Работа по теме: «Методика работы с текстом как условие формирования коммуникативной компетенции обучаемых»


Методика работы с текстом как условие формирования коммуникативной компетенции обучаемых.
Текст – это реальная и продуктивная основа обучения всем видам речевой деятельности, которая базирующаяся на 3-х этапах работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
В своей работе я систематизировала приемы, характерные для каждого этапа, подобрав наиболее эффективные, и внедряю в практику методический подход по работе с текстом:
Таблица 2. Приемы оперирования с материалом текста.
название этапа суть этапа виды упражнений
предтекстовый этап предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования Подстановочные упражнения:
-Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
-Замените выделенную форму по образцу.
Трансформационные упражнения:
-Составьте из двух предложений одно простое.
-Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
-Выразите ту же мысль другими средствами.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
-Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
-Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
текстовый этап
предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста
Упражнения на реконструкцию текста:
-Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
-Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
-Составьте сокращённый вариант текста из 7-10 предложений на основе выбора их из предложенных.
Упражнения на перефразирование:
-Замените слово синонимом по образцу.
-Замените слова дефиницией (описанием).
-Преобразуйте действительный залог в страдательный, и, наоборот, по образцу.
-Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
-Воспроизведите текст по плану
Упражнения на обобщения материала:
-Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
послетекстовый этап на послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста
Упражнения на выявление темы текста:
-Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев
-Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
-Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
-Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
-Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
-Выделите авторские характеристики.
-Ответьте на вопросы к фрагментам текста.
-Поставьте вопросы к фрагментам текста.
-Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
-Дайте свою характеристику героям.
Таким образом, данная таблица позволяет проследить основные приемы работы с текстами, а также выявить направленность каждого этапа на развитие коммуникативных умений учащихся:
1. Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе направлены на устранение смысловых трудностей:
- важны приемы на развитие языковой догадки (для формирования навыков прогнозирования), например, определить содержание текста по заголовку, по иллюстрациям, по видеоряду без звука, по началу истории и т.д.;
- важна словарная работа (как перед чтением, так и в процессе чтения), которая может быть организована через групповое или коллективное обсуждение, через подбор синонимов и антонимов или через работу с англо-английским словарем, где включается страноведческая информация.
2. На текстовом этапе важны коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач:
- эффективными являются задания на цитирование текста (как доказательство понимания прочитанного);
- задания на умение самостоятельно задать вопросы к тексту (свидетельствует об активной позиции ученика во время чтения, ставят ученика в позицию исследователя и формируют прогностические умения);
- задания на смысловую группировку текста (выделение опорных пунктов, разделение текста на смысловые части, выделение главной мысли);
- задания на составления плана (как основу для будущего пересказа и понимания содержания).
3. Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на послетекстовом этапе направлены на понимание прочитанного. Развитие коммуникативных умений идет в процессе выполнения следующих заданий: составить аннотацию, выразить идею текста одним предложением. Используется прием коллажирования (ассоциация текста в виде рисунка). Прием «кластеры» применим на стадии рефлексии: информация, касающаяся какого-либо явления, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров - «гроздьев». В центре находится ключевое слово, последующие ассоциации обучающихся логически связывают с ключевым понятием.
Показать практический результат своей работы по применению коммуникативного метода (с организацией работы над текстом) мне удалось на примере 6 класса «Б» в конце (2013) – мной был дан открытый урок по теме «Хобби. Семья Бетси» для Творческого сообщества гуманитариев.
Таким образом, работа с текстом является одним из основных этапов подготовки самостоятельного речевого продукта, а учебная деятельность обучаемых при работе с текстами направлена на поиск и анализ информации. Внедряя разнообразные приемы работы с информацией, учитель совершенствует не только познавательные процессы учащихся и коммуникативные умения, но и развивает их собственную личную сферу, способствуя их социальной адаптации, а также может проследить динамику успеваемости. Примером могут служить данные, представленные в таблице № 3 (Умение работать с текстом).
Данные таблицы наглядно демонстрируют положительную динамику формирования умения учащихся работать с текстом: за три года количество учащихся, полностью справившихся с заданиями, в среднем увеличилось на 15%, количество учащихся, которые не могли выполнить задания по работе с текстами, сократилось в среднем на 10%.
В качестве критериев работы над текстами были выделены не только успеваемость и качество знаний, но также следующие критерии:
- совершенствование познавательных процессов: формирование умения прогнозировать;
- развитие исследовательских учебных действий: развитие навыков работы с информацией;
- формирование коммуникативной стратегии высказывания;
- формирование компенсаторных умений.
Данные диаграмм и таблиц позволяют проследить динамику развития и формирования выбранных критериев.
Данная диаграмма составлена на примере 4,5,6 классов за три года. Диаграмма демонстрирует динамику в среднем на 26 %. Данные взяты на основе специально подобранных практических заданий работы с текстами по итогам 4, 5 и 1 полугодия 6 класса.

Данные мониторинга развития исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: такие как, поиск и выделение нужной информации (цитирование), фиксация (выделение опорных пунктов, разделение на смысловые части) и обобщение информации (аннотация, выразить идею одним предложением) показывают, что средний балл за практические работы повысился с 3,5 до 4,03 балла.
Формирование коммуникативной стратегии высказывания учащихся за период с 2011 по 2013 гг. по методике Конышевой А.В. (в книге «Современные методы обучения») рассмотрено на примере учащихся 6 «А» класса, имеющих уровень усвоения материала «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего» и «высокий».
Проводя анализ результатов по компонентам стратегии высказывания, можно сделать следующий вывод:
- умение удержать внимание собеседника сформировано на уровне: «низком» - 10%, «ниже среднего» 30%, «среднего» у 30 % учащихся, «выше среднего» 20 %, «высоком» 10%;
- развитие компенсаторных умений: «выше среднего» 10%, «средний уровень» 30%, «ниже среднего» 30%, «низкий» 30%.

Говорение как один из видов речевой деятельности формируется путем совершенствования диалогической речи. Объем диалогической речи достигает от 3 до 4 реплик, продолжительность диалога в среднем составляет 2 минуты. Формирование коммуникативной стратегии высказывания для учащихся и овладение основными компонентами данной стратегии позволяют совершенствовать диалогическую речь, у большинства учащихся умение вести диалог на заданную тему стало успешно реализовываться.
На основе работы с текстом развиваются и совершенствуются следующие компенсаторные умения.
Таблица 4. Совершенствование компенсаторных умений.
( 5-6 классы за 2012-2013 гг.)
виды компенсаторных умений 2012-13 2013-14
группа: 10 человек
5А 6А
2012-13 2013-14
группа: 10 человек
5Б 6Б
2012-13 2013-14
группа: 15 человек
5В 6В
1.переспрашивать, уточнять значение незнакомых слов 8 9
10% 6 8
20% 12 14
13%
2.использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь 8 9
10% 7 8
10% 12 14
9%
3.прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов 9 10
10% 8 10
10% 13 15
13%
4.догадываться о значении незнакомых слов по контексту, жестам, мимике 9 10
10% 8 10
20% 14 15
8%
5.использовать синонимы, антонимы, описание понятий при дефиците языковых средств 9 10
10% 8 9
10% 13 14
8%
Таким образом, данные таблицы позволяют сделать вывод: работа над различными видами текстов как неотъемлемая часть коммуникативного метода, позволяет развивать компенсаторные умения обучаемых.