Классный час на тему Добро и зло (5 класс)
Классный час в 5 классе
Тема: «Добро и зло».
Цель занятия: формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
создание условий для понимания значения понятий добра и зла;
воспитание чувства неприятия зла, стремления совершать добрые дела;
развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Ход занятия.
Учитель: -Прочитайте эпиграфы на слайдах (Слайды 1, 2, 3):
1) Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! Ш. Руставели
2) Путем зла не доходят до добра. Вильям Шекспир
3) Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Л.Н. Толстой
Учитель: -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
-Да, действительно, тема занятия «Добро и зло».
Что такое добро? Какие синонимы к слову «добро» вы можете назвать? (учащиеся дают ответы)
В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное (Слайд 4). Противоположное – зло. Что такое «зло»? Какие синонимы к этому слову вы можете назвать? (учащиеся дают ответы)
В словаре С. И. Ожегова: Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность (Слайд 5).
Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. (Слайд 6)
Учитель: - Назовите слова, в которых заложено понятие добра. (Доброжелательность, добродушие, добродетель, добросердечность, добропорядочность). (Слайд 7)
Учитель: Тема добра и зла часто упоминается в поговорках. Давайте вспомним некоторые из них.
Поговорки о добре и зле.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая.
Добрый человек плачет от радости, а злой – от зависти.
Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Злой не верит, что есть добрый. (Слайд 8)
Игра "Сказочный герой – добрый или злой"
Учитель:- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина)
Притча.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк
побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (Слайд 9)
Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?”
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? (Слайд 10)
Учитель: Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Классный руководитель. Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.
Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
Прощать ошибки других.
Не жадничать.
Жалеть других.
Не завидовать.
Помогать людям.
Делиться последним с другом.
Защищать слабого.
Прощать ошибки другим. (Слайд 11)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами поговорили на очень важную и серьезную тему. Разговор, наверняка затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь, кичиться ею. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. Будьте глубоко нравственными людьми! Всем спасибо за внимание и понимание. А в конце классного часа хотелось бы прочитать такое стихотворение:
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!
Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви. (Слайд 12)
15