Конспект урока по географии на темуПервые европейцы на краю Азии

Открытый урок по географии в 5 классе
Тема: Первые европейцы на краю Азии.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Изучить путешествие Марко Поло в Азию.
Задачи: Продолжить формирование умений:
- слушать информацию и выбирать главное;
- умение работать с географической картой;
-составлять описание событий по теме;
- определить причину путешествия европейцев в Азию.
- работать на контурной карте.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- развивать логическое мышление, отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: Формирование умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.
Личностные УУД: Формирование способности сопереживания; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Ключевые слова: Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
Оборудование: «География» 5 класс. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; мультимедийное оборудование, учебник, атлас, контурная карта.
Ход урока:
I. Оргмомент.Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному осеннему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбкой начнем наш урок. Тихо девочки за парты сели. Тихо мальчики за парты сели .На меня все посмотрели.
- Ребята мы с вами продолжаем путешествовать по карте мира. И сегодня мы продолжим заочное путешествие. А куда узнаете немного позже.
II.Актуализация знаний.
- Дети, когда вы отправляетесь в путешествие, поездку, что вы берете с собой? Багаж.
Так и нам сегодня понадобится необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? Это багаж наших знаний. Но для нашего путешествия нам понадобятся маршрутные листы. На столе у каждого маршрутный лист. Давайте их заполним . Ф.И., класс.
Заданий будет три. И так, задание №1. Фронтальный опрос. Ответьте на вопросы.
 
1.Люди с севера.(норманны)
2. Земля, открытая Лейвом Эйриксоном, где рос дикий виноград. (Винланд)
3. Огромный остров, лежащий к западу от Исландии, открытый Эйриком Рыжим.(Гренландия)
4. Корабль викингов.(даккара)
5. Остров, на котором много гейзеров, вулканов.(Исландия)
6. Родина викингов.(Скандинавский полуостров)
7. Люди моря. (викинги)
8. Устные сказания викингов (сага)

Молодцы! Идем дальше. Ребята, мы с вами что-то забыли. Ни одно путешествие не обходится без чего???? Правильно, без карты. А знаете ли вы карту?
Задание № 2 Каждый ученик индивидуально работает с географической номенклатурой, которая обозначена на карте полушарий и расставляет цифры на листках, которыми обозначены географические объекты на карте.(Тихий океан, Южная Америка, Африка, Средиземное море, Красное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова, Скандинавский полуостров, остров Гренландия.)
3 ответить на вопросы кроссворда и сказать, о каком путешественники пойдет сегодня речь на уроке?










Четвертая планета Солнечной системы.
Философ, собравший немало доказательств о шарообразности Земли.
Стороны горизонта.
Условная линия, которая делит Землю на два равных полушария.
Прибор, с помощью которого можно точно определить сторону горизонта.
Математик, который считал что Земля может иметь только форму шара.
Это умение определять свое место положение, относительно сторон горизонта.
Естественный спутник Земли.
Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца.
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправляться в путь. И так взяли свои кораблики, которые стоят у вас на столе и прикрепили на доску. Поплыли. В добрый путь!(под музыку «Шум моря» учащиеся вешают бумажные кораблики на физическую карту мира. III. Изучение нового материала.
И так, тема нашего урока путешествие Марко Поло. Запишите в тетради. Тема: Первые европейцы на краю Азии.
Каковы наши задачи?
Вы сейчас сядьте красиво, спинки выпрямите и внимательно посмотрите видеоролик о путешествии Марко Поло.
А теперь , используя видеоролик и учебник, а именно параграф 10 стр.49 мы поработаем в группах и ответим на вопросы.
1 группа. Зачем купцы Поло отправились в путешествие? Их маршрут.
2 группа. Почему венецианские купцы провели длительное время в Китае? Чем они занимались в Китае?
3 группа. Почему о путешествии Марко Поло и его родных мы знаем?

Обсуждение результатов поиска
IV. Физминутка. Ребята, мы на корабле. Звучит шум моря, проводится игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три»
Взмахи руками, покачивания, изображение морских фигур.
V. Первичное закрепление изученного
А сейчас ребята мы посмотрим, кто был самым внимательным.
Как называется книга о путешествии Марко Поло?(«Книга Марко Поло о разнообразии мира»)
Кто автор этой книги?( писатель Рустичано)
Книга Марко Поло- научный отчёт или приключенческий рассказ?( скорее всего это научный отчет, так как книга стала важным источником знаний о странах Азии)
Как называется китайский корабль?(джонка)
Кто такой хан Хубилай?(китайский император)
Расскажите, что вы узнали о путешествии Марко Поло?(он много лет служил китайскому императору и совершил много поездок по стране)
А теперь мы послушаем ребят, которые изучили некоторые главы из книги Марко Поло о разнообразии мира.(Рассказ 1-2 учащихся)
Озвучивают свои записи, слушают, делятся впечатлениями.
VI. Закрепление изученного, обобщение и систематизация.
О чем говорят вам эти слова:
Азия, Венеция, Средиземное Море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
Воспроизводят события, связанные с перечисленными словами.
Подведения итогов. Выставление оценок за урок.
VII. Информации о домашнем задании. Даю полный инструктаж домашнего заданию, слежу чтобы учащиеся записали в дневник.
Изучить § 10, выполнить задания и ответить на вопросы учебника на с.53,
Составить перечень товаров, ставших известными и доступными европейцам после путешествия Марко Поло в Китай
VIII. Рефлексия. «Кораблик».
-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.
Спасибо за урок! Урок окончен!





15