресурсы
Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно – правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160с. – (Современное образование).
Программа по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)
Программа по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)
5.2. Методические пособия для учащихся:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник.
Лаврова Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Русский язык. 1- 4 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник.
5.3. Учебно-методические пособия для учителя
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
6. Сведения об авторе проекта
Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.
Дидро Д.
Чертанова Татьяна Александровна
Год рождения: 13.09.1985 г.
Образование:
- среднее профессиональное, ГОУ СПО «Голышмановский агропедагогический колледж, 2006г., учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области дополнительного образования.
-высшее образование, ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова», 2010г, педагог – психолог.
Стаж: 3,5г
Должность: учитель начальных классов
Категория: -