Разработка урока по обществознанию на тему Моральный выбор: добро и зло (9 класс)
Урок обществознания в 9 классе
Тема: Моральный выбор: добро и зло
Цели: Раскрыть смысл основных моральных понятий добра и зла; объяснить понятие морального выбора; разъяснить необходимость осознания ответственности за свой выбор, свои поступки; уяснить необходимость преодоления зла в себе. Продолжить работу по сравнению норм морали и права (Международное гуманитарное право), по изучению норм МГП об отношении к раненым и больным; объяснить необходимость терпимого, гуманного поведения людей в ситуациях вооруженного конфликта; совершенствование навыков сопоставительного анализа научного и художественного текста; вызвать сильный эмоциональный отклик на нравственную проблему (проблема выбора).
Оборудование
1. Текст извлечения из Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (о раненых и больных).
2. Текст художественного произведения (В. Закруткин «Матерь человеческая» // УМ К «Вокруг тебя мир». 6-й класс, с. 63).
3. Лист с подготовленными эпиграфами к уроку.
4. Подготовленный лист с определением понятия «зло».
5. Толковый словарь русского языка Ожегова.
Подготовка детей (опережающее задание к уроку)
1. Подготовить цифровой и фактологический материал, рассказывающий о проявлениях добра и зла.
2. Составить синквейн «Добро».
3. Прочитать отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
План урока
Вводный этап
Погружение в тему через использование приёма «телетайп» (учащиеся зачитывают по очереди подготовленные дома факты из СМИ).
Отработка понятия «добро», используя домашнее задание – синквейном – и толковый словарь Ожегова; понятие «зло» - по словарю и через беседу с учащимися.
Постановка проблемного вопроса: «Как сделать мир добрее?»
Основной этап
Закрепление знания норм Международного гуманитарного права, знакомство с новыми статьями ( беседа по тексту – раздаточный материал1).
Работа с текстом отрывка из повести В. Закрутина «Матерь человечес-кая». Разъяснить сущность морального выбора человека, причины и последствия этого выбора.
Приём «Перекрёсток»: сравнить статьи Женевской конвенции и действия героини повести Марии (работа с текстом).
Работа с эпиграфом (раздаточный материал 2), запись ключевых слов.
Индивидуальные задания: составить словарики урока.
Итог урока
Ответ на проблемный вопрос.
ХОД УРОКА
На доске. Алгоритм, заполняется в течение урока
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных – доброта.
I. Вводный этап
Урок начинается с чтения несколькими учащимися подготовленных цитат из СМИ с фактами, которые иллюстрируют понятия добра и зла.
Примерные тексты
1. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.
2. В XX в. произошло две мировые войны, человеческие потери в которых составили до 72 млн человек.
3. Россия в XX в, участвовала в 13 вооруженных конфликтах, общие потери в которых составили около 30 млн человек.
4. 27 сентября 2003 г. на Алтае произошло 12-балльное землетрясение. Материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. В республику Алтай срочно была послана помощь из Абакана, Барнаула, Красноярска и ряда других городов Сибири. 50 млн рублей было выделено правительством, 30 млн рублей собрано для фонда помощи.
Учитель. Что вы почувствовали, услышав эти цифры и факты?
О чем говорят эти факты?
Каждый день на протяжении всей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом. Тема этого урока так и называется: «Моральный выбор: добро и зло». Дома вы обдумывали понятие «добро» и составляли синквейн.
1. Познакомьте нас с вашим творчеством. (Выслушиваются 45 учащихся, выполненные синквейны на альбомных листах, вывешиваются на доску.)
2. Одновременно с данной работой двум парам учащихся дается задание найти в словаре Ожегова определения понятий «добро» и «зло».(Под синквейном записывается определение понятия «добро»).
СИНКВЕЙН
Добро.
Справедливое, позитивное.
Хранить, творить, помогать.
Добро должно победить зло.
Свет души.
Добро все полезное, хорошее, положительное.
Учитель. Да, добро это прекрасно, но в мире есть еще и зло.
Как объясняет это понятие словарь?
запись на доске
Зло все отрицательное, противоположное добру.
Учитель. Что может являться источником зла?
Ученики. Человек и природа.
Учитель. Каким может быть зло?
Ученики. Моральное, физическое.
Учитель. Какое зло более страшно для человека моральное или физическое?
Выслушиваются ответы учеников. Домашнее задание: синквейн «Зло» (для желающих).
Основной этап
Учитель. Я познакомлю вас с древней китайской притчей.
Подумайте над смыслом притчи и прокомментируйте ее.
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
Умеешь ли ты лгать? спросил мудрец.
Конечно, нет! ответил юноша.
А воровать?
Нет.
А убивать?
Нет...
Так иди, воскликнул учитель, и познай все это. А, познав, не делай!»
Подумайте над смыслом притчи и прокомментируйте ее.
Ученики. Конечно же, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но ощутить, что это присутствует в жизни.
Добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Учитель. Как вы считаете, что важнее бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
В обычной жизни человек может показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть плохое отношение к человеку под маской доброты. Но есть такие критические ситуации, когда это невозможно и человек должен делать свой выбор.
Такой критической ситуацией является война. Она не щадит ни тех, кто воюет, ни тех, кто находится в стороне от военных действий.
Существуют ли нормы права, регулирующие отношения между людьми во время вооруженных конфликтов?
Как называется эта отрасль права?
Ученики. Международное гуманитарное право.
Учитель. Кого защищает МГП?
Ученики. Тех, кто непосредственно не участвует в военных действиях: раненых, больных, детей, стариков и женщин...
Учитель. Чьих интересов касаются данные главы?
Ученики. Раненых и больных.
Учитель. В каких случаях стороны обязаны защищать больных и раненых?
Ученики. При всех обстоятельствах...
Учитель. Какое обращение с ранеными и больными запрещает МГП?
Какое обращение к умершим предписывает МГП?
Как должн
·ы пресекаться злоупотребления и нарушения норм МГП?
Почему стороны должны придерживаться норм МГП?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель (подытоживает ответы учеников). Сама ситуация вооруженного конфликта способствует противоправному поведению его участников, война стимулирует насилие, оно становится привычным: война обесценивает нравственные ценности. Часто человеком руководят страх, ненависть, страдания близких, желание отомстить за погибших товарищей. И в этот момент на первый план выходят нормы морали, т.е. правила, рекомендующие человеку, как ему поступить в том или ином случае. Но правил много, и человек должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.
Кто же контролирует наш выбор?
Ученики. Есть такой невидимый, но могущественный и строгий контролер наша совесть.
Учитель. Во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили.
Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню...
Учащиеся читают отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
Вопросы и задание по тексту:
* Какое историческое событие описывает автор?
* Найдите описание немцев в тексте.
* Почему описания немцев-карателей и Вернера Брахта разные?
* Какие чувства испытывала Мария, увидев раненого немца в погребе? Какое решение она принимает?
* Почему Мария запомнила каждую из 9 ступенек, ведущих в погреб?
* Какой выбор встал перед Марией?
* Что остановило Марию? Почему?
* О чем нам говорит название произведения?
Учитель. «Девять ступенек приближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите строками из текста.
Проведите параллели между текстом Конвенции9раздаточный материал 1) и текстом произведения В. Закруткина (работа по тексту).
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»
(раздаточный материал 2).
Учитель. Почему это стихотворение можно назвать эпиграфом к данному уроку?
Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных – доброта.
Учитель. Домашнее задание: на листе эпиграфов есть еще высказывания. Выберите то, которое вам больше понравилось, и объясните его в мини-сочинении.
III. Итог урока
Учитель. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак
знак гармонии и борьбы противоположностей.
Объясните его с точки зрения нашей темы.( Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот).
Учитель. Как же сделать мир добрее?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель. Если добро и зло есть порождения внутреннего, духовного мира человека, значит, борьба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут происходить только путем внутренних усилий. Он останется «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе.
Рефлексия учащиеся заполняют «лист ответа»
Я узнал
Я понял Я удивлён
Приложение 1
Приложение 3
Женевская Конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)
Глава II. Раненые и больные
Статья 12. Личный состав вооруженных сил и другие участники военных действий, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.
(...) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.
Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (...)
Статья 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)
Статья 17. (...) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (...)
Глава IV. Личный состав
Статья 24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.
Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений
Статья 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).
Статья 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.
Приложение 4
Приложение 2
Моральный выбор:
добро и зло
Синквейн
«Добро»
Определение
«Зло»
15