Классный час Добро и зло в сказках


Классный час:
«Вежливость и доброта прежде всего!»

Классный руководитель: Иванова К.С.
Тема: «Вежливость и доброта прежде всего!»
Цели: – познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Ход занятия
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. Какие это качества, вы узнаете, когда прослушаете аудиозапись (вежливость и доброта)
Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» — тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Правила вежливости:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Я называю ситуацию, а вы говорите вежливыми или нет были действия в ней.
— Поздороваться при встрече … (вежливо).
— Толкнуть, не извиниться … (невежливо).
— Помочь подняться, поднять упавшую вещь … (вежливо).
— Не встать, обращаясь к учителю … (невежливо).
— Взять билет в трамвае … (вежливо).
— Не уступить место пожилому … (невежливо).

А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.А) Лене надо было срочно обратиться к учительнице, а та разговаривала с другой учительницей. Лена подбежала и сказала: «Ирина Петровна …». Какую ошибку вы заметили? Что бы вы посоветовали девочке? 
Б) Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама с тяжелыми сумками и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя ответил: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты – уроками». Что вы скажете о поведении мальчиков? Как нужно было поступить?
Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова.
Игра: «Вежливые слова»
Учитель. Давайте  немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а  вам необходимо  досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыбаОт слова доброго ... (“Спасибо!”) 
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовьюЖелаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя:
 Это очень замечательно и прекрасно, что вы знаете много добрых слов. Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на  окружающих вас людях. Проверяйте и контролируйте себя всегда, не причиняете ли вы, окружающим вас  людям, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было радостно, приятно, когда вы рядом.
«Игра» Волшебный цветок доброты и вежливости
Учитель: 
По всему классу прикреплены лепестки, на которых записаны слова, из которых складывается доброта. Вам необходимо собрать цветок доброты и объяснить значение этих слов. Каждый учащийся берет один лепесток и прикрепляет на доску, объясняет значение слова.
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)  
терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам)
забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
сопереживание (сочувствие к другому человеку)
взаимопомощь (помощь друг другу)
вежливость (доброе отношение)
-А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
-Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?
Доброта — это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить — чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек — тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Итог.
Наш классный час подходит к концу. Впереди вас ждёт нелегкая, не простая  дорога под названием  жизнь. Делайте добрые дела, не требуя награды, не упоминайте о них, не хвастайте ими, совершайте добрые поступки. Вы должны вырасти настоящими, честными, порядочными  людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.