День защиты морских млекопитающих
Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие
Разработка внеклассного мероприятия для школьников 3-5 классов
Сценарий познавательной и развлекательной программы для 3, 4, 5 классов
Сценарий внеклассного мероприятия «Подводная Одиссея»
Оформление. Сцена — подводное царство. На заднике сцены — изображение морских медуз, водорослей, проплывающих рыб. Посредине сцены — трон для морского царя и русалок. Слева — сундук, он перевязан разноцветными лентами. Справа — разбитый сосуд с сокровищами. На авансцене — места для участников.
Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Человек-амфибия». Выходит ведущий
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на познавательно-развлекательной программе «Подводная одиссея», где встречаются команды (названия). Эту встречу проведет для вас (имя, фамилия). Если посмотреть на карту, на которой изображена наша планета Земля, то можно увидеть много голубого цвета. Это океаны, моря, реки — ведь голубым цветом на карте обозначают воду. Известно, что первые живые существа на Земле появились именно в воде. И сейчас в ней обитают больше половины всех животных, растений и рыб. Ребята, скажите, кто всю жизнь проводит в воде?
Ответы детей.
Ведущий. Совершенно верно! Недаром говорят: «Рыбы — дети воды». Они живут и в соленой воде, и в пресной. Рыб в мире огромное количество — морские, речные, озерные, прудовые, аквариумные. Сейчас мы с вами окунемся в подводный мир. Ведь тема сегодняшней нашей встречи — «Подводная одиссея». Итак, встречаем команды...
Звучит музыка, в зал входят команды. Они занимают места за столиками.
Ведущий. Уважаемые команды! У вас на столиках — Андреевский флаг. Это флаг военно-морского флота России, учрежденный в 1699 году Петром Первым. Под этим флагом мы отправляемся в наше путешествие. Но какой же моряк без морской формы!
Под музыку каждая команда получает форму и надевает ее.
Ведущий. Подводный мир — это подводное царство! Какое же царство без царя? Встречаем повелителя морей — царя морского!
Звучит музыка. Входит морской царь со своими русалками, которые несут сундук, перевязанный пятью разноцветными лентами.
Морской царь. Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни подводного мира, получит в награду мой дар, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит определенной команде.
Объясняет соответствие лент и номера школы.
А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своими русалками.
Игру начать повелеваю!
Царь и русалки занимают место на «троне».
Ведущий. Итак, начнем игру! Первый конкурс — разминка. За каждый правильный ответ вы получаете морского конька. Та команда, которая заработает большее количество коньков — победительница.
— Назовите самое большое животное в мире. (Кит)
— Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)
— Кого называют грозой морей? (Акулу)
— Кто автор литературного произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (А. С. Пушкин)
— Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку в сказке С. Я. Маршака? (Щука)
— Именем каких трех рыб названа харчевня в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Харчевня «Трех пескарей».)
— Что такое уха? Какое блюдо на Руси так называлось? (Уха — суп из свежей рыбы. На Руси ухой назывались все супы на рыбном бульоне).— Кто написал сказку, в которой герою для исполнения желания достаточно было заявить: «По щучьему велению, по моему хотению»? (Русская народная сказка «По щучьему велению».)
— Назовите имя знаменитого гусляра, побывавшего на дне моря-океана у морского царя? (Садко)
— На чем совершили необычное путешествие капитан Врунгель, старший помощник Лом и матрос Фукс? (На яхте «Беда»)
— Кто из литературных героев вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы? (Барон Мюнхгаузен.)
— Как называется река со стеклянными берегами, которая никуда не течет? (Аквариум)
— Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)
— Любимая одежда кота Матроскина? (Тельняшка)
— Из чего выклевываются крошечные рыбки? (Из икры, каждая икринка — это яйцо рыбы.)
— Послушайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)
— Кто из литературных героев провел 28 лет на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)
— Как называют больших лягушек? (Жаба)
— Как называются водяные растения? (Водоросли, коралловое дерево, ряска.)
— Нечистая сила, которая живет в воде. (Водяной)
— Послушайте еще одну загадку: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом)
— Что нужно взять от паровоза и кита, чтобы лодка поплыла? («Пар» — от паровоза, «ус» — от кита, получится «парус».)
Подводятся итоги разминки, выявляется команда- победительница.
КОНКУРС № 2 (ДЛЯ КОМАНД)
«Подготовка судна к морскому путешествию»
Ведущий. В конкурсе принимает участие вся команда (или два человека).
1-й вариант. Ваша задача: подготовить судно к отплытию, а судно это вы должны выложить из спичек. Кто быстрее и интереснее сделает это, тот и победитель. Не забудьте дать название своему судну.
2-й вариант. Ваша задача: подготовить судно к отплытию, то есть насосом накачать надувной матрац, круг, подушку. Кто быстрее сделает — тот и победитель. Остальные члены команды должны придумать название своему кораблю.
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.
Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Морская азбука». Каждая команда получит карточку, на которой изображен корабль, украшенный разноцветными флагами. Каждый флаг соответствует букве алфавита. Вам необходимо, используя карточку-расшифровку, прочитать, что написано флажками.
Команды расшифровывают надпись.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Ведущий. Пока команды работают, мы с вами попытаемся разгадать загадки под названием «Речные жильцы».
1.
Есть крылья — не летаю,
Ног нет, а гуляю.
По земле не хожу.
На небо не гляжу,
Звезд не считаю.
Людей не избегаю. (Рыба)
2.
Мастер шубу
Себе сшил,
А иглу вынуть забыл. (Ерш)
3.
Что это у Галочки? —
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)
4.
Сапожник — не сапожник,
Портной, не портной,
Держит во рту щетину,
В руках — ножницы. (Рак)
5.
Город дыроват, дыроват,
Заехать — так не выехать
Назад. (Сеть, невод.)
6.
Вот по желтой по дорожке.Скачет, вытянувши ножки,
Этот толстый Тарас.
Он кричать громко горазд. (Лягушка )7.
Домик маленький, окошек много,
А кто зайдет — обратно не выйдет. (Рыболовная сеть.)
8. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыба, рыбья чешуя.)
9.
Есть голова, да нет волос,
Есть глаза, да нет бровей,
Есть крылья, да не летает. (Рыба)
10. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
11. Черная собака висит, а рыжая на ней питается. (Котелок над костром, в котором варится уха.)
12. Когда рыба спит, закрывает ли она глаза? (Рыбы спят с открытыми глазами.)
Подводятся итоги конкурса «Морская азбука».
Ведущий (обращаясь к командам). Любите ли вы есть рыбу?
Ответы детей.
Рыба очень вкусная и полезная еда. Но сначала рыбу нужно поймать. Следующий конкурс так и называется «Как поймать рыбу?»
Команды получают карточки.
Их задача: назвать средства для ловли рыбы и записать название на листочке бумаги.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
1. В какое время суток лучше клев? (Лучший клев бывает в утренние часы, в течение дня он непостоянный и довольно вялый.)
2. Что такое наживка? (Это то, на что ловят рыбу.)
3. Какая бывает наживка? (Хлеб, перловая крупа, мормыш, дождевой червь, красный навозный червяк, кузнечик, личинка стрекозы, ручейник, пиявка, мотыль, рыбий глаз.)Подведение итогов конкурса «Чем ловят рыбу?».
Ведущий. Итак, внимание — конкурс капитанов, который называется «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Начнем с того, уважаемые капитаны, что вы наловите нам рыбки на уху. Вот вам удочки, вот ведерки. Рыба плавает в «водоеме». Кто быстрее и больше наловит рыбы, у того и уха будет вкуснее.
Картонных рыбок с кольцом в голове ведущий располагает на полу. Участники, подцепив их крючком удочки, складывают рыбок в ведра. Кто «наловит» больше, тот и победитель.
КОНКУРС ДЛЯ КОМАНД — «ВКУСНАЯ УХА»
Задание: написать рецепт ухи.
КОНКУРС ДЛЯ КОМАНД — «КОЛОДЕЦ»
Ведущий. Капитанам команд предлагается вытянуть по одной карточке с изображением колодца, а колодцы не простые, а загадочные. Выберите такое ведро, чтобы буква, на нем написанная, подошла к тем, которые написаны на срубе. Будете ведра в колодец опускать, получится у вас по четыре разных слова. Задание: какое ведро надо в колодец опустить? Загадку отгадаете и воду достанете. Ответы запишите.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ — «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Ведущий. Я показываю вам картинки, а вы должны назвать автора и название произведения.
КОНКУРС ДЛЯ КОМАНД — «РАСШИФРУЙ КОНЦОВКУ»
Командам предлагается по две карточки. На одной из них изображены буквы, на другой — схема со стрелками и цифрами, по которой игроки могут прочитать то, что написано буквами, то есть концовку программы.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ — «ЗАМЕНИТЕ ОДНИМ ГЛАГОЛОМ»
Ведущий. У моряков существуют свои выражения, понятные только им. Например: «совать нос», но это выражение можно заменить одним словом — вмешиваться. А каким одним словом можно заменить следующие выражения?
«Клевать носом» — дремать.
«Зарубить на носу» — запомнить.
«Унести ноги» — убежать.
«Натянуть нос» — обмануть.
«Надуть губы» — обидеться.
«И был таков» — удрать.
«Чесать язык» — болтать.
«Попасть впросак» — ошибиться.
«Намозолить глаза» — надоесть.
Подведение итогов конкурса «Расшифруй концовку». Правильный ответ: «Встрече нашей конец, кто участвовал - молодец!».
Морской царь (подводя общие итоги игры). По развязанным узелкам на ленте обладателем моего дара становится команда (название). Второе место заняла команда (название). Третье место заняла команда (название).
Ведущий. Мы поздравляем команду-победительницу, а других благодарим за участие. Спасибо за внимание!
РЕКВИЗИТ
1. Андреевский флаг — 3 шт.
2. Морская форма.
3. Сундук, перевязанный разноцветными лентами.
4. Морские коньки.
5. Спички.
6. Насосы, надувные матрацы, круги, подушки.
7. Карточки с изображением корабля, украшенного разноцветными флагами.
8. Карточки с названием средств для ловли рыбы.
9. Удочки, ведерки, вырезанные из картона рыбки.
10. Карточки с изображением колодца и ведер.
11. Иллюстрации к различным литературным произведениям.
12. Две карточки: первая — с изображением букв, вторая — со схемой с цифрами и со стрелками.